Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Статья

Бумажные самолеты «Аэрофлота»

Статья Ольги Шевель, журнал "Финанс" № 31 (362) 30.08–05.09.2010


3 сентября 2010 года / Ольга Шевель, журнал "Финанс" / Aviation EXplorer
 

Авиаперевозчик № 1 обещает массовые закупки самолетов российского производства. Но в этом обязательстве слишком много «если». Авиапром также пока не в состоянии выполнить крупный заказ.

Владимир Путин поставил генерального директора «Аэрофлота» в неловкое положение | фото: PhotoXPress

Летом руководитель «Аэрофлота» Виталий Савельев оказался в неловком положении. Во время встречи с Владимиром Путиным он случайно рассказал, что из 115 машин в авиапарке лишь шесть воздушных судов – отечественного производства. Премьер-министр предложил исправить ситуацию: «Я хочу понять, в каком объеме ”Аэрофлот“ будет закупать отечественные самолеты. А то вы хотите доминировать на внутреннем рынке, но не хотите закупать отечественную технику. Так не пойдет». Конечно, «Аэрофлот» не обязан выполнять указания премьера, даже несмотря на то, что государству принадлежит 51,2% акций компании. И все-таки не прореагировать на высказывание тоже невозможно. Национальный авиаперевозчик слишком зависим от государства и едва ли может принимать решения, идущие вразрез с позицией высших чиновников. Однако ориентация на отечественные самолеты хоть и окажет поддержку российскому авиапрому, но может больно ударить по экономике самой компании. Виталию Савельеву пришлось выкручиваться: продемонстрировать стремление выполнить сановное «пожелание» и в то же время принципиально ничего не менять.

Приписка для «Росавиа»
 
Спустя месяц после встречи «Аэрофлот» направил в правительство письмо с пояснением, что компания готова к 2016 году купить для собственных нужд 126 самолетов отечественного производства: 40 машин Sukhoj Superjet 100 (SSJ-100), 11 Ан-148 и 25 Ан-140. Также до 2020 года могут быть приобретены 50 самолетов МС-21. По прежнему плану предполагалось, что с 2016 года парк «Аэрофлота» и его дочек пополнился бы 44 машинами Boeing-787 и Airbus А350.

Внешне – два разных плана. На самом деле, считают эксперты, «Аэрофлот» попросту приписал к своему первому, экономически обоснованному, примерный график приобретения самолетов для авиакомпаний, пока что числящихся за несостоявшимся холдингом «Росавиа». «Теоретически ”Аэрофлот“ находится в процессе объединения с этими авиапредприятиями, – отмечает главный редактор отраслевого портала Avia.ru Роман Гусаров. – Только никто еще не занимался разработкой механизма слияния, непонятно, как это должно происходить».

О передаче «Аэрофлоту» авиационных активов «Росавиа» договоренности были достигнуты в апреле. Но дальше этого дело не пошло. Акционерные общества «Владивосток-авиа», «Саратовские авиалинии» и «Сахалинские авиатрассы» могут быть присоединены к госавиакомпании хоть сейчас, а ГТК «Россия», «Оренбургские авиалинии» и «Кавминводыавиа» предстоит еще акционировать. Этим в течение 2010 года должны были заниматься «Ростехнологии», но госкорпорация, более полутора лет курировавшая «Росавиа», даже не приступала к процессу преобразования.

«Аэрофлоту», сильному на транснациональных маршрутах, добавка в виде шести региональных компаний позволила бы увеличить долю на внутреннем рынке с 15% до 30–35%, подсчитали в Минтрансе. Однако и проблем национальный авиаперевозчик получает немало. Видимо, поэтому компания не форсировала процесс слияния. Авиапарк присоединяемых компаний, за исключением ГТК «Россия», оставляет желать лучшего. Год назад, когда Сергей Чемезов еще всерьез полагал создать конкурента «Аэрофлоту», за «Росавиа» числилось более 140 судов. Из них 80% – машины советского производства, устаревшие не только морально, но давно подлежащие списанию, как небезопасные для полетов. «У ”Аэрофлота“ планы по зарубежным заказам четко выстроены, их нельзя нарушить, все законтрактовано. Значит, российские машины пойдут на замену парка присоединяемых компаний, – рассуждает аналитик «Тройки Диалог» Кирилл Казанли. – Более того, Ан-148 и Ан-140, прежде всего, годятся для полетов внутри страны, но никак не для заграничных маршрутов».

Отстали от графика

Отечественный авиапром не скоро будет готов к такому крупному заказу. И на что рассчитывал премьер-министр, рекомендовав «закупать российское»? «Иркут» обещает запуск серийного производства перспективного ближне-среднемагистрального МС-21 не ранее 2015–2016 годов. И хотя вести речь о твердых контрактах в данный момент нереально, как раз в связи с этим проектом «Ростехнологии» намерены превратиться в крупнейшего лизингодателя. У госкорпорации в планах закупка 50 самолетов, которые, очевидно, впоследствии будут переданы «Аэрофлоту» – столько же машин данной модели указано в письме в правительство.

Также «Аэрофлот» включил в обновленный план уже заказанные для ГТК «Россия» шесть машин Ан-148. Их производство на ВАСО движется, хотя и отстает от графика. В этом году завод вместо девяти самолетов передал заказчикам только два и еще два готовятся. Если производство и дальше будет идти такими темпами, то до «Аэрофлота» самолеты дойдут лет через десять – на Ан-148 сформировалась приличная очередь (в портфеле ВАСО около 60 заказов). Изготовление Ан-140 также нельзя назвать серийным. В самарском «Авиакоре» сообщили «Ф.», что первые два самолета Ан-140 из 25, о которых ведутся переговоры с «Аэрофлотом», завод сможет поставить лишь к концу 2011 года.

Не проще обстоят дела с нашумевшим проектом SSJ-100. Первую машину «Аэрофлот» должен был получить еще в 2008 году – авиаперевозчик одним из первых оплатил часть контракта с компанией «Гражданские самолеты Сухого» на 30 машин. Но производство серии постоянно откладывалось из-за проблем с изготовлением и сертификацией двигателя SaM-146, который должны поставлять НПО «Сатурн» совместно с французской компанией Snecma. Наконец 24 августа один из серийных двигателей отправился из Рыбинска в Комсомольск-на-Амуре. Первый SSJ-100 теперь в «Аэрофлоте» ожидают осенью.

Кто скорее сдохнет

«Поскольку речь идет о длительных сроках и все выглядит довольно абстрактно, то в отношении акций «Аэрофлота» рынок никак не отреагировал на словесную интервенцию премьера», – считает аналитик ФК «Открытие» Александр Чуриков. Акции авиаперевозчика торгуются по 58,77 рубля за штуку (+8,3% с начала года). Их волатильность зависит от общерыночных тенденций и учитывает скорее динамику мировых цен на нефть или положение конкурентных авиакомпаний. «Сильнее давить на акции будет раскрытие деталей о предстоящем слиянии, – считает Кирилл Казанли. – Пока непонятно, сколько денег ”Аэрофлот“ заплатит, будет ли покупать все шесть компаний и какие доли, насколько велики в текущий момент у авиаперевозчиков долги и на ком они “висят”».

Осознав в целом незначительность словесного вброса премьера для текущих рыночных позиций «Аэрофлота», Виталий Савельев постарался все же выполнить поручение, сохранив статус-кво. Для этого в письме в правительство достаточно было описать малореализуемые планы. «Сейчас можно обещать что угодно, – говорит Роман Гусаров. – В графике закупок указаны столь отдаленные сроки, что ”либо сдохнет ишак, либо падишах“. Неизвестно, кто будет руководить ”Аэрофлотом“ и страной через несколько лет».

Разговор Владимира Путина и Виталия Савельева носил характер скорее предварительно-программный, чем немедленно обязательный к исполнению. Через 2,5–3 года возможно проведение SPO «Аэрофлота». В начале июня CFO компании Шамиль Курмашов отмечал, что рынку может быть предложено 15–20% акций вместо нынешнего free-float в 4–5%. Одним из условий готовности авиаперевозчика к размещению и является завершение консолидации авиаактивов «Ростехнологий». Для чего и требуется замена авиапарка, чтобы регионалы своими устаревшими, уже ничего не стоящими самолетами не снижали инвестиционную привлекательность всей структуры.

Оригинал статьи


Ольга Шевель, журнал "Финанс"



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Аэропорт АО "Костромское авиапредприятие"
Костромскому авиапредприятию исполнилось 80 лет
AVIA.RU
Программа "Врачи на борту" и сервис "Летать здорово": новый уровень безопасности и комфорта в авиапутешествиях
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
AVIA.RU
Аэрофобия. Как посмотреть страхам в лицо?
Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым



Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer