Месяцем позже, в ходе презентации компании Boeing, посвященной анализу авиационного рынка на ближайшие 20 лет, вице-президент по маркетингу компании «Боинг – гражданские самолеты» Рэнди Тинсет рассказал о некоторых подробностях этого контракта. По словам г-на Тинсета, в Россию буду поставлены самолеты Boeing 737 Next Generation в следующем соотношении: 25 самолетов 737-800, 15 - 737-700 и 10 - 737-900 LR.
Эксперты напоминают, что, хотя соглашение было подписано в конце 2010 года, формировался пакет предложений по нему на основе прайс-листа Boeing от 2008 года, то есть на так называемом «низком рынке». Тогда речь шла о пополнении парка создаваемого Ростехом авиахолдинга «Росавиа» (ГТК "Россия", "Саратовские авиалинии", "Сахалинские авиатрассы", "Владивосток-Авиа", "Кавминводыавиа"). Теперь же, поскольку эти авиакомпании должны быть вскоре переданы в управление «Аэрофлоту», 50 Boeing NG фактически достанутся нацперевозчику. По некоторой информации, основным получателем самолётов будет, скорее всего, ГТК «Россия».
В компании Boeing ни опровергать, ни подтверждать информацию о намерениях «Ростехнологии» реализовать свое право на покупку ещё 35-ти Boeing NG не стали. Директор по связям с общественностью по России и СНГ Boeing Дмитрий Хрол ограничился лишь пояснением, что речь идет о коммерческих переговорах, а их компания никогда не комментирует.
Между тем, источники на рынке уверены, что «Ростехнологии» могут реализовать свое право уже в следующем году. Достаточно лишь создать пул потенциальных получателей самолетов, а они могут уже появиться в ближайшее время.
Во-первых, госкорпорация выйдет к авиакомпаниям с привлекательным предложением, если рассматривать его в аспекте цены. По каталожным ценам 2008 года 737-700 обойдется заказчику от: $58 млн. за 737-700, $72.5 млн. – 737-800, $76 млн. -737-900ER (данные сайта Boeing). Кроме этого, речь идет о крупном заказе, и вполне вероятно, что даже от указанного прайса «Ростехнологии» могут получить значительные скидки. Более того, по свидетельству игроков рынка цены за эти два года на новые самолеты выросли на 3-6%. Например, непосредственный конкурент семейства Boeing 737, самолёты семейства Airbus 320 подорожали на 5,8%, по сравнению с январем 2008 года.
Во-вторых, «авиационная отрасль, - говорит источник в «Ростехнологиях», - просыпается. Впервые за прошедшие два года о прибыли отчиталась British Airways, объявили о доходах другие перевозчики. А значит, у авиакомпаний появляются свободные средства для обновления парка и ресурсы, чтобы развиваться». Причем, наибольший спрос отмечается именно на узкофюзеляжную технику. «Мы видим стабильно высокий спрос на узкофюзеляжные самолеты, - говорит пресс-секретарь представительства Airbus в России и СНГ Мария Шляхтова, - в этой связи мы приняли решение увеличить темпы производства семейства A320 с 34 до 40 самолетов в месяц к 2012 году». С похожим заявлением в середине сентября выступил и Boeing. объявив об увеличении темпов производства самолетов Boeing 737 Next Generation до 38 единиц в месяц во втором квартале 2013 года. А совсем недавно было объявлено об увеличении темпов выпуска самого продаваемого самолета компании с 31,5 до 35 единиц в месяц в начале 2012.
«Наращивание темпов производства стало ответом на растущий спрос на данную машину со стороны заказчиков, - сказал Джим Албау (Jim Albaugh), президент и генеральный менеджер «Боинг – Гражданские самолеты». - Авиакомпании хотят получить этот инновационный самолет раньше, чтобы иметь возможность обновить свой парк и удовлетворить потребности своих клиентов. Мы приняли это решение после тщательного анализа, который провели «Боинг» и наши поставщики». Текущий портфель заказов 737NG, насчитывает свыше 2 000 самолетов, без учета опционов.
Источник в «Ростехнологиях» отмечает, что, не обладая предварительными договоренностями с крупнейшими авиапроизводителями, получить новые самолеты раньше 2016 года вряд ли удастся. Госкорпорация, как крупный заказчик, может получить преференции от Boeing и в сокращении периода ожидания начала поставок (хотя слоты при получении права на покупку, конечно же, не обговариваются).
Еще одним неоспоримым плюсом для авиакомпаний может стать ставка по лизингу. Поскольку проект лизинговой структуры для «Ростехнологий» стратегический, не исключено, что цена денег для этой структуры, а значит и стоимость владения самолётом для перевозчиков получится привлекательной.
Необходимость обновлять парк самолётов Boeing 737 в российских авиакомпаниях может назреть быстрее, чем семейства Airbus A320. Благодаря тому, что крупнейшие российские перевозчики (к примеру, «Аэрофлот») до сих пор предпочитали приобретать новые самолёты у Airbus, сейчас лайнеры этого производителя в среднем на девять лет моложе самолётов Boeing. Это, безусловно, заставит последнего прилагать усилия, чтобы эту разницу нивелировать. Хотя справедливости ради следует отметить, что число самолетов Boeing, эксплуатируемых российскими авиакомпаниями, в разы превышает количество Airbus.
В роли потенциальных получателей Boeing 737NG через «Ростехнологии» эксперты видят не только крупнейших российских перевозчиков. В их числе могут рассматриваться такие эксплуатанты Boeing-737 как: «Трансаэро» (21 самолет), «Глобус» (8 самолетов), Sky Express (9), «Москва» (5 - Boeing 737-800), «Московия» (3 Boeing-737 NG) и другие.
Представители перевозчиков возможность таких приобретений пока оставили без комментариев. Источник в S7 уточнил, что планы, озвученные генеральным директором авиакомпании «Сибирь» (входит с «Глобусом» в S7 Group) Владимиром Объедковым о пополнении парка "Глобуса" двумя лайнерами Boeing 737-800 не касаются «Ростехнологии». Подобное сотрудничество с госкорпорацией конечно не исключается, но только в будущем.
Так или иначе, потенциал для реализации узкофюзеляжных лайнеров велик и самолеты «Ростехнологий» будут востребованы. Согласно обзору рынка 2010, представленному компанией Boeing, в течение следующих 20 лет спрос на эту технику составит свыше 21 000 единиц. На долю самолетов этого класса будет приходиться около 69% от общего количества поставленных самолетов и примерно 47% от общей стоимости рынка, который оценивается в $3,6 трлн.