Пояснительная записка к совещанию в Комитете по транспорту Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Перевод отечественной экономики на инновационный путь развития сталкивается с рядом проблем, в частности, в авиационно – космическом комплексе. Эти проблемы вызваны, кроме прочего, такими застарелыми болезнями как ведомственная разобщенность, разнонаправленность интересов участников авиационной и космической деятельности, отсутствие системного и комплексного подхода в исследовании и решении актуальных проблем развития авиационно – космического комплекса России.
Комплекс не адаптирован к условиям рыночных отношений, в нем превалирует экономическая модель отношений, сложившихся еще в СССР, разработка новой модели не ведется, конфликт интересов не анализируется и не находит своего своевременного и эффективного разрешения в органах законодательной, представительной и исполнительной власти.
В Парламенте не организовано поступление и обработка оперативной информации из регионов о состоянии предприятий и организаций Комплекса, динамике их движения и возникающих проблемах, не организован анализ правоприменительной практики.
Обеспечение палат Федерального собрания системной аналитической информацией о состоянии дел в Комплексе отсутствует и, как следствие, выработка соответствующих мер систематически опаздывает.
Отсутствует прогноз развития ситуации на местах, не рассматриваются вариантные сценарии развития кризиса в авиационно-космической сфере.
При обсуждении узкоспециальных проектов законодательных актов в сфере авиации и космонавтики, влияющих на экономические и научно-технические процессы по сложным неявным цепочкам закономерностей, депутаты вынуждены руководствоваться аргументацией только одной стороны – исполнительной власти, которая зачастую навязывает депутатскому корпусу собственное видение проблем в отсутствие базовой концепции их решения и независимой экспертизы.
Специализированные парламентские базы данных не организованы, палаты Парламента пользуются отраслевыми базами данных, которые своевременно не актуализируются, в следствие чего в Государственную Думу и Совет Федерации поступает не всегда достоверная информация.
Анализ, проведенный специалистами, позволил прийти к выводу, что исправлению ситуации во многом может способствовать создание при Федеральном Собрании РФ Парламентской ассамблеи «Авиация и космонавтика России» (далее – Ассамблея).
Главная задача Ассамблеи - наладить и поддерживать взаимодействие между всеми основными субъектами авиационно-космической деятельности России, включая разработчиков и производителей авиационной и космической техники, ее эксплуатантов, представителей авиационного бизнеса и науки, органов законодательной и исполнительной власти.
Создание Ассамблеи соответствует мировой парламентской практике (в первую очередь США и ведущих европейских стран) и положениям Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 5 ноября 2008 года: «Прошу предусмотреть дополнительные меры для привлечения к законотворческому процессу представителей неправительственных организаций и, соответственно, внести изменения в регламенты Государственной Думы и Совета Федерации».
Парламентская Ассамблея «Авиация и космонавтика России» представляет собой добровольное объединение представителей организаций, учреждений, предприятий и компаний любых форм собственности, принимающих участие или желающих принять участие в развитии авиационно-космического комплекса России.
Ассамблея создается как юридическое лицо, имеющее организационно-правовую форму некоммерческого партнерства и действующее на основании Устава в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Ассамблея действует исключительно в интересах Российской Федерации и руководствуется принципами законности, демократизма и публичности.
Учредителями - участниками Ассамблеи являются юридические лица. Участниками Ассамблеи могут быть парламентарии, представители органов власти федерального и регионального уровня, субъектов авиационной и космической деятельности, НИИ, банков, страховых и нефтяных компаний, общественных организаций, учёные и эксперты. Специалисты, привлекаемые для выполнения заданий Ассамблеи, имеют статус советников Ассамблеи.
Порядок взаимодействия палат Федерального Собрания и Ассамблеи определяется Положениями о взаимодействии. Отношения Ассамблеи со структурами авиационно-космического комплекса и другими организациями строятся на договорной основе.
Парламентская ассамблея «Авиация и космонавтика России» представляет собой постоянно действующий совещательный, экспертно-аналитический и консультационно-информационный орган при Федеральном Собрании РФ, создается для налаживания диалога власти и бизнеса, а также объединения усилий представителей законодательной власти, предприятий и научно-экспертного сообщества в целях:
- осуществления мониторинга и проведения всестороннего анализа положения дел в авиационно-космическом комплексе;
- своевременного и полного информирования депутатов обеих палат Федерального Собрания РФ о положении дел в авиационно-космическом комплексе;
- анализа и синтеза законодательных инициатив, защиты интересов участников авиационно-космической деятельности при формировании соответствующих законодательных норм;
- разработки согласованных предложений и проектов решений по возникающим проблемам в области авиационно-космической деятельности;
- развития международного межпарламентского и межотраслевого сотрудничества;
- популяризации авиационно-космической деятельности в России и за рубежом.
Для достижения поставленных целей Ассамблея руководствуется следующими задачами:
- организация и проведение независимых экспертиз, исследований, анализов, обзоров с участием отраслевой профессиональной элиты и ученых;
- организация мероприятий (круглых столов, конференций, открытых слушаний) для осуществления прямого диалога депутатов ГД, членов Совета Федерации, правительственных чиновников с представителями предприятий авиационно-космического комплекса, правовыми и профессиональными экспертами и учеными, общественными организациями;
- подготовка предложений по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы авиационно-космической деятельности;
- инициирование, организация, поддержка и участие в российских и международных акциях и мероприятиях, способствующих повышению инвестиционной привлекательности проектов по развитию авиационно-космического комплекса в России и гармонизации законодательства;
- выпуск печатного органа Ассамблеи и специализированных изданий, ведения сайта в Интернете, подготовки телевизионных передач;
- содействие подготовке кадров управления авиационно-космического комплекса России;
- организация выставочной деятельности и культурно-массовых акций.
В соответствие с Уставом и Федеральным законом «О некоммерческих организациях» Парламентская ассамблея «Авиация и космонавтика России» имеет постоянно действующие органы: Общее собрание участников, Правление, Наблюдательный совет, постоянный Секретариат.
Финансово-экономическая деятельность Ассамблеи не направлена на получение прибыли или дивидендов ее участниками, находится в соответствии с Федеральными законами РФ «О некоммерческих организациях», «О благотворительности», «О формировании целевых фондов некоммерческих организаций». Средства Ассамблеи направляются исключительно на осуществление ее целей и задач.
- доходов от организации конференций, круглых столов, семинаров, иных подобных мероприятий;
- иных видов работы (включая коммерческую деятельность учрежденных Ассамблеей компаний и организаций и их дочерних структур);
Расходная часть бюджета Ассамблеи направлена на осуществление ее миссии, целей и задач:
- организацию научно-исследовательских работ, оплату труда экспертов, аналитиков, консультантов и других привлеченных специалистов;
- содержание штатного персонала Секретариата (аналитической группы) и других структурных единиц Ассамблеи;
- организацию целевых мероприятий: круглых столов, конференций, коллоквиумов, семинаров, лекций, слушаний по проблемам авиационно-космического комплекса, а также курсов повышения квалификации;
- подготовку материала и обеспечение приема иностранных делегаций в рамках международного сотрудничества;
- издание бюллетеней, и других информационных материалов, содержание сайта в Интернете, проведение рекламных акций и культурно-массовых пропагандистских мероприятий;
- оплата эксплуатационных расходов (командировочные, транспорт, связь, аренда и др.).
Создание Ассамблеи явится одной из существенных мер по устранению перечисленных выше недостатков авиационно-космического комплекса России и его законодательного обеспечения. При этом необходимо исходить из следующего:
- Авиационно-космический комплекс России включает в себя воздушные суда и орбитальную космическую группировку, аэродромы и космодромы, аэропорты и центры управления воздушным движением, серийные заводы, конструкторские бюро, научно-исследовательские институты и другую инфраструктуру. Он представляет собой взаимосвязанные системы разработки, производства и эксплуатации гражданской и военной авиакосмической техники, имеющие общие технологии, единое правовое поле и общие пути решения назревших проблем.
- Авиакосмический комплекс России – это наукоёмкий высокотехнологичный системообразующий сектор российской экономики. Более 60% высоких технологий в экономике России, основанных на современных научных достижениях, инициируются в этом комплексе.
- Комплекс играет важнейшую роль в обеспечении перехода российской экономики от сырьевой к инновационной модели развития, в обеспечении обороноспособности, транспортной доступности и территориальной целостности страны. Его сохранение и развитие является одной из приоритетных задач государственной деятельности.
Предложения о создании Ассамблеи поддержаны Минтрансом России, МИД РФ, Роскосмосом, субъектами Российской Федерации, в которых сконцентрированы предприятия авиационно-космического комплекса, разработчиками, производителями, эксплуатантами и другими структурами.
Создание Ассамблеи является «пилотным» проектом, опыт которого, в случае успеха, мог бы быть применен и в других отраслях отечественной экономики.
В связи с вышеизложенным считаем необходимым и целесообразным создание Парламентской Ассамблеи «Авиация и космонавтика России» при Федеральном Собрании Российской Федерации.
За рубежом широко используется идея формирования при законодательных органах власти многочисленных некоммерческих структур, обеспечивающих диалог между политическими, деловыми и профессиональными элитами. Например, при Конгрессе США в различных секторах экономики действует около 400 организаций такого рода, имеющие различные наименования и формы (форум, ассамблея и др.). При Бундестаге и Бундесрате ФРГ более 40 лет функционирует НКО «Форум «Авиация и космонавтика».
Подобные организации построены по отраслевому, либо кластерному принципу, имеют в своем составе сильные аналитические и научно-исследовательские формирования («мозговые центры») и сосредоточивают усилия на оперативном решении возникающих проблем. Они постоянно подпитывают парламентариев информацией, проводят постоянный анализ состояния отраслей, помогают устранению конфликтов в законодательном поле и решению корпоративных споров.
Важным элементом их работы является формирование общественного мнения в поддержку соответствующих отраслей и кластеров, разъяснение общественности важности этих областей деятельности для национальной экономики, политики и повседневной жизни, мотивирование молодежи, мониторинг СМИ.
Работа подобных структур строится на принципе самоокупаемости и не создает дополнительного давления на бюджет. Имея незначительный штат постоянных сотрудников, они привлекают к работе на временной основе специалистов-экспертов и ученых высочайшего класса. Такие организации существенно повышают результативность деятельности как отдельных парламентариев, так и законодательных органов в целом.
С 2002 г. в Государственной Думе также действует некоммерческая организация «Парламентский центр «Авиация и космонавтика». Он функционирует в качестве рабочего органа Межфракционного депутатского объединения «Авиация и космонавтика России» и секретариата депутатской группы «Авиация и космонавтика» в составе Межпарламентской группы Российской Федерации. Центр формирует и поддерживает необходимые для работы базы данных, выполняет научно-исследовательские работы по актуальным проблемам развития российского законодательства в сфере авиационно-космической деятельности, проводит оперативный перевод материалов с иностранных языков и обратно, готовит справки по отдельным поручениям депутатов и материалы для СМИ, взаимодействует с руководством предприятий и научными организациями.
Работа Центра получила высокую оценку Министерства иностранных дел РФ, Роскосмоса и представителей иностранных парламентов. Центром накоплен опыт обеспечения координации работы ветвей законодательной и исполнительной власти РФ с руководителями предприятий авиационно-космической отрасли, согласования межведомственных, межотраслевых и межпарламентских отношений, продвижения интересов России в глобальных интеграционных процессах, содействия развитию внешнеэкономических связей в сфере авиационно-космической деятельности и укреплению дружбы народов.
Однако организационная форма и структура Центра уже не отвечает масштабам поставленных Президентом и Правительством задач. Напрямую встает вопрос о реформировании и расширении сферы деятельности данной организации, в частности, ее преобразовании в Парламентскую ассамблею «Авиация и космонавтика России».
На совещании присутствовали:
Шишкарёв С.Н. - Председатель Комитета Государственной Думы по транспорту
Шамков Ю.В. - член Комитета Совета Федерации по промышленной политике
Штогрин С.И. - заместитель Председателя Комитета Государственной думы по бюджету, заместитель Координатора депутатской группы «Авиация и космонавтика»
А также приглашённые:
Аптуков Рафаил Латифович - Вице-Президент Некоммерческого Партнерства «Безопасность полетов»;
Батков Александр Михайлович - Межрегиональная общественная организация «Авиастроитель», президент, доктор технических наук, ранее: начальник ГУ Минавиапрома СССР;
Березовой Олег Владимирович - исполнительный директор некоммерческого партнёрства «Парламентский центр «Авиация и космонавтика»;
Бойчук Мирослав Юрьевич - Президент профсоюза лётного состава гражданской авиации России;
Ведерников Александр Викторович - заместитель руководителя ФАВТ;
Волк Игорь Петрович - Заслуженный лётчик-испытатель, лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, член исполкома МДО «Авиация и космонавтика России»;
Гаврилов Николай Федорович - Начальник Управления авиации Федеральной службы безопасности РФ;
Григорьев Анатолий Иванович - заместитель Председателя Правительства Республики Чувашия;
Гусаров Роман Владимирович - Главный редактор интернет-портала AVIA.RU
Диманс Сергей Леонидович - главный референт аппарата фракции «Справедливая Россия: Родина/пенсионеры/жизнь»;
Дмитриев Владимир Григорьевич - ОАО «Иркут», вице-президент, д.т.н.,1998-2006 директор ЦАГИ им.Н.Е.Жуковского. С 2006 заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ;
Иванов Константин Михайлович - начальник группы управления проектов авиакомпании «Волга-Днепр»;
Игнатов Алексей Иванович - Главный конструктор ОАО «Туполев»;
Канищев Александр Алексеевич - заместитель Генерального директора Национальной Резервной Корпорации, до 2008 г. Первый заместитель Генерального директора авиакомпании ОАО «Аэрофлот»;
Колодка Александр Степанович - заместитель Руководителя аппарата Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям;
Комлев Андрей Геннадьевич - заместитель директора Департамента внешних связей ОАК;
Краснов Сергей Иванович - Ректор ФГОУ ВПО «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)»;
Кузьмин Виталий Николаевич - Советник Президента группы компаний «Волга-Днепр»;
Можайская Евгения Владимировна - советник Клуба «Опыт»;
Никифоров Николай Николаевич - помощник Губернатора Ульяновской области;
Прусов Сергей Аркадьевич - начальник Управления организации авиационно-космического поиска и спасания ФАВТ;
Рубанченко Петр Васильевич - помощник Председателя Правления Международной ассоциации участников космической деятельности;
Семенченко Игорь Геннадьевич - ведущий советник Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности;
Ситнов Анатолий Петрович - генерал-полковник, заместитель руководителя Комиссии по оборонно-промышленному комплексу РСПП, 1994-2000 Начальник вооружения Вооружённых сил РФ;
Смирнов Олег Михайлович - председатель комиссии по гражданской авиации Общественного Совета Ространснадзора, ранее: заместитель Министра гражданской авиации СССР;
Чекушин Олег Васильевич - заместитель руководителя Представительства Ульяновской области в Москве;
Чибриков Алексей Федорович - директор по экономике и бюджетному планированию авиакомпании «КД-авиа»;
Шелковников Валерий Георгиевич – советник президента некоммерческого партнерства «Безопасность полётов»;
Шнырев Андрей Геннадьевич - заместитель директора Департамента государственной политики Министерства транспорта;
Шорина Анна Юрьевна - заместитель руководителя департамента внешних связей авиакомпании «Волга-Днепр».