Летом руководитель «Аэрофлота» Виталий Савельев оказался в неловком положении. Во время встречи с Владимиром Путиным он случайно рассказал, что из 115 машин в авиапарке лишь шесть воздушных судов – отечественного производства. Премьер-министр предложил исправить ситуацию: «Я хочу понять, в каком объеме ”Аэрофлот“ будет закупать отечественные самолеты. А то вы хотите доминировать на внутреннем рынке, но не хотите закупать отечественную технику. Так не пойдет». Конечно, «Аэрофлот» не обязан выполнять указания премьера, даже несмотря на то, что государству принадлежит 51,2% акций компании. И все-таки не прореагировать на высказывание тоже невозможно. Национальный авиаперевозчик слишком зависим от государства и едва ли может принимать решения, идущие вразрез с позицией высших чиновников. Однако ориентация на отечественные самолеты хоть и окажет поддержку российскому авиапрому, но может больно ударить по экономике самой компании. Виталию Савельеву пришлось выкручиваться: продемонстрировать стремление выполнить сановное «пожелание» и в то же время принципиально ничего не менять.
Внешне – два разных плана. На самом деле, считают эксперты, «Аэрофлот» попросту приписал к своему первому, экономически обоснованному, примерный график приобретения самолетов для авиакомпаний, пока что числящихся за несостоявшимся холдингом «Росавиа». «Теоретически ”Аэрофлот“ находится в процессе объединения с этими авиапредприятиями, – отмечает главный редактор отраслевого портала Avia.ru Роман Гусаров. – Только никто еще не занимался разработкой механизма слияния, непонятно, как это должно происходить».
О передаче «Аэрофлоту» авиационных активов «Росавиа» договоренности были достигнуты в апреле. Но дальше этого дело не пошло. Акционерные общества «Владивосток-авиа», «Саратовские авиалинии» и «Сахалинские авиатрассы» могут быть присоединены к госавиакомпании хоть сейчас, а ГТК «Россия», «Оренбургские авиалинии» и «Кавминводыавиа» предстоит еще акционировать. Этим в течение 2010 года должны были заниматься «Ростехнологии», но госкорпорация, более полутора лет курировавшая «Росавиа», даже не приступала к процессу преобразования.
«Аэрофлоту», сильному на транснациональных маршрутах, добавка в виде шести региональных компаний позволила бы увеличить долю на внутреннем рынке с 15% до 30–35%, подсчитали в Минтрансе. Однако и проблем национальный авиаперевозчик получает немало. Видимо, поэтому компания не форсировала процесс слияния. Авиапарк присоединяемых компаний, за исключением ГТК «Россия», оставляет желать лучшего. Год назад, когда Сергей Чемезов еще всерьез полагал создать конкурента «Аэрофлоту», за «Росавиа» числилось более 140 судов. Из них 80% – машины советского производства, устаревшие не только морально, но давно подлежащие списанию, как небезопасные для полетов. «У ”Аэрофлота“ планы по зарубежным заказам четко выстроены, их нельзя нарушить, все законтрактовано. Значит, российские машины пойдут на замену парка присоединяемых компаний, – рассуждает аналитик «Тройки Диалог» Кирилл Казанли. – Более того, Ан-148 и Ан-140, прежде всего, годятся для полетов внутри страны, но никак не для заграничных маршрутов».
Отечественный авиапром не скоро будет готов к такому крупному заказу. И на что рассчитывал премьер-министр, рекомендовав «закупать российское»? «Иркут» обещает запуск серийного производства перспективного ближне-среднемагистрального МС-21 не ранее 2015–2016 годов. И хотя вести речь о твердых контрактах в данный момент нереально, как раз в связи с этим проектом «Ростехнологии» намерены превратиться в крупнейшего лизингодателя. У госкорпорации в планах закупка 50 самолетов, которые, очевидно, впоследствии будут переданы «Аэрофлоту» – столько же машин данной модели указано в письме в правительство.
Также «Аэрофлот» включил в обновленный план уже заказанные для ГТК «Россия» шесть машин Ан-148. Их производство на ВАСО движется, хотя и отстает от графика. В этом году завод вместо девяти самолетов передал заказчикам только два и еще два готовятся. Если производство и дальше будет идти такими темпами, то до «Аэрофлота» самолеты дойдут лет через десять – на Ан-148 сформировалась приличная очередь (в портфеле ВАСО около 60 заказов). Изготовление Ан-140 также нельзя назвать серийным. В самарском «Авиакоре» сообщили «Ф.», что первые два самолета Ан-140 из 25, о которых ведутся переговоры с «Аэрофлотом», завод сможет поставить лишь к концу 2011 года.
Не проще обстоят дела с нашумевшим проектом SSJ-100. Первую машину «Аэрофлот» должен был получить еще в 2008 году – авиаперевозчик одним из первых оплатил часть контракта с компанией «Гражданские самолеты Сухого» на 30 машин. Но производство серии постоянно откладывалось из-за проблем с изготовлением и сертификацией двигателя SaM-146, который должны поставлять НПО «Сатурн» совместно с французской компанией Snecma. Наконец 24 августа один из серийных двигателей отправился из Рыбинска в Комсомольск-на-Амуре. Первый SSJ-100 теперь в «Аэрофлоте» ожидают осенью.
«Поскольку речь идет о длительных сроках и все выглядит довольно абстрактно, то в отношении акций «Аэрофлота» рынок никак не отреагировал на словесную интервенцию премьера», – считает аналитик ФК «Открытие» Александр Чуриков. Акции авиаперевозчика торгуются по 58,77 рубля за штуку (+8,3% с начала года). Их волатильность зависит от общерыночных тенденций и учитывает скорее динамику мировых цен на нефть или положение конкурентных авиакомпаний. «Сильнее давить на акции будет раскрытие деталей о предстоящем слиянии, – считает Кирилл Казанли. – Пока непонятно, сколько денег ”Аэрофлот“ заплатит, будет ли покупать все шесть компаний и какие доли, насколько велики в текущий момент у авиаперевозчиков долги и на ком они “висят”».
Осознав в целом незначительность словесного вброса премьера для текущих рыночных позиций «Аэрофлота», Виталий Савельев постарался все же выполнить поручение, сохранив статус-кво. Для этого в письме в правительство достаточно было описать малореализуемые планы. «Сейчас можно обещать что угодно, – говорит Роман Гусаров. – В графике закупок указаны столь отдаленные сроки, что ”либо сдохнет ишак, либо падишах“. Неизвестно, кто будет руководить ”Аэрофлотом“ и страной через несколько лет».
Разговор Владимира Путина и Виталия Савельева носил характер скорее предварительно-программный, чем немедленно обязательный к исполнению. Через 2,5–3 года возможно проведение SPO «Аэрофлота». В начале июня CFO компании Шамиль Курмашов отмечал, что рынку может быть предложено 15–20% акций вместо нынешнего free-float в 4–5%. Одним из условий готовности авиаперевозчика к размещению и является завершение консолидации авиаактивов «Ростехнологий». Для чего и требуется замена авиапарка, чтобы регионалы своими устаревшими, уже ничего не стоящими самолетами не снижали инвестиционную привлекательность всей структуры.