Уважаемые участники конференции,
Прежде всего, хотелось бы поблагодарить организаторов 5-й (можно сказать юбилейной) конференции, которая является хорошей платформой для неформального обмена мнениями о путях развития сотрудничества между Россией и Евросоюзом в области воздушного транспорта, за предоставленную возможность выступить перед столь авторитетной аудиторией.
Так уж совпало, что первое крещение в качестве координатора Транспортного диалога Россия-ЕС мне довелось проходить во время заседания Комитета ЕС по безопасности полетов в октябре 2006 года. Одно из последних мероприятий моей служебной командировки, которая завершается в ближайшие месяц-два, тоже имеет отношение к гражданской авиации.
Основная тема нынешней конференции – «Новые горизонты». Если кто помнит, на последней встречи во Франкфурте-на-Майне я отметил наличие определенных «зон турбулентности» в Транспортном диалоге на авиационном треке. Но за последнее время произошло ряд событий, которые дают надежду и открывают новые горизонты.
18 ноября этого года в рамках IV Международного форума «Транспорт Росси» состоялась встреча Министра транспорта Российской Федерации Игоря Левитина с заместителем Председателя Еврокомиссии Сиймом Калласом. Стороны в целом положительно оценили итоги работы за пять лет с момента запуска Транспортного диалога. Имеется взаимное понимание о необходимости выработать такой алгоритм работы, когда нерешенность одной проблемы не тормозила продвижение по другим направлениям. По общему мнению, содержанием диалога должна стать не только решение проблемных вопросов отношений Росси-ЕС и углубления сотрудничества на долгосрочный период.
В качестве одного их важных и перспективных направлений российским министром было предложено изучить возможность подписания совместного Меморандума о координации действий по ликвидации последствий в чрезвычайных ситуациях, обусловленных природными катаклизмами. У всех в памяти период закрытия весной этого года практически всех международных аэропортов в Европе по причине извержения вулкана в Исландии. Недостаток соответствующей координации между транспортными властями пострадавших от извержения стран следовало бы устранить, и российская сторона представит до конца этого года на рассмотрение Еврокомиссии свои предложения.
Однако это был не единственный вопрос, касавшийся взаимодействия в области гражданской авиации. В подписанном итоговом заявлении указано следующее. «Совместно работать над вопросами воздушного транспорта с целью проведения авиационного саммита Россия-ЕС. При подготовке саммита особое внимание должно уделяться вопросам безопасности, управления воздушным движением и регулятивным аспектам, уделяя при этом должное внимание интересам российской и европейской авиационных отраслей. Обе стороны признают, что подписание всеобъемлющего соглашения о воздушном сообщении между Россией и ЕС должно стать для них стратегической целью».
Надеюсь, вы согласитесь, что достигнутые договоренности об организации авиационного саммита, который не смог состояться в силу известных причин в 2007 году, и закрепление в качестве стратегической цели выход на всеобъемлющее соглашение Россия-ЕС, которое дополнит и видоизменит нынешний формат двусторонних Соглашения о воздушном сообщении со странами-членами ЕС – это серьезный и существенный шаг вперед.
Важным направлением взаимодействия Россия-ЕС в области гражданской авиации может стать совместная работа по модернизации существующих систем организации воздушного движения. Российская сторона позитивно оценивает согласие Европейской организации по контролю за безопасностью воздушного движения (Евроконтроль) об организации встречи на уровне авиационных властей в начале следующего года в Брюсселе и об учреждении соответствующей экспертной подгруппы в Рабочей группе по воздушному транспорту Транспортного диалога Россия-ЕС. Организационные решении могут быть приняты уже в середине нынешнего декабря.
В ходе последних переговоров И.Е.Леветина с С.Калласом российский Министр транспорта, при обсуждении темы включения термина «назначенные перевозчики ЕС» в действующие двусторонние СВС, предложил организовать встречу российских и европейских авиакомпаний и оценить реальные последствия подобного шага. Свою готовность поучаствовать в этом начинании могли бы выразить и представители авиакомпаний, которые собрались в этом зале. Адрес российских авиационных властей вам хорошо известен. Думаю, что давно пора всем нам вспомнить две русские пословицы:
«Под лежачий камень вода не течет», и
«Спасение утопающих – дело рук самих утопающих»
Позже, отвечая на вопрос о проблеме Транссибирских маршрутов Евгений Мокеев сказал:
"Тема Транссибирских маршрутов (ТСМ) в последнее время всплыла в Евросоюзе в связи с началом процедуры предъявления претензий с Российской стороны ряду членов ЕС о несоответствии их действий имеющимся двусторонним соглашениям (проблема определения национальности перевозчиков). В этой связи, страны - представители Еврокомиссии сделали заявление, что нужно как можно быстрее решать вопрос ТСМ.
Если углубиться в историю вопроса, в 2006 году на уровне экспертов Минтранса РФ и Евросоюза были сформулированы предложения, которые получили название «Согласованные принципы модернизации существующей системы использования транссибирских маршрутов». Есть политическое заявление, которое прозвучало из уст тогда ещё президента России Владимира Владимировича Путина о том, что эта проблема будет решена до конца 2012 года. Одновременно, со стороны Еврокомиссии этот вопрос был включён в пакет договорённостей с Российской Федерацией по вступлению в ВТО. Раньше мы заявляли, что между ТСМ и ВТО нет никакой связи. Но такова уж политическая логика.
По состоянию на декабрь 2007 года, с российской стороны было заявлено, что правительство одобряет ту работу, которую Минтранс проделал по подготовке текста и данный документ передаётся на комиссию по торгово-экономическим отношениям.
Буквально за последние 2 недели, Россия и Евросоюз сняли все оставшиеся нерешённые вопросы по двусторонним соглашениям, тем самым, сделав значительный шаг на пути вступления России в ВТО. Ещё предстоит согласование ряда вопросов на многостороннем уровне. По оптимистическим оценкам это может произойти до лета этого года и имеется определённая перспектива того, что до конца 2011 года присоединение России к ВТО состоится. Тогда произойдёт то, о чем правительство России информировало Еврокомиссию – начнётся рассмотрение вопроса об одобрении согласованных принципов по транссибирским маршрутам (ТСМ)".