Туристический рынок с начала с весны этого года периодически терзают слухи об инициативах Аэрофлота запретить полеты на популярных туристических направлениях чартерных перевозчиков. По мнению Аэрофлота, он может удовлетворить спрос на направлениях, где он назначен официальным перевозчиком межправительственным соглашением. Камнем преткновения в предстоящий летний сезон стали направления Ираклион, Ларнака, а также Бургас, Салоники – всего 13 направлений в Средиземноморье и Юго-восточной Азии.
Росавиация вынуждена была поддержать монополиста, после неоднократных угроз Аэрофлота в адрес регулятора и вынудила чиновников сделать такое заявление: «Мы не должны наносить ущерб назначенным перевозчикам, чартеры должны брать только тот спрос, который не способны удовлетворить регулярные авиаперевозчики». Для примера, спрос на регулярные перевозки на одном из греческих направлений составлял в 2009 году чуть более 60 тысяч человек, а в летний период на этом направлении чартерными компаниями было перевезено более 200 тысяч. Стоит отметить, что Росавиация поддержала монополиста выборочно, «не в отношении всех межправсоглашений, которых у России около 100», а лишь по Греции, Кипру и Молдавии. Связано ли это все с приходом в Аэрофлот нового коммерческого директора? Возможно. Направлено ли на получение максимальной прибыли и увеличения рентабельности авиакомпании? Обязательно! Если на внутрироссийских маршрутах свое превосходство можно было показать только снизив тарифы до низкобюджетных и летая себе в убыток, то на международных маршрутах можно и монополиста «включить».
А вот справиться ли Аэрофлот с таким пиковым спросом летом? Думаю, нет. Даже «Трансаэро» – крупнейший игрок на чартерном рынке, обладая обширным парком самолётов Боинг 747 и являясь назначенным перевозчиком на ряде направлений, признает, что «ужесточение для отечественных авиаперевозчиков условий работы на международных направлениях массового спроса выглядит абсолютно нелогичным».
Забота о флагмане российской авиации понятна, но кто позаботиться о пассажирах - людях, которые рассчитывают на недорогие туры, заранее заказывая у туристических операторов путешествия по выгодным ценам, из удобного аэропорта. Теперь они получат, в лучшем случае, поездку по той же цене, но из аэропорта Шереметьево, а вероятнее всего с доплатой 100-200 долларов и неудобный аэропорт.
Конечно, формально Приказ 92 открывает большие возможности Аэрофлоту по монополизации туристического рынка, как с точки зрения авиаперевозок, так и продаж турпутевок. Каким же недальновидным нужно было быть все 2 года с момента принятия приказа, чтобы не воспользоваться своим правом монополиста. Но каким еще более недальновидным можно быть «активировав» мину замедленного действия и ограничив тем самым конкуренцию, навлекая на себя гнев Ассоциации Туроператоров, коллег по цеху – авиакомпаний, простых потребителей. Концентрация перевозок на конкретные направления у одного-двух перевозчиков и продаж на них у 2-3 туроператоров – это уже юрисдикция Федеральной антимонопольной службы, которая пока не проявила интереса к этой проблеме.
В сложившейся ситуации аукнется все простому пассажиру, который в один прекрасный день столкнется с проблемой, когда приехав в Домодедово или Внуково с чемоданами, будет поставлен перед фактом, что Росавиация и Аэрофлот запретили вылет авиакомпании ИКС и всем необходимо явиться через 2-3 часа в аэропорт Шереметьево на рейс Аэрофлота, доплатить еще энную сумму денег. Тут знаете, кто не успел, тот опоздал!