Авианова сообщает, что усиленными темпами возвращает деньги пассажирам. Конечно, обмануть электорат перед выборами это было бы крайне неразумно. Но в шуме вокруг пострадавших пассажиров никто не услышал голоса более 300 сотрудников авиакомпании (90% - лётный состав). А ведь они тоже граждане страны, тоже пострадавшие и даже в большей степени – они потеряли работу.
28 октября работникам «Авиановы» были выданы на руки уведомления о возможном расторжении трудового договора в конце декабря 2011г. в связи с ликвидацией компании. Чуть позже, 7 ноября 2011 г. в ЕГРЮЛ была внесена запись о начале процедуры ликвидации. По закону в такой ситуации сотрудникам полагается (помимо зарплаты) компенсация – три среднемесячных оклада. Однако большую часть сотрудников удалось убедить, что «ловить» им нечего и те были вынуждены написать заявления «по собственному желанию». Тем самым одни собственноручно отказались от причитающейся им компенсации. А для тех, кто не пожелал добровольно идти на поводу у руководства, были созданы «особые» условия. Лётному персоналу, который обычно работает по графику, приказали ежедневно приходить в офис компании и проводить там полный рабочий день. При этом установлен жёсткий контроль прихода и ухода сотрудников. За малейшее опоздание сотруднику грозит увольнение по статье. Лётный персонал вынудили не только убивать время в офисе и, вероятно, заниматься работой, не предусмотренной трудовым соглашением, но и лишили возможности поиска нового места работы.
Так, бывший директор по управлению доходами «Авиановы» Ольга Гаврилова, которая сообщила газете Ведомости, что авиакомпания может не выполнить обязательства как минимум перед 17 тысячами пассажиров, была уволена «за прогулы» (BFM.ru). В серьёзность нарушения трудовой дисциплины Гавриловой можно было бы поверить, если бы она была единственным сотрудником, уволенным по статье после 4 октября. Неужели сотрудники, ранее пользовавшиеся полным доверием руководства, вдруг в одночасье стали нарушителями?
Странность ещё и в том, что в компании для офисных работников объявлен режим простоя, а режим работы летного персонала никак не оговорен. Более того, сотрудники не получали зарплату ни в октябре, ни в ноябре. И это при том, что по заверениям Авиановы продолжаются выплаты пассажирам (возвращено 2/3 суммы задолженности). Но это же явное нарушение. При ликвидации компании первым делом производятся выплаты в бюджет по налогам, и гасятся долги по зарплате перед работниками компании, а уже потом ведётся расчет с кредиторами, кем, по сути, и являются пассажиры. Неизвестно были ли осуществлены платежи в бюджет, но долги по зарплате точно не погашены. И ситуация продолжает накаляться. Сотрудники Авиановы уже обращаются с заявлениями в трудовую инспекцию и прокуратуру (ATO.ru). Имеется информация и о вмешательстве полицейских в процесс «выяснений отношений» сотрудников с руководством компании.
Понятно, государство сейчас крайне заинтересовано в возврате денег пассажирам и недопущении социальной напряжённости. Однако по всем признакам это делается в нарушение законов самой Российской Федерации. И если сейчас все забыли о тех высококвалифицированных специалистах, что добросовестно выполняли свой долг и также пали жертвой разборок акционеров Авиановы, то кто о них вспомнит после 4 декабря?
Интересно, будут ли соблюдены другие нормы законодательства, согласно которым при задержке выплат зарплат сотрудникам более двух месяцев, наступает уголовная ответственность работодателя?