По итогам данного совещания было принято решение создать рабочую группу, в которую войдут представители Росавиации и АТОР. Первоочередными задачами этой группы будет оперативное реагирование и принятие решений по вопросам в области чартеров. Так же не исключено, что при участии этой группы будут внесены поправки в межправсоглашения и увеличено количество назначенных перевозчиков по всем направлениям. «На совещании было отмечено, что если авиакомпания обладает потенциалом выполнять регулярные перевозки на туристических маршрутах, то следует ей предоставить такую возможность», - рассказал Дмитрий Горин.
В. Окулов отметил, что согласование чартерных программ с назначенными перевозчиками предусмотрено межправительственными Соглашениями о воздушном сообщении. Причем на наиболее популярных туристических направлениях – Турция и Египет, согласование с назначенными перевозчиками не требуется.
Эксперты считают, что конфликты и сложности могут возникнуть и на направлениях Китай и Тунис, где есть потенциал к развитию перевозок, но предложений пока не достаточно. Поэтому необходимо разработать меры на опережение.
Эксперты рынка обратили внимание Валерия Окулова, что сложностью с осуществлением чартерных программ стало слишком позднее объявление игрокам, что теперь пункт 92 приказа о согласовании программы с назначенным перевозчиком будет браться в расчет при выдаче разрешений на полеты. Обычно все полетные программы публикуются Росавиацией с 1 по 10 февраля. Что касается начала реализации 92-го приказа, то о нем рынок вспомнил лишь в апреле. Поэтому на совещании был рассмотрен вопрос информационного обеспечения. Росавиация должна размещать официальные данные о частотах и емкостях назначенных перевозчиков, как на регулярном, так и чартерном рынках в установленные законом сроки.
«Если обратить внимание на то, что сейчас происходит на болгарском направлении, комментирует коммерческий директор компании «Авиачартера» Александр Морозов, то сегодня там дефицит порядка 30 тыс. кресел (пассажиропоток на Болгарию примерно 120-150 тыс. туристов в год)». Как будет восполняться этот дефицит пока не ясно. Основной спрос сегодня на вылеты в Болгарию по понедельникам и пятницам. Все заявки на эти дни «Сибирь» выполнить не может. Поэтому предлагает вылеты в другие дни, что неприемлемо – это влечет пересмотр продолжительности отдыха.
Дмитрий Горин добавляет, что подобная ситуация может вызвать и скачок цен на этом направлении. Так, авиакомпания «ВИМ-Авиа», получившая согласование от «Сибири» по Болгарии, объявила об увеличении стоимости перевозки на 20%. Правда, «Трансаэро», также получившая разрешения, оставила цены прежними. Разница стоимости перелетов из Москвы авиакомпанией «Сибирь» и другими перевозчиками – плюс 80 евро, из Новосибирска - 200 евро, отмечают эксперты. Интересна ситуация и с авиакомпанией Sky Express. «Сибирь» не предоставила ей право осуществлять 11 июня перевозку в Бургас и ее туристы полетят в другой аэропорт, который находится в удалении от указанного аэропорта в 230 км.
«Чтобы не допустить такого форс-мажора в будущем, - подчеркнул г-н Горин, - туроператорам необходимо, заключая договоры, всегда обращаться к сайту ФАВТ, где есть открытая информация о назначениях перевозчиков». Росавиация попросила Ассоциацию туроператоров России более оперативно сообщать о прогнозируемых объемах перевозок, с тем, чтобы заранее оценить возможности авиакомпаний по перевозке пассажиров.