В новой его редакции внесены изменения в абзац четвертый пункта 7, изложить который было решено так: «письма о согласовании (проведении согласования) выполнения перевозок с назначенными от имени Российской Федерации перевозчиками, выполняющими перевозки по заявляемым воздушным линиям, в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации (при отказе в согласовании назначенные перевозчики обязаны предоставить письменное обоснование отказа)».
Кроме этого, «при представлении перевозчиком, в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка, писем назначенных перевозчиков с отказом в согласовании перевозок, структурное подразделение проводит анализ и оценку обоснованности данного отказа и подготавливает материалы о возможности допуска либо об отказе в допуске».
То есть, мотивации назначенных перевозчиков об отказе будут лишь приняты к сведению, но не будут считаться руководством к действию. Так что теперь в нормативах более четко прописана роль Росавиации, которая и должна была принимать решение по вопросу допусков авиакомпании на линии. Именно в Росавиацию назначенные перевозчики должны были отправлять свои письма с мотивациями об отказе, а та, в свою очередь анализировать эти мотивации и выносить «соломоново решение».
Напомним, что приказ №92, который стал столь беспрекословно приниматься во внимание после настоятельного требования «Аэрофлота», был принят еще в 2008 году. В сегодняшних условиях, по утверждению экспертов, он не соответствует рыночным реалиям. Ситуация с 92-м приказом спровоцировала массовые задержки рейсов. В частности, одним из пострадавших от этой ситуации стала Sky Express, которая, в том числе и из-за отмены ряда своих рейсов, частично потеряла прибыль и вынуждена была пересаживать пассажиров на рейсы других перевозчиков, что, в свою очередь, нередко вызывало задержку и этих рейсов и нарекания со стороны той же Росавиации.
Сбои в расписании и ощущение неопределенности заставили участников авиационной деятельности (туроператоров, туристических организаций, авиакомпаний) выступить единым фронтом и потребовать переработки этого приказа, чтобы не допустить монополизацию рынка чартерных перевозок и в дальнейшем. Чиновники как бы пошли навстречу, отрасль ожидала позитивных сдвигов.
Однако накануне, комментируя изменения 92-го приказа на форуме «Крыльях России», заместитель министра транспорта Валерий Окулов отметил, что даже сейчас приказ требует доработки. В кулуарах форума эксперты поясняли, что изменения, содержащиеся в приказе №128, ясности не добавили.
Комиссия в Росавиации заседала 12 октября до поздней ночи, а 13 октября Аэрофлот, не дождавшись официального сообщения результатов работы комиссии, поспешил поделиться радостью победы.
Как стало известно, в очередной раз нацперевозчик, обладающий назначениями на львиную долю маршрутов, отстоял свои интересы полностью. Получил, по заверениям тех, кто стал свидетелем работы комиссии, почти все запрошенные новые слоты и свои направления также сохранил без какого-либо ущерба.
В частности, несмотря на то, что сегодня Аэрофлот, по некоторым данным, выполняет лишь 80% рейсов в Пекин (а с зимним расписанием их, по доработанным межправсоглашениям, разрешается осуществлять еще больше), Росавиация не стала передавать свободные слоты «Трансаэро», хотя та их запрашивала. Как комментируют специалисты, Аэрофлот можно бы было ограничивать в осуществлении этих рейсов, поскольку права используются не в полной мере. Однако произошло все наоборот.
Как бы оправдываясь, Аэрофлот даже раньше Росавиации выпускает релиз по итогам работы комиссии ФАВТ. Честно говоря, в свете вышеизложенного, этот документ выглядит не иначе как издевка над «проигравшими» конкурентами: «Аэрофлот предоставил авиакомпании Трансаэро возможность получения дополнительных частот на маршруте "Москва-Пекин"».
«Трансаэро» была одним из самых ярых сторонников изменения 92 приказа, подпись генерального директора «Трансаэро» под письмом в Минтранс с просьбой о пересмотре приказа 92 стояла в числе первых. Оказалось, что изменения внесли, а «воз и ныне там» - решение по допущению к чартерным перевозкам принимает никто иной, как назначенный перевозчик.
Из чего можно сделать такой вывод? С одной стороны, Росавиация категорически отказывается комментировать итоги работы комиссии до публикации официальной информации на сайте. С другой, Аэрофлот объявляет, что именно «ОАО «Аэрофлот» предоставило авиакомпании «Трансаэро» возможность получения 2-х дополнительных частот на маршруте Москва-Пекин, согласившись уменьшить свою заявку, подлежащую полному подтверждению согласно Приказу Минтранса РФ №92, с 4-х до 2-х частот».
Щедро, не правда ли? – Особенно, если учитывать, что «Трансаэро» в своей заявке запрашивало частоту выполнения рейсов в два раза большую, намереваясь довести количество вылетов до ежедневных. Такая динамика перевозки была продиктована, в первую очередь, экономической целесообразностью. Кстати, именно «Трансаэро» принимало участие в переговорах с китайской стороной и ратовало за увеличение частот по межправсоглашениям между Москвой и Пекином. Теперь авиакомпания этого добилась, а «Аэрофлот», который не изъявлял особого стремления увеличить динамику перевозок на китайском направлении, получил частоты.
Интересно, что в то время как представители Росавиации тактично молчат, член правления и коммерческий директор Аэрофлота Андрей Калмыков щедро раