Александр Лебедев не раз подчеркивал, что эти две сделки («Аэрофлот» и ИФК) связаны и, что именно под гарантии выкупа ИФК он продает долю «Аэрофлота». Причем не просто продает, а реализует с большим дисконтом в 30%. Время идет и, учитывая нынешнюю рыночную стоимость акций «Аэрофлота», скидка по сделке составляет уже 70%. НРК, таким образом, потеряет порядка $300 млн.
Так у Александра Лебедева до сих пор выкупили лишь 6,3% акций авиакомпании. А с другими пакетами, судя по всему, и не торопятся. Вспоминая произведение писателя Акунина: - с Лебедевым, возможно, сыграли в тот самый гамбит. Гарантировали сделку по ИФК и даже вынесли некоторые положительные предварительные решения, далее выкупили 6,3% акций и лишили бизнесмена блокирующего пакета в «Аэрофлоте» с минимальными затратами (в руках у Александра Лебедева остается лишь 19% акций нацперевозчика). В итоге из-за этой сделки Лебедев несет лишь убытки.
«Вынесенная на одобрение собрания акционеров сделка предполагает продажу пакета ценных бумаг, обращающихся на рынке. Цена продажи в момент перехода прав собственности существенно ниже котировок биржевого рынка (на сегодняшний день дисконт составляет более 290 млн. долларов США) и влечет за собой существенные налоговые последствия. Ознакомившись с выводами авторитетных и налоговых консультантов, в группе НРК пришли к убеждению, что по итогам сделки возникают налоговые риски, которые могут нанести значительный ущерб финансовому положению банка. Формируя необходимые резервы по сделке, банк уже зафиксировал убытки в балансе. С учетом дальнейшего роста рыночных котировок, размер убытков может превысить прибыль, полученную банком за весь прошлый год. В соответствии с требованиями налогового законодательства, с неполученных доходов НРБ будет вынужден сделать крупные налоговые отчисления» - подчеркивается в сообщении пресс-службы Александра Лебедева.
Связаны одной цепью
Напомним, что вчера (31 марта) состоялось заседание наблюдательного совета «Внешэкономбанка». Однако, не смотря на то, что в повестке дня был вопрос о выкупе доли в «Илюшин Финанс», эта тема не обсуждалась. Ранее мы уже сообщали, что, по нашим данным, некоторые члены совета ВЭБ усомнились в оправданности сделки. В частности, неоднозначную позицию на этот счет высказала министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Поэтому заседание наблюдательного совета ВЭБ, которое было назначено на 17 февраля было отложено на «после мартовских праздников».
Свет в конце тоннеля, казалось бы, появился, когда 18 марта состоялось заседание Правления Внешэкономбанка (ВЭБ). На нем было вынесено положительное решение по сделке с бизнесменом, вердикт был передан по цепочке в Наблюдательный совет ВЭБа. По некоторым данным, далее последовала и положительная резолюция правительства на этот счет. Но вновь, как мы видим, решение по ИФК отложено в долгий ящик.
Проволочки по этой сделке провоцирует серьезные потери для НРК и больше всего для авиакомпании Red Wings, принадлежащей корпорации. Поясним, что стоимость всего ИФК, согласно оценке "ООО Эрнст энд Янг" за 2009 год составляет порядка 23 млрд. рублей. Лебедев планирует выручить за свой пакет около 5,3 млрд. рублей, что, в принципе (с учётом принятого дисконта), соответствует рыночной стоимости его пакета акций. Примерно столько бизнесмен, по его данным, и инвестировал в компанию.
В феврале было подписано соглашение о намерениях, в котором оговаривалось, куда пойдут средства, вырученные Лебедевым за долю в «Ильюшин Финанс и Ко.» (имеется у Aviation EXplorer). Подписан документ был: Президентом ОАО «OAK» Алексеем Федоровым, Председателем Совета Директоров ЗАО «НРК» Александром Лебедевым, Генеральным директором ЗАО «Ред Вингз» Константином Тетериным, Генеральным директором ОАО «ИФК» Александром Рубцовым.
Согласно подписанному договору, Александр Лебедев обязуется потратить 5 миллиардов рублей (остаток от 5,3 млрд. после уплаты налогов) на следующие цели: инвестирование средств в развитие дочерней авиакомпании «Ред Вингз» в сумме 1 200 млн. рублей, в т.ч. 620 млн. - погашение задолженности авиакомпании перед ОАО «ИФК» по лизинговым платежам, - говорится в упомянутом документе, - 45 млн. руб. должны пойти на оплату работ по восстановлению летной годности самолетов ТУ-2046/H 64018. 280 млн. рублей - оплата задолженности по обязательствам компании перед третьими лицами». Кроме того, предполагается сделать «заказ у OAK шести новых самолетов Ту-204-100В с поставкой начиная с 2011 г. (оплата авансов до 600 млн. руб.) с заключением авиакомпанией «Ред Вингз» с ИФК договоров финансовой аренды (лизинга) и предоставлением ЗАО «НРК» гарантии своевременной уплаты лизинговых платежей с сумой обязательств в размере годового лизингового платежа».
Время едва ли играет на руку этим договоренностям. Пока вопрос о выкупе доли в ИФК решается на самом высоком уровне, долги авиакомпании Red Wings продолжают расти – лизинговые платежи так и не выплачиваются. К слову, лизинговый платеж по одному самолету составляет порядка $400 тыс. в месяц. Для сравнения, за подержанный Airbus 320 перевозчики выплачивают лизинговым компаниям порядка $150 тыс. При этом, сколь надежна и безотказна техника, созданная российским авиапромом мы писали уже не раз. Источник в ИФК уточняет, что долги Red Wings уже достигли порядка 700 млн. рублей. Таким образом, если сложить все задолженности авиакомпании Red Wings, то получается весьма кругленькая сумма - около 1 млрд. рублей, что для авиакомпании, с парком в менее чем 10 самолетов, весьма существенно.
Подлило масла в огонь и то, что 29 марта, за два дня до заседания Наблюдательного Совета ВЭБ, «Росавиация» отказала авиакомпании в разрешении на чартерные перевозки с 30 марта – объяснялось это поздней подачей заявки на чартеры. Полеты авиакомпании были остановлены в этот же день. Правда, после скандала с авиационными властями, перевозчику удалось отстоять свое право на полеты. Можно ли связывать эти события покажет время, но то, что произошедшее еще больше ударило по имиджу и финансовому состоянию авиакомпании (и НРК в целом) - точно.
Печальные крылья
На этом фоне весьма серьезно обстоят дела с другим авиационным активом НРК – дочерней структурой Alpstream и частично принадлежащей этой компании перевозчиком Blue Wings (Германия). 14 новых самолетов А320/321, которые взяты в лизинг этой структурой оказались выведенными из эксплуатации. Поручителями по сделке выступила сама НРК. В свою очередь, американские партнеры НРК - дочернее предприятие корпорации General Electric GECAS и специализированный банк PikAir (Люксембург) – требуют немедленного погашения кредитов, предоставленных на покупку самолетов в размере $400 млн. Таким образом, НРК необходимо изыскать эти средства в ближайшее время, в противном случае Alpstream может грозить кросс-дефолт, самолеты могут быть переданы в лизинг другим компаниям в Америке, а НРК не только потеряет затраченные средства, но и будет вынуждена оплатить так называемое приведение самолетов к летной годности.
Эксперты отмечают, что сделка с «Аэрофлотом» и ВЭБом Александра Лебедева была оправдана именно в начале года, когда Правительство подготовило первую положительную резолюцию от 14 января по ней. Сейчас положение вещей на рынке существенно изменилось. Оттого «в сложившихся условиях сделка с ОАО «Аэрофлот» грозит недопустимыми финансовыми потерями» - говорят в НРК. Что касается второй части этой сделки (с ВЭБ), то по ней и вовсе нет ясности.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что НРК ожидают затяжные «битвы» на всех фронтах.