Российской Федерации
И.Е. Левитину
На протяжении последних 10 лет российский рынок воздушных перевозок на туристических направлениях активно развивается. Однако действующее правовое регулирование международных чартерных полетов не соответствует существующему уровню развития данного сегмента рынка авиационных перевозок в условиях глобальной либерализации международного воздушного транспорта.
В последнее время ведущие российские перевозчики неожиданно столкнулись с серьезными трудностями при получении допусков Росавиации к выполнению международных чартерных полетов в летнем периоде расписания 2010 г. под предлогом отказа в согласовании чартерных программ со стороны назначенного авиапредприятия (до настоящего времени согласование чартерных программ по большинству туристических направлений не требовалось).
Приказом Минтранса России от 17 июня 2008 года № 92 (далее – Приказ), на который ссылается Росавиация, предусмотрено, что в пакете документов, представляемых с заявкой на получение допуска к выполнению международных нерегулярных полетов, должно содержаться «письмо о согласовании выполнения перевозок (проведении согласования) с назначенным от имени Российской Федерации перевозчиком». Вместе с тем, п.20 Приказа, содержащий исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении допуска, не включает в себя отсутствие согласования назначенным перевозчиком в качестве одного из оснований, что возлагает на Росавиацию ответственность за принятие окончательного решения о выдаче или отказе в допуске.
Отсутствие четких и прозрачных критериев, используемых Росавиацией при выдаче разрешений на выполнение чартерных программ, негативно сказывается на деятельности перевозчиков и туроператоров, а также ставит под угрозу перевозку российских пассажиров на наиболее востребованных направлениях.
Традиционно массовые, имеющие ярко выраженную сезонность туристические перевозки российских граждан выполняются в такие страны как Турция, Греция, Хорватия, Испания, Болгария, Италия, Франция, Австрия, Кипр, Египет, Чехия, Тунис, Тайланд. Однако выполнение чартерных полетов в некоторые из указанных стран предполагает проведение согласования с назначенными перевозчиками. Как правило, получение согласования напрямую зависит от коммерческих интересов одного авиапредприятия, имеющего права на выполнение регулярных полетов по данному маршруту и не учитывает реальные потребности рынка в туристических перевозках.
Исходя из необходимости поддержания конкурентоспособности российской авиационной отрасли в сфере туристического бизнеса, а также принимая во внимание потребности российских пассажиров в доступных туристических услугах, считаем целесообразным снять требования по согласованию чартерных программ с назначенными перевозчиками на следующих маршрутах:
В этой связи просим Вас в возможно короткие сроки дать указание Росавиации о выдаче разрешений на выполнение заявленных программ чартерных полетов в летнем периоде расписания 2010 г. без получения согласования с назначенным перевозчиком, а также поручить Департаменту государственной политики в области гражданской авиации внести изменения в действующие договоренности с авиационными властями указанных государств в части снятия ограничений по выполнению нерегулярных полетов и внести соответствующие изменения в Приказ Минтранса России от 17 июня 2008 г. № 92.
ООО "Авиакомпания "ВИМ-АВИА"
ОАО "Авиакомпания "Таймыр"
ОАО "Авиационная компания "АТЛАНТ-СОЮЗ"
ОАО «Авиационная компания "ТРАНСАЭРО"