Московский градоначальник Сергей Собянин ратует за покрытие дефицита бюджета за счет непрофильных активов с самого своего прихода в мэрию. В настоящий момент во внуковском авиационном звене Москвы речь идет о 75%-1 акция ОАО «Аэропорт «Внуково», 25%+1 акция ОАО "Международный аэропорт "Внуково", 26% акций ОАО "Авиа-Бизнес-Терминал" и 25% +1 акция ОАО "Внуковский авиаремонтный завод № 400".
Какова же сейчас доля Москвы в авиакомпании «Москва»? Еще до прихода Собянина в Московском правительстве было принято решение выкупить у Виктора Григорьева 49% акций авиакомпании. По тем же данным, чуть позже г-н Григорьев отказался, за определенную сумму, от своей доли в пользу Москвы и на заседании совета директоров «Атлант-Союза» 30 августа участия уже не принимал, передав все полномочия московскому правительству. Есть информация, что г-ну Григорьеву даже были переведены некоторые незначительные суммы, но приход нового мэра процесс приостановил. Однако на днях прояснилось, что правительство Москвы, все-таки сделку завершило.
Чуть позже стало известно о том, что Правительство Москвы приняло решение реализовать свою долю в авиакомпании «Москва» (бывшая «Атлант-Союз»). Об этом сообщил источник в авиакомпании. Он также подтвердил, что сделка с частным акционером Виктором Григорьевым все-таки была завершена. Таким образом, в руках Правительства Москвы аккумулировано 100% акций перевозчика.
Претендентами на приобретение «Москвы» называются авиакомпании «ЮТэйр», которая ранее озвучивала свои планы по поводу возможного приобретения перевозчика, компания «Базэл Аэро», а также структуры бизнесмена Александра Лебедева. Между тем, необходимыми документами по авиакомпании «Москва» обладает только «ЮТэйр», и в настоящий момент изучаются руководством и экспертами авиакомпании. О том, что документы по финансовому состоянию авиакомпании «Москва» переданы департаментом имущества Правительства Москвы в «ЮТэйр», - сообщил источник, близкий к столичному Правительству.
Согласно той же информации, пока сторонам не представляется возможным достичь понимания того, сколько перевозчик может стоить. Стоимость 49% акций авиакомпании, которые были приобретены у частного акционера Виктора Григорьева (490 млн. рублей), не может быть точкой отсчета, поскольку официальная оценка компании не была проведена. Поэтому цена авиакомпании «Москва» - объект переговоров. Авиакомпания «ЮТэйр» пока воздерживается от каких-либо комментариев относительно старта переговоров по покупке авиакомпании «Москва».
Напомним, что многомиллиардная (по разным оценкам от 3,5 до 8 млрд. рублей) долговая нагрузка авиакомпании «Москва» может значительно сократиться, в случае, если будут исполнены перед ней все обязательства «Ростехнологий» и Московского Правительства. Речь идет, в том числе, и о намерениях Правительства Москвы возместить затраты авиакомпании по покупке лайнеров Boeing 737-800. «Таким образом, в случае исполнения всех этих обязательств, долги авиакомпании должны были составить около 3,5 млрд. рублей, но нужны усилия»,- говорит генеральный директор компании Евгений Бачурин. По информации одного из генеральных директоров другой авиакомпании, работающей в аэропорту «Внуково» и знакомого с финансовой ситуацией «Москвы», положение дел еще хуже - реальный долг перевозчика сегодня составляет порядка 8 млрд. рублей. Это необеспеченный долг. Всего же задолженность - более 11 млрд. рублей.
Кроме этого, есть информация, что в авиакомпании, даже до приобретения её другим владельцем, может поменяться генеральный директор. Источники в авиаотрасли сообщили, что это может быть Алексей Меницкий, который ранее занимал пост в авиакомпании «Атлант-Союз» и топ-менеджеры «Аэрофлота»: Сергей Обрывалин (бывший коммерческий директор) и нынешний коммерческий директор Андрей Калмыков. «Первое, что пришло на ум после объявления возможных кандидатур, не включился ли сам Аэрофлот в гонку за активы «Москвы»? Точнее, не за сами активы, а за поглощение высокодоходных сегментов маршрутной сети авиакомпании. Не исключаю и такого сценария, учитывая то, что новый мэр Москвы – человек из команды Президента, а федеральный центр, в лице Минтранса, взял курс на укрупнение Аэрофлота, в том числе и с помощью административного ресурса», - говорит главный редактор AVIA.RU Роман Гусаров.
