Об основных итогах социально – экономического развития транспортного комплекса в 2009 году и задачах на 2010 год и среднесрочную перспективу
В отчетном году мы отметили 200-летие транспортного ведомства и образования на транспорте в России.
Более двух веков деятельность транспорта является ключевым фактором развития экономики страны и обеспечения ее безопасности.
Подводя итоги работы транспортного комплекса в 2009 году можно сказать, что худшие прогнозы не оправдались, транспорт работал стабильно - спрос населения и отраслей экономики на транспортные услуги был в целом удовлетворен.
В сложившихся экономических условиях усилия Минтранса России в прошлом были направлены на реализацию комплекса антикризисных мер, обеспечивающих устойчивое функционирование транспортной системы.
Эти меры были сформированы при участии представителей бизнеса и общественных организаций. Широкое их обсуждение состоялось на расширенном заседании коллегии Министерства в июне прошлого года.
Разрешите от имени Коллегии Министерства поблагодарить Аппараты Президента и Правительства Российской Федерации, присутствующих депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, руководителей государственных органов власти, представителей бизнес-сообщества, научных и общественных организаций за внимание к проблемам транспорта и продуктивную работу, направленную на эффективное развитие и функционирование транспортной системы.
В 2009 году, на год раньше запланированного срока, была завершена реализация ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)».
Программа внесла существенный вклад в развитие транспортной отрасли в нашей стране…
Реализация мероприятий Программы модернизации позволила значительно обновить парк транспортных средств магистрального железнодорожного, морского и воздушного видов транспорта.
Такое масштабное развитие транспортной инфраструктуры стало возможным благодаря ежегодному росту инвестиций в транспортный комплекс. Объем финансирования Программы модернизации за весь период ее реализации составил порядка 4,5 трлн. рублей в ценах соответствующих лет, из них почти 1,5 трлн. рублей из федерального бюджета.
Объем средств (в ценах соответствующих лет), направленный на реализацию Программы в 2009 году превысил уровень 2002 года в 2,6 раза (2009 г. - 752,8 млрд. рублей, 2002 г.- 290,3 млрд. рублей), в том числе из федерального бюджета в 4 раза (2002 г.- 70,0 млрд. рублей, 2009 г. – 283,1 млрд. рублей).
Остановлюсь на основных результатах 2009 года и задачах, стоящих перед транспортным комплексом в 2010 году и среднесрочную перспективу.
Общий объем финансирования транспортной отрасли из федерального бюджета в 2009 году составил 570 млрд. рублей, из них расходы инвестиционного характера - более 280 млрд. рублей, что само по себе явилось важнейшей антикризисной мерой, позволившей сохранить темпы развития транспортной инфраструктуры…
На воздушном транспорте основным направлением финансирования являлось развитие объектов наземной инфраструктуры в аэропортах. На эти цели было выделено 16,5 млрд. рублей. Это позволило завершить работы по реконструкции взлетно-посадочных полос в 5 аэропортах, аэродромных комплексов в 8 аэропортах.
В настоящее время в реестр аэродромов гражданской авиации включено 328 аэродромов.
Аэронавигационное обслуживание является необходимым условием обеспечения безопасности полетов и эффективного использования воздушного пространства.
В 2009 году началась реализация новой ФЦП «Модернизация Единой системы воздушного движения», которая определила приоритеты развития на период до 2015 года…
Самое пристальное внимание уделяется вопросам реформирования транспортной отрасли.
В 2009 году упразднена Федеральная аэронавигационная служба, ее функции переданы Росавиации и Ространснадзору...
Продолжается работа по формированию на базе ФГУП «АГА(А)» единого балансодержателя аэродромов федерального значения и аэродромов, подлежащих реконструкции в рамках соответствующих целевых программ.
Однако, в отличие от морских портов до настоящего времени не решен вопрос сдачи без конкурса в аренду аэродромов, закрепляемых за ФГУП «АГА(А)», операторам аэропортов.
В этой связи Минтранс России обратился по указанному вопросу в Правительство Российской Федерации. Прошу поддержать.
В 2009 году нам удалось заложить основы нормативной правовой базы в области обеспечения транспортной безопасности.
В отчетном году удалось добиться снижения аварийности в транспортном комплексе…
Что касается состояния безопасности полетов в Российской Федерации, то в прошлом году его можно охарактеризовать как относительно стабильное. Однако проблемы с подготовкой квалифицированного летного и инспекторского состава остаются.
Росавиации необходимо активизировать работу по пресечению возникшей в авиакомпаниях тенденции экономии на обучении летного состава и авиационного персонала.
В 2009 году Минтрансом России были разработаны и осуществлены меры, направленные на сохранение кадрового потенциала. Среднесписочная численность работников транспортных предприятий снизилась на 5,3%, что ниже, чем в основных грузообразующих и обрабатывающих производствах (5,7% - 10,5%).
В связи с ликвидацией организаций, либо сокращением численности уволено 1,8% от занятых. В организациях бюджетной сферы снижения численности не произошло...
В гражданской авиации по предложению Минтранса России в 2010 - 2011 годах предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на опережающее профессиональное обучение штурманов и бортинженеров.
В рамках данного мероприятия планируется в 2010 году за счет средств субсидий оплатить стоимость курса подготовки 100 (ста) штурманов и бортинженеров для 17 (семнадцати) авиакомпаний в 10 (десяти) субъектах Российской Федерации.
Это позволит трудоустроить штурманов и бортинженеров, увольняемых в связи с реорганизацией авиакомпаний, снизить напряженность в гражданской авиации, сохранить опытные высококвалифицированные кадры, на подготовку которых ранее были затрачены значительные финансовые средства.
Значительное внимание уделялось дальнейшему совершенствованию системы транспортного образования.
В 2009 году общий контингент обучающихся в образовательных учреждениях транспортного комплекса составил 331 тыс. человек, из них 48% обучалось за счет средств федерального бюджета.
Была закончена работа по реорганизации учреждений транспортного комплекса. В результате на начало 2010 года в транспортном комплексе функционируют 19 высших образовательных учреждений, имеющих 143 филиала, 9 авиационных учебно-тренажерных центров и 65 учебно-курсовых комбинатов автомобильного транспорта.
Особо хочу отметить важность законопроектной работы, которая направлена на реализацию государственной политики и совершенствование государственного управления.
В условиях изменения мировых тенденций экономического развития необходимо активизировать международную деятельность Министерства. В 2009 году было подписано 9 соглашений и меморандумов, проведено 49 встреч руководителей Минтранса с представителями иностранных государств.
В этом году мы приступили к реализации программы «Развитие транспортной системы России» до 2015 года, которая призвана решать новые задачи на принципах поступательного перехода от этапа модернизации к этапу развития транспортной отрасли как единого комплекса.
Общий объем финансирования программы в 2010 году из средств федерального бюджета утвержден в размере 226 млрд. рублей, что составляет 80% к уровню 2009 года.
Начало финансирования значительного количества проектов с 2010 года перенесено на более поздние сроки.
В этом году средства сконцентрированы на завершении ранее начатых объектов, прежде всего влияющих на безопасность, а также строительстве олимпийских объектов.
Решить поставленные перед нами задачи в условиях ограниченности бюджетных ресурсов с максимальной эффективностью возможно только на основе внедрения инновационных подходов, как в технологии строительства, так и в системе управления.
Основные направления применения инноваций в транспортном комплексе определены в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, а также в 2009 Перечне поручений Президента по итогам заседания Госсовета в Ульяновске 24 ноября года.
Поставлена задача привести технологии и стоимость строительства дорог и других инфраструктурных объектов в соответствие с общепринятыми международными стандартами, а также рассмотреть возможность использования соответствующих норм Евросоюза для более быстрой разработки наших регламентов строительства.
Был произведен анализ применяемых строительных норм и правил как у нас в стране, так и за рубежом.
Отличительной особенностью проектирования строительства объектов транспортной инфраструктуры за рубежом является подход к выбору оптимального инженерного решения.
Данный подход основан на соотношении стоимости строительных работ и стоимости эксплуатации за период жизненного цикла объекта.
Считаю целесообразным использовать этот подход при проектировании строительства транспортных объектов в нашей стране.
Следующим шагом по увеличению объемов внедрения инновационных технологий, материалов и конструкций при строительстве объектов транспортной инфраструктуры должен быть переход на заключение «контрактов жизненного цикла», при которых подрядчик несет ответственность, как за строительство объекта, так и за последующее его содержание.
Необходимо вернуться к теме совершенствования таможенного законодательства в рамках единого таможенного пространства.
Важным направлением является также развитие информационных технологий в системе управления отраслью.
В рамках реализации Транспортной стратегии в 2009 году начат крупномасштабный проект по информатизации и автоматизации транспортной отрасли.
Концепция единой автоматизированной системы управления транспортным комплексом в 1-ом полугодии 2010 года будет представлена на заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации.
Нам необходимо активизировать работу по созданию научно-образовательных центров по инновационному развитию.
В этом году нам предстоит большая работа, связанная с реализацией Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.
Будет осуществлен переход от финансирования учреждений по смете к предоставлению им субсидий на выполнение государственных заданий. При этом, учреждения станут получать бюджетные средства в зависимости от объема предоставленных ими государственных услуг.
Важным направлением повышения эффективности бюджетных расходов остается оптимизация состава и полномочий органов исполнительной власти, исключение дублирования функций. Предложения Минтранса России по этому вопросу сейчас готовятся и будут представлены в Правительство.
В заключение своего выступления хочу напомнить, что в этом году мы будем отмечать 65-летие Победы в Великой Отечественной войне.
Известно, что все транспортники внесли огромный вклад в победу над фашизмом.
В настоящее время Министерством активно ведется работа по подготовке транспортного обслуживания юбилейных мероприятий.
Поставленная Президентом Российской Федерации и Правительством комплексная задача по эффективному развитию транспортной отрасли является, безусловно, сложной и потребует концентрации усилий с учетом инновационного вектора развития экономики.
В этом направлении нам предстоит большая работа. От ее результатов будет зависеть стабильность функционирования экономики и улучшение качества жизни людей.