Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Статья

Игра в монополию

или почему «Аэрофлот» требует усиления


27 июля 2010 года / Екатерина Соболь / Aviation EXplorer
 

У вас никогда не складывалось ощущение, что жизнь российской авиационной отрасли сродни путешествию Алисы по зазеркалью? – Когда кто-то хочет пить, ему предлагают погрызть сухарик, чиновники и бизнесмены всегда «говорят не то, что думают, а думают, что говорят». Бизнес-игра на шахматной (авиационной) доске ведется не только шахматами, но и непонятно откуда взявшейся колодой крапленых карт. Причем, исход этой борьбы решают ни те, ни другие, а вывалившаяся из параллельного мира маленькая девочка, подружившаяся с котом. Тот, в свою очередь, впал в немилость властей. Чего уж там - ему даже хотели отрубить голову, но это по определению невозможно – ведь голова кота есть, но тела, как бы, нет….

Сразу оговорюсь, что предложенная мозаика будущего, в которую сложатся факты дня сегодняшнего и прошедшего не претендует на «окончательность и бесповоротность». Это лишь вероятные альянсы на шахматной доске, которые могут привести к тем или иным последствиям – а именно, к образованию серьезного противовеса нацперевозчику, контролирующему 30% рынка.

За точку отсчета в нашей истории можно взять решение о передаче в «Аэрофлот» активов «Росавиа» - компаний, частично находящихся на грани выживания, но при слияниис крупным и стабильным перевозчиком, способных сгенерировать многомиллионный пассажиропоток. Ранее, некоторые авиакомпании должны были объединиться под флагом альянса AiRUnion, а тот, в свою очередь, планировал войти в глобальный альянс Star Alliance. И вот наш «Аэрофлот» получает конкурента, да еще и члена глобального альянса.

Но этим планам не суждено было сбыться. Банкротство AiRUnion, подконтрольного братьям Абрамовичам, поставило крест на этой несложной многоходовке. Все активы братьев либо погорели, либо перешли за долги госструктурам или другим акционерам, а сами они (как бы) ушли с рынка ни с чем. Правда, недавно стали появляться в красноярском аэропорту. Причем, предварительно Абрамовичи (как бы) вышли из состава акционеров SkyExpress, но бывший топ-менеджмент AiRUnion там остался и продолжает руководить перевозчиком по сей день.

А был ли Ванцев?

К слову, самая большая интрига за все время существования SkyExpress - этой, казалось бы, небольшой авиакомпании (всего лишь 3% внутреннего рынка) - отсутствие понимания, кому она принадлежит. При ее выходе на рынок была информация, что 32% ее акций за братьями Абрамовичами (создавшим альянс AiRUnion), порядка 20% у ЕБРР, Altima Partners и MG Capital контролировали 28 и 10% акций, и часть активов были закреплены за физическими лицами, связанными с фондом Sloane & Robinson.

Практически сразу после создания компании братья Абрамовичи якобы вышли из проекта, позже тоже сделал и ЕБРР, но продолжал инвестировать в компанию деньги. Позднее стало (как бы) известно, что около 75% акций перешло структурам аэропорта «Внуково». В какой-то момент, председатель совета директоров аэропорта Виталий Ванцев даже предлагал Правительству Москвы эту авиакомпанию всего за 1 доллар, но через несколько месяцев заявил, что эта авиакомпания внуковским структурам никогда не принадлежала.

Вопрос, кто владеет этим пакетом повис в воздухе… Сообщалось также, что активы Sky Express были получены структурами подконтрольными Ванцеву за долги авиакомпании перед аэропортом.. Между тем, согласно конфиденциальной информации из Sky Express, эти долги уже частично выплачены, оставшаяся задолженность реструктурирована. То есть передачи активов не было, либо акции были всего-лишь заложены на время?

Если авиакомпания рассчитывалась с долгами и в кризисные годы, значит её дела не так уж и плохи, как говорят. Даже на фоне серьезной конфронтации из-за 92 приказа с назначенными перевозчиками и сокращением чартерных программ, колоссального падения прибыли первого дискаунтера не произошло. За 6 месяцев текущего года Sky Express уже перевезено более 500 тысяч пассажиров, что на 17% больше чем за аналогичный период прошлого года. Заполняемость пассажирских кресел увеличилась на 13 процентных пункта. Количество рейсов сократилось на 3%, по причинам отсутствия в парке воздушных судов. Доходы авиакомпании за истекший период возросли на 9%, что свидетельствует о стабилизации финансового состояния авиакомпании как проекта на инвестиционной стадии, когда компания не достигла уровня самоокупаемости.

Очевидное - невероятное

Показатели вполне себе неплохие, поэтому фактический успех переговоров с группой «Базэл», подконтрольной Олегу Дерипаске, о продаже от 50-75% акций не удивителен (информация об этом недавно появилась на рынке). Говорят, что устные договоренности на этот счет уже достигнуты. По нашей информации, менеджмент компаний Sky Express и «Авиалинии Кубани» уже ведут переговоры об алгоритме и вариантах объединения, и согласуют технические детали. «Переговоры об объединении, - говорит руководитель одного из авиапредприятий, - идут давно, Марина Букалова не раз общалась с генеральным директором «Базэл-Аэро» Сергеем Лихаревым и тот согласился, что объединение позитивно и для той и для другой стороны. Странно, что информация появилась лишь сейчас».

Еще более странно, что на фоне сделки, которая близка к завершению, Росавиация выпускает официальный релиз, в котором грозится приостановить свидетельство эксплуатанта Sky Express. Впрочем, говорит другой источник, «ничего в этом странного нет. Обычная рыночная практика, используя административные методы, обрушить стоимость активов и запросить дисконт, например». Действительно, отказаться от заключения союза Sky Express сейчас ну никак нельзя. Именно этот способ вывода из кризиса – реализация активов авиакомпании крупной структуре «Базэл Аэро», и был анонсирован вчера генеральным директором авиакомпании Мариной Букаловой на встрече с руководителем Росавиации Александром Нерадько.

По другой версии, ограничение свидетельства эксплуатанта могло и сорвать сделку. Кому бы это могло быть выгодно? Не тому ли, кто так активно выступает за сокращение числа российских авиакомпаний? Интересно и то, почему именно Sky Express стал первой ласточкой в череде возможных закрытий. Задержек рейсов у авиакомпании действительно было больше чем у других, но вот финансовое состояние не внушало столь серьезного опасения, в отличие от некоторых авиакомпаний (3-4 чартерных), которые испытывают серьезные финансовые трудности и, по нашим представлениям, находятся в предбанкротном состоянии.

И еще вопрос - появилась информация, что переговоры ведутся о 50-75% акций Sky Express. Почему не 100%, например? - «Думаю, Абрамовичи будут настаивать на блокирующем пакете. А это 25%+1 акция минимум». – говорит один из экспертов. Но ведь они не контролируют компанию и давно – уточняю я. «Контролируют через аффилированые структуры» - поясняет спикер.

Так или иначе, можно предположить, что усиление теневого участия Абрамовичей, возвращение их в авиационный бизнес, вероятно, кого-то и могло испугать. Да и без Абрамовичей любая синергия провоцирует двойной выхлоп на рынке. Кстати, именно в сегодняшнем интервью немецкой Handelsblatt генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев заявил в очередной раз, что авиакомпаний в России слишком много. Необходимо усиливать именно Аэрофлот, чтобы выстоять в конкурентной борьбе с иностранными коллегами.

Взлететь по-кубанSKY

Если взглянуть на информацию, поступающую в прессу о переговорах по приобретению пакета акций Sky Express, то мы увидим, что участие в них принимает администрация Краснодарского края. Она заинтересована в сохранении «Авиалиний Кубани» и хочет, чтобы аэропорты Юга развивались более активно, говорится в СМИ. Судя по всему, есть некая угроза «сохранности» регионального перевозчика. По данным сразу из двух независимых источников, существовали планы реализации пакета Базэла в «Авиалиниях Кубани» дочке «Аэрофлота» - «Донавиа». Пакет не приносил группе компаний ожидаемой прибыли. Однако и предложения ОАО «Аэрофлот» никого не устроили. Пришлось отказаться от переговоров с «Аэрофлотом» и самостоятельно укрупнять «Авиалинии Кубани», в частности, с помощью Sky Express.

«Это приобретение поможет усилению позиций «Базела» в перевозочном сегменте не только в ЮФО, но и на федеральном уровне. Покупка мажоритарного пакета в бизнесе, имеющем бренд федерального значения, хорошую маршрутную сеть федерального уровня и развитые технологии продаж - будет наиболее быстрым, недорогим и эффективным решением данной задачи. За счет консолидации активов «Базел» видимо предполагает усилить рыночную долю объединенной авиакомпании и сгенерировать дополнительный поток пассажиров в аэропорты ЮГА, придать дополнительный импульс развитию маршрутных связей в этих аэропортах» - говорит источник в отрасли.  К слову, не исключено, что частично авиакомпания Sky Express может в будущем базироваться в одном из аэропортов «Базэла», уточняют в структурах близких к процессу переговоров.

Причем «Базэл» планирует не только расширять авиационный, но и аэропортовый бизнес. В частности, по неофициальной информации, компания может прийти в аэропорт Кавказских Минеральных вод. А это, кстати, место базирования «Кавминводыавиа», которая, согласно анонсированным планам, должна быть передана «Аэрофлоту». Таким образом, если сделка все-таки состоится, нацперевозчик может получить на Юге очень сильного конкурента, который (согласно статистике ТКП), даже исходя из сегодняшних рыночных условий, займет 5,3% рынка внутренних авиаперевозок (3,3% Sky Express и 2% «Авиалинии Кубани»). Это четвертое место в этом сегменте рынка в РФ, между ГТК «Россия» (6,7%) и «Трансаэро» (4,5%). К слову, вся группа «Аэрофлот» перевозит порядка 18,6% пассажиров на внутренних линиях. Следом группа S7 – 17,3%. Более того, рост пассажирского трафика на фоне грядущей Олимпиады в Сочи (аэропорт тоже принадлежит «Базэл») может значительно усилить позиции объединённой авиакомпании Sky Express и «Авиалиний Кубани», повысить ее статус на рынке.

Вдоль по питерской

Мы так много в последнее время говорим о монополизации рынка «Аэрофлотом», передаче компаний «Росавиа» в его управление, и забываем о том, что этот процесс до сих пор не закреплен в официальных документах. «Чтобы передать ФГУПы от Ростехнологий Аэрофлоту, - говорят в госкорпорации, - необходимо внести изменения в приказ Президента. Этого до сих пор сделано не было. Что касается акционерных обществ, то необходимо совершить акт дарения акций «Аэрофлоту», чего тоже не произошло». Так что авиакомпании до сих пор находятся в «Ростехнологиях», сохраняющих эти активы за собой. Есть лишь меморандум о взаимопонимании между ГК «Ростехнологи» и ОАО «Аэрофлот», а это лишь договоренности управляющего менеджмента по выводу авиакомпаний из кризиса.

Более того, по некоторым данным, под большим вопросом и контроль «Аэрофлота» над питерской ГТК «Россия». При том, что руководит ГТК бывший аэрофлотовец, в «Россию»  недавно пришел топ-менеджер из команды губернатора Санкт-Петербурга. По нашей информации, питерские власти совсем не устраивает стремление «Аэрофлота» сделать из «России», чуть ли, не фидерного перевозчика для московских рейсов. Особого стремления развивать Пулково в качестве европейского хаба у «Аэрофлота» не наблюдается. О планах по развитию дальнемагистрального парка «России» тоже давно ничего не слышно. Разговоры лишь об обновлении парка с помощью Боингов-737. Если все сложится именно так, получается, что УК «Фрапорт» зря участвовала в тендере, а инвесторы вкладывали миллиарды в развитие Пулково? Поэтому в Санкт-Петербурге «Аэрофлот» может встретить жестокое сопротивление.

С другой стороны «Аэрофлот» могут подвинуть и «Сибирью», которая совсем скоро вступает в глобальный альянс One World, а значит, создается благодатная почва для серьезного усиления одного из крупнейших перевозчиков России. Авиакомпания «Трансаэро» тоже, впрочем, активно сотрудничает со Star Alliance, который продолжает присматривать себе партнера на российском рынке. По некоторым данным, не исключены переговоры этого альянса о вступлении в него «ЮТэйр». Сомневаюсь, что все эти процессы ускользают от руководства «Аэрофлота». Возможно, в этом ракурсе, предложение Виталия Савельева, которое недавно было высказано в беседе с Владимиром Путиным о монополизации рынка авиаперевозок именно «Аэрофлотом» стоит расценивать как крик о помощи?

 


Екатерина Соболь



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Аэропорт АО "Костромское авиапредприятие"
Костромскому авиапредприятию исполнилось 80 лет
AVIA.RU
Программа "Врачи на борту" и сервис "Летать здорово": новый уровень безопасности и комфорта в авиапутешествиях
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
AVIA.RU
Аэрофобия. Как посмотреть страхам в лицо?
Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым



Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer