Помните притчу про лягушат, попавших в крынку молока…. На осеннем форуме Крылья России, многие из вас помнят, мое выступление было насыщено здоровым пессимизмом. Но мы пережили эту тяжелейшую зиму, вопреки обстоятельствам и практически без внешнего финансирования. Сегодня настроение под стать погоде – весеннее, но это не значит, что озвученные тогда мной проблемы исчезли, рассосались сами собой. Избыточное предложение кресел удалось наполнить пассажирами. Пассажирами явно «не авиационными» и по «неавиационным» ценам. Начало года демонстрирует беспрецедентный рост перевозок, что честно говоря, настораживает. Но мы привыкли выживать в таких условиях, не рассчитывая на помощь извне… Государство в лице всех авиационных регуляторов всецело встало на сторону пассажира… А такой подход нельзя назвать взвешенным. |
В рыночных отношениях, как в физике полёта, главное – обеспечить равновесие сил. Резкие падения и всплески, характерные для отечественной ГА, заметно выбиваются из мировых тенденций. И это еще одно свидетельство того, что мы живем в нездоровом рынке. Если сравнивать регулирование с пилотированием, то пилотируем мы через чур резко, рвано, не ровно. И хотя в итоге, все же выполняем нужный маневр, пассажирам, то есть нам, от этого крайне некомфортно. Многих мутит. Проблемы наши известны наизусть, они, так сказать, наплаканы. Это: Поэтому сразу перейду от проблем к решениям, которые считаю наиболее назревшими. Хочу остановиться на 4-х аспектах: |
Пошли на
Таможенный союз, как повод принять давно назревшее решение
Реальные перевозчики - жертвы «потенциальной» промышленности! Более весомого набора аргументов в пользу сохранения импортных пошлин на ВС, в настоящее время, не существует! Решение - обнуление пошлин на все категории ВС, как минимум, на 5 лет. |
Пошлины. Чтобы реальные, живые перевозчики не стали жертвами потенциальной авиа промышленности. Другая часть той же проблемы - в России нет лизингового рынка ВС. Самолеты не являются ни полноценным активом, сохраняющим остаточную стоимость, ни инструментом инвестирования. Чтобы не углубляться в эту большую тему, могу сослаться на её блестящее изложение в недавнем интервью Андрея Мартиросова, с которым я полностью согласна. И все же о пошлинах: |
Мы в месте?
ВТО неотвратимо !
Поддерживать отечественных перевозчиков значит:
- Не ставить их в условия, худшие чем для зарубежных конкурентов - Не требовать с них больше того, что они могут дать (включая налоги) - Не допускать их конкуренции в ущерб интересам российской стороны в целом |
Конкурентоспособность. Ведь даже под защитой «остатков железного занавеса» мы умудряемся терять и разбазаривать свое достояние в виде прав на полёты и пролёты: Роялти Аэрофлот использовал для, прямо скажем, дестабилизации внутреннего рынка, демпинговой экспансии. Наши внутренние междоусобицы по поводу дать - не дать разрешение на сезонные чартеры уже привели к потере Эмиратского, Стамбульского и ряда других рынков. На очереди Греция с Болгарией…. А то ли еще будет! Сейчас, на старте сезона, вновь разгорелась чартерная истерия - борьба корпоративных амбиций. Ограничивая российские компании в праве удовлетворять сезонный спрос нашего же населения, мы толкаем его в объятия зарубежных перевозчиков. |
Земля и небо
Монополия на земле - конкуренция в небе…
Полная гармония невозможна, но нужно стремиться!
Возможное решение:
- Изменить подходы и методику расчета ставок естественных монополий - Ввести нормирование затрат на единицу услуги/продукции монополии - Обеспечить прозрачную гибкость ценовой политики а/портов для развития отдельных сегментов бизнеса (региональные, местные ВЛ, неавиационные) |
Отношения с монополиями. То ли мы слишком далеко зашли в своей конкуренции, то ли земля сильно отстала… Наверное и то и другое. Но в отношении регулирования земли нужно кардинально менять подходы. Прежде всего это должны осознать в ФСТ. Неэффективность тарифного регулирования «от себестоимости» давно очевидна. Растут или падают перевозки, - цены монополий только растут. Сейчас им и незачем стремиться к росту объемов: без них меньше забот, а доходы всё те же. Вспомните крайнюю эпопею с пересчетом навигационных сборов. Аргументы просты: затраты растут, а в объемах прогнозируется снижение… Прогноз не оправдался – объемы вдруг выросли. А ставки? А ставки остаются на прошлогоднем высоком уровне. Какое же это регулирование? С другой стороны (вернемся к аэропортам) своими утвержденными ставками они связаны по рукам и ногам. А им такое право нужно законно предоставить: дифференцировать ставки для тех или иных видов полётов. Приказ 110, безусловно важен и полезен, но он, на наш взгляд, крайне нуждается в обновленной редакции с учетом изложенного. |
Ну и наконец про НДС. Только треть пассажирской выручки (если считать все деньги потраченные пассажирами на полеты в/из и внутри РФ) составляет налоговую базу НДС. Каждый внутренний пассажир заплатил в среднем по 860 руб. НДС. С точки зрения этого пассажира НДС выглядит как налог с продаж: чистая добавка к тарифу и ему, (пассажиру) никак не возмещается. Известно, что внутренний сектор более дёшев, менее платежеспособен и по этому заметно отстает в развитии от МВЛ, где в последние годы все больше превалируют инокомпании. Ни они, ни их пассажиры в создании налоговой базы НДС не участвуют ни коем образом. Вопрос освобождения отрасли от НДС витает давно. Но тогда, освобождения потребует вся цепочка поставок, например, того же авиатоплива. |
Рассмотрим пример расчета цены перевозки на сравнимых плечах: Внутренний Сочи и международный Пардубице. Такая цена неподъемна для внутреннего рынка, и перевозчики на самом деле, вынуждены ставить на Сочи меньший тариф. Но тогда ухудшается маржа летного часа. Вместо плановых 3-х получаются 2 тысячи. Как вы думаете, куда будет стремиться выполнить рейс перевозчик? Правильно. Да и пассажир при таком раскладе вряд ли выберет Сочи. В целях поддержки отечественных курортов государство освободило здравницы от НДС. Давайте же будем последовательны. |
Еще один пример. Оценим варианты: Аэрофлотом через Москву, или, например, Люфтганзой через Франкфурт. Как пассажир, я выберу Люфтганзу. Известный бренд, сервис, простой и надежный трансфер в Германии. И ко всему этому еще и весьма привлекательная цена! А у Аэрофлота - внутренний участок с НДС, и самолет ему на 20% обошелся дороже немецкого… Ничего удивительного в том, что перевозки иностранцев в России растут. Мы сами создали условия для снижения своей конкурентоспособности. А пассажир какой-нибудь местной авиалинии Туруханск-Игарка, платит за свой полёт с налогами и не догадывается, что тем самым нехотя поддерживает зарубежного производителя авиауслуг. |
Я достаточно трезвомыслящий человек, чтобы не просить у государства ПРОСТО снижения налогов. Я предлагаю, обнулить НДС на внутренних перевозках, одновременно с тем введя другой налог – единый государственный сбор со всех пассажиров. Тогда, сохранив, а то и увеличив объем налоговых поступлений, государство получит еще один экономический рычаг управления рынком. Даже учитывая то, что внутренний пассажир в отличие от международного будет платить сбор при вылете дважды, все равно нагрузка на него снизится. И кто нам мешает дифференцировать размер такого сбора для внутренних и МВЛ отправок. Можно вообще использовать сбор только для международных пассажиров. Они платежеспособнее. Но, собственно это уже детали. Нужно решение по изменению системы. Это не ноу-хау, во многих странах именно такие подходы давно и эффективно работают. |
Вот собственно и всё… на сегодня. Может что то было и неожиданно, но над этим стоит серьезно подумать, если мы хотим однажды все-таки выбраться из крынки… |