Приказ №92, на который ссылается «Аэрофлот», был утвержден 17 июня 2008 года. Почему же его исполнения перевозчик потребовал именно сейчас? Вероятно, это связано с тем, что авиакомпания рассчитывает на значительное увеличение своей доли на рынке (ожидая объединения (вливания) с авиационными активами так называемого «Росавиа»). Кроме того, активно обновляется авиапарк самого Аэрофлота, а лизинговые платежи по лайнерам весьма высоки и их надо «отбивать». На этом фоне львиная доля рейсов Аэрофлота в данный момент нерентабельна, а генеральный директор авиакомпании Виталий Савельев заметил, что готов даже частично снять самолеты с «регулярки» и направить их на чартеры. Также в ближайшей перспективе нацперевозчику придется отказаться от роялти – в 2014 заканчивается международный договор по «Транссибу». Каков выход в этой ситуации? – расчищать ниши, сохранить авиакомпанию всеми имеющимися законными способами, а конкуренты пусть заботятся о себе сами.
Экскурс в историю вопроса
О намерении обратиться в «Росавиацию» с требованием, чтобы 92-ой приказ соблюдался неукоснительно, «Аэрофлот» объявил еще в начале апреля. Виталий Савельев тогда заявил: «если у «Аэрофлота» будет потенциал для обеспечения потребностей туроператоров на направлении, где он назначенный перевозчик, согласовывать с другими авиакомпаниями чартерные маршруты мы не будем». Г-н Савельев отметил, что «для регуляции авиационного сообщения существует ряд нормативных актов, но наиболее значимыми являются межправсоглашения. 92-ой приказ – не что иное, как продолжение межправсоглашения, и с ним необходимо считаться всем. Если все раньше ездили на красный свет, а тут вдруг кто-то пришел и потребовал ездить на зеленый, это не значит, что требования незаконны», - резюмировал он. На тот момент спорными направлениями Виталий Савельев назвал критские Ларнаку и Ираклион. Правда, сам «Аэрофлот» не вовремя подал заявку и не получил от «Росавиации» допуск, в частности, на Ираклион. В итоге, другие авиакомпании без проблем в апреле летали на Крит.
Между тем, это было лишь затишье перед бурей – аппетиты «Аэрофлота» заметно выросли. Согласно источнику в отрасли, авиакомпания требует согласования всех программ по направлениям, где он назначенный перевозчик. Давление «Аэрофлота» продолжилось на самом высоком уровне. В апреле состоялся диалог министра Транспорта Игоря Левитина (одновременно председатель совета директоров «Аэрофлота») и министра спорта туризма и молодежной политики Виталия Мутко, где первый требовал найти управу на туроператоров, заключающих договоры с авиакомпаниями, не имеющими на момент их заключения допусками на те или иные направления. Дальше – больше. Через месяц в «Аэрофлоте» состоялось совещание у коммерческого директора Андрея Калмыкова, на котором туристическим партнёрам авиакомпании было объявлено, что «Аэрофлот» настроен весьма воинственно и по 15 направлениям, где авиакомпания является назначенным перевозчиком, рейсы будет выполнять лишь она (либо другие перевозчики, имеющие статус назначенных).
Под угрозой оказались рейсы Sky Express и «Оренбургских авиалинии» в Ираклион. «Без согласования назначенных перевозчиков Федеральное агентство воздушного транспорта не имеет права выдавать ЗАО «Небесный экспресс» и ФГУП «Оренбургские авиалинии» допуски на выполнение рейсов, поскольку их выдача влечет за собой ответственность вплоть до уголовной» – сообщили в Росавиации. – «Продав билеты на перевозки, не согласованные с назначенными перевозчиками, а также не получив допуск на выполнение рейсов со стороны авиационной администрации, ЗАО «Небесный экспресс» и ФГУП «Оренбургские авиалинии» грубо нарушили национальное воздушное законодательство».
В числе других направлений, где «Аэрофлот» намерен доминировать, были названы Бургас, Варна, Ларнака, рейсы в ЮВА, Шри-Ланку, Мале и пр., всего 15 направлений. В случае если Росавиация будет предоставлять разрешения на перелеты авиакомпаниям, которые не фигурируют в межправсоглашениях (причем, речь идет и о разовых разрешениях), «Аэрофлот» намерен судиться с «Росавиацией». «Впрочем, возможно, дело до суда и не дойдет» - говорит знакомый с ситуацией эксперт. По его словам, коммерческий директор Аэрофлота Андрей Калмыков якобы представил общественности письмо Росавиации, согласно которому ведомство пересмотрело свою точку зрения на порядок предоставления прав перелетов, и будет «открывать небо» лишь в соответствии с 92-м приказом. Не исключено, что этот порядок (перевозка лишь назначенными авиакомпаниями) вступит в силу уже с 16 мая.
Авиакомпания «Аэрофлот», по некоторым данным, уже обратилась к туроператорам и заверила, что всех туристов по указанным направлениям перевезут. Вот только, если раньше анонсировалась перевозка по ФИМу (манифест передачи обязательств перед пассажирами от одной авиакомпании к другой, который предполагает сохранение стоимости контракта), то теперь предлагается доставить пассажиров на курорты и обратно с доплатой. Кроме объявленной воздушной войны, г-н Калмыков озвучил принципы новых электронных торгов на своем совещании. Однако, по некоторым направлениям, торгов, напротив, не будет. На них уже объявлены цены, причём не дешевые, как ожидалось ранее.
Ответный удар
Дестабилизация ситуации Аэрофлотом на греческом направлении уже вызвало цепную реакцию, и, как следовало ожидать, обратную волну. В частности, следующим спорным направлением оказались Салоники. В распоряжении Aviation EXplorer оказалось письмо, которое было адресовано Директору департамента внешних связей и альянсов ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» Т.Р.Теймуразовой от и.о. генерального директора «Атлант-Союза» В.И. Бугая «О выполнении рейсов по маршруту Москва-Салоники-Москва». Согласно документу, «АК «Атлант-Союз» отказывает «Аэрофлоту» в разрешении на чартеры в Салоники, поскольку «готова собственными силами удовлетворить спрос на направлении Москва-Салоники-Москва, выставив, в случае обращения агентов и туроператоров, дополнительные провозные емкости в сезоне «Лето 2010». В связи с изложенным, согласование ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» программы чартерных рейсов не представляется возможным», - говорится в письме. По некоторым данным, «Аэрофлот» даже предлагал «Атланту», взамен на разрешение осуществлять перелеты в Салоники, позволить «Атланту» летать на Ираклион. Однако в «Атлант-Союзе» такой «ченьдж» сочли сомнительным, поскольку кроме «Аэрофлота» перевозки туда осуществляет еще и авиакомпания «Трансаэро», а её согласие не гарантировано. Как говорится: "Темна украинская ночь, и сало лучше перепрятать". Что же касается второго назначенного перевозчика на Салоники – авиакомпании «Вим-Авиа», то она оставила без комментариев наш вопрос на счет того, обращался ли к ней «Аэрофлот» для согласования чартеров на Салоники.
Эксперты, знакомые с ситуацией по Салоникам, объясняют, что подобная позиция «Атлант-Союза» связана не со стремлением перевозчика монополизировать направление, а лишь с экономической обоснованностью. Авиакомпания до сегодняшнего дня не знает (не смотря на то, что совещание в «Росавиации» прошло 26 апреля), какие направления ей согласуют в «Росавиации». Информация об этом до сих пор не опубликована. Поэтому, в случае отказа по тому или иному маршруту, емкости будут переориентированы на Салоники.
13 мая в «Интерфаксе» состоялась знаковая пресс-конференция, где ожидания и слухи частично оправдались. Мероприятие было проведено по итогам совещания в «Росавиации» на тему «Особенности летней чартерной программы 2010 года». В пресс-конференции также приняли участие заместитель руководителя Росавиации Олег Клим и директор Департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России Владимир Тасун.
В тот же день поздно вечером ведомство должно было опубликовать данные о том, по каким направлениям и какие авиакомпании будут осуществлять перелеты, но информация вновь зависла на уровне «согласования». Вкратце, комментируя решения Росавиации, Александр Нерадько пояснил, что все они согласовывались с интересами назначенных перевозчиков. Так, в Грецию львиную долю рейсов будет осуществлять "Аэрофлот", в Болгарию – авиакомпания «Сибирь». В настоящий момент прорабатывается методика передачи пассажиров от одной авиакомпании (которая заключила договор фрахта с туроператором без допуска) назначенному перевозчику. В частности, речь, скорее всего, идет о «Скай Экспресс» и «Оренбургских авиалиниях» (программа на Ираклион).
В свою очередь, Владимир Тасун сказал, что Минтранс будет настаивать на том, чтобы передача этих пассажиров осуществлялась без каких-либо доплат. Авиакомпании, которые заключили договор с туроператорами, не имея разрешения, возможно, будут подвергнуты административным взысканиям.
Владимир Тасун однако подчеркнул, что не стоит думать, что 92-ой приказ будет применен в отношении всех межправсоглашений, которых у России около 100. Необходимость согласования чартерной программы с назначенными перевозчиками требуется лишь по Греции, Кипру и Молдове. В остальных случаях бравировать своим назначением перевозчик не имеет права. Во всех других направлениях, право выдачи разрешений полностью отдано на откуп Росавиации.
Однако, это вряд ли снимет возникшую напряжённость. Руководители авиакомпаний, комментируя новый принцип выдачи разрешений, настроены негативно. Генеральный директор «Трансаэро» Ольга Плешакова чуть ранее заявила в СМИ, что 92 приказ «принимался в условиях топливного, а затем и финансового кризиса». Его цель была «оградить системообразующих перевозчиков от чрезмерной конкуренции с мелкими компаниями». Но даже в тех условиях он не применялся, подчеркнула она. Сама "Трансаэро", обладая статусом назначенного регулярного перевозчика на многих популярных маршрутах, никогда не пользовались «правом вето». «Как можно развивать авиасообщение, вводя ограничения при помощи административного ресурса»? – удивляется она.
С г-жой Плешаковой соглашается и генеральный директор «Аталант-Союза», в прошлом глава «Росавиации» Евгений Бачурин. По его словам «в области выдачи разрешений на чартеры стоило бы в принципе отменить регулирование. Единственным ограничением для вхождения на этот рынок должно стать соблюдение принципов безопасности полетов. От здоровой конкуренции выиграют все: и туристы, для которых каждое изменение цены перевозки критично, и туроператоры, которые будут обладать возможностью выбирать партнеров, и авиакомпании, ведь у них появится возможность быстро и адекватно реагировать на запросы рынка».
Но одно дело желание авиакомпаний, другое реальное положение вещей. Не исключено, что стоимость билетов в следующем году на популярных туристических направлениях значительно вырастет. Владимир Тасун, резюмируя сказанное на конференции, отметил, что если даже в этом сезоне удастся отлетать в условиях нынешней ценовой политики и нынешних контрактов, то на следующий год придется заключать договоры уже по ценам назначенных перевозчиков. Необходимо сделать работу над ошибками и быть готовыми к этому, подвел он итог.