То, что стремление сменить генерального директора выражает Минтранс России, подтверждается сразу несколькими источниками в отрасли. Напомним, что у нынешнего гендиректора «Москвы» Евгения Бачурина имел место конфликт с министром транспорта РФ Игорем Левитиным. Эксперты отрасли полагают, что именно поэтому г-на Бачурина, лишившегося покровительства Лужкова, хотят «подвинуть» с должности. Однако сомневаться в его профессионализме можно «с натяжкой». Львиная доля долгов авиакомпании была накоплена до его назначения на должность руководителя компании, в том числе, и в период работы в качестве генерального директора авиакомпании Алексея Меницкого, который сейчас может снова оказаться в кресле руководителя. Комментировать ситуацию в авиакомпании не стали, однако по неофициальным данным, заявление об увольнении Евгений Бачурин уже написал, но его попросили остаться в «Москве» еще на пару месяцев.
Хотя процесс переговоров с потенциальными покупателями Внуково еще не начался, департамент имущества Правительства Москвы уже дал поручение провести независимую оценку аэропортовых активов Москвы и заказать аудит у специализированной компании. Об этом рассказал генеральный директор «Внуково» Василий Александров.
Уточнять о каком именно независимом оценщике идет речь, и сколько ему необходимо для проведения этой процедуры г-н Александров не стал. Удалось лишь выяснить, что это оценщик, зарегистрированный в Москве и аффилированный с Департаментом имущества Правительства Москвы. Источники, знакомые с бизнесом «Внуково», предположили, что речь идет о консультационной группе «Департамент оценки». Подобное утверждение, впрочем, имеет под собой основание. В разделе на сайте этой компании в числе ключевых партнеров указаны - департамент имущества Москвы (ДИГМ) - разработка ТЭО, стратегических и оперативных бизнес-планов (победитель конкурса №1), экспертиза ТЭО и Отчетов об оценке бизнеса (победитель конкурса, Лот №1) оценка бизнеса (победитель конкурса, лот №1), оценка недвижимого и движимого имущества (Уполномоченный оценщик); ОАО "Аэропорт Внуково" - оценка недвижимого имущества, а так же Авиакомпания Правительства Москвы "Атлант-Союз" - разработка ТЭО, стратегических и оперативных бизнес-планов, оценка бизнеса.
Поясним, что обычно такая оценка проводится перед грядущей реализацией активов, когда собственник хочет получить представление о том, сколько может стоить его доля.
Согласно официальным данным, за ОАО «Аэропорт Внуково», в котором городу принадлежит порядка 75%, закреплен новый терминал «А». Терминал «А», пожалуй, главный актив аэропорта, предполагаемый к реализации. Он позволит вывести пропускную способность Внуково к 2015 году на уровень более 20 миллионов пассажиров в год.
Потрачено на строительство объекта, согласно данным генерального директора аэропорта «Внуково» Василия Александрова, порядка 39 млрд. рублей. 36 млрд. было получено через допэмиссию акций . 120 млн. евро были предоставлены Банком Москвы в качестве кредита аэропорту «Внуково» в начале 2010 года, выделены средства на пять лет под 10,5% годовых. Банк получил единовременную комиссию в 3% от стоимости кредита. По данным г-на Александрова, несколько месяцев назад «Внуково» взяло еще один кредит – 5 млрд. рублей. тоже через Банк Москвы и под залог нового терминала. Однако крупнейший частный акционер ОАО «Внуково» Виталий» Ванцев эту информацию не подтвердил.
Добавим, что после завершения строительства аэровокзал перейдет в залог банку, пока кредит не будет погашен. Поручителем по первому кредиту выступает Виталий Ванцев. Он же будет первым претендентом, согласно законодательству на приобретение доли Москвы в аэропорту Внуково. Второй кредит, по данным Александрова, был получен исключительно под залог имущества ОАО «Внуково». Комментируя информацию о возможной реализации Москвой своей доли во «Внуково» Виталий Ванцев не исключил, что воспользуется возможностью приобрести долю в авиапредприятиях, где он является вторым по величине акционером. Среди других претендентов на покупку называются структуры Норникеля, «Базэла» и «Домодедово».
Сегодня семье Ванцевых уже принадлежат ТЗК «Внуково» (на 100% Анатолию Ванцеву), 75% ОАО «Международный аэропорт Внуково», (терминал международных линий) также на 75% ОАО «Авиабизнестерминал» и 25% ОАО «Аэропорт Внуково».