Пошлины можно устанавливать тогда, когда промышленность готова выпускать и конкурировать. А ставить пошлины для защиты продукта, который в лучшем случае появиться в 2016 году, просто забыть об интенсивном и уверенном развитии отечественной авиации, а теперь и авиации наших ближайших соседей. Ан-148 и Сухой не конкуренты Боингу и Airbus в классе машин от 120 до 180 кресел. А основной конкурент - MC-21 будет только к 16-му году.
Продлевая действие пошлин в условиях отсутствия отечественной альтернативы, государство не в полной мере учитывает возможные последствия. А именно: пополнение и обновление парка авиакомпаний – процесс не прекращающийся, т.к. каждая авиакомпания, которая видит себя в будущем, должна наращивать пассажиропоток, и, следовательно, увеличивать свои провозные емкости.
За счет отечественного авиапрома это сделать сегодня не представляется возможным. Так в 2009 году в РФ было ввезено более 80 самолетов Боинг и Airbus. Владельцы ВС, либо арендаторы пошли на дополнительные инвестиции в виде оплат таможенных пошлин.
По мере накопления опыта эксплуатации российские авиакомпании стараются ввозить самолеты не 20-25 летнего возраста, как было ранее, а более «свежие» нового поколения (New Generation), стоимость которых выше, и вынуждены нести большие потери на таможенные платежи.
Все это приводит к тому, что, осуществив инвестиции в таможенную очистку самолетов, собственник самолета (либо арендатор) заинтересован в максимально длительной его эксплуатации именно на территории РФ. Связано это в первую очередь с тем, что данный актив после уплаты невозвратных пошлин становится неконкурентоспособным на иных рынках, в случае его продажи, либо становится более конкурентным на рынке РФ, по сравнению с аналогами, которые таможенную очистку ещё не прошли.
Таким образом, настаивая на необходимости сохранения пошлин в текущем времени, когда нет альтернатив в виде беспошлинных экземпляров самолетов, государство способствует созданию вторичного рынка для ввозимых в настоящем времени самолетов только на территории РФ и СНГ ввиду того, что очищенные от пошлин самолеты всегда будут дороже, с точки зрения сделанных вложений, по сравнению с аналогами на мировом рынке.
Все это усугубляется тем, что в последнее время российское государство настоятельно рекомендует ввозить только «свежие» самолеты, создавая сложности по внесению в сертификаты эксплуатантов авиакомпаний, самолетов старше 10-15 лет. Данные меры также будут способствовать удлинению сроков эксплуатации иностранных самолетов, ввозимых сейчас в пошлинном режиме, именно на нашей территории. И это, скорее всего, приведет к тому, что когда отечественная авиапромышленность сможет выйти на уровень производства, покрывающей потребности эксплуатантов, спрос будет ограничен лишь потребностями в расширении флота, а ниша по обновлению парка будет максимально узкая, т.к. авиакомпании будут стараться эксплуатировать ввезенные самолеты максимально долго.
Вывод - чтобы не наступить на описанные грабли, возможно, правильным должно быть решение об отмене в текущем времени таможенных пошлин и освобождении авиакомпаний от необходимых инвестиций. А ко времени появления необходимого количества отечественных и конкурентоспособных воздушных судов, можно вернуться к этому вопросу.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Напомним, что 9 авиакомпаний стран членов Таможенного Союза обратились в КТС с предложением отменить ввозные пошлины на импорт воздушных судов. С текстом письма можно ознакомиться на странице: http://www.aex.ru/docs/2/2010/3/18/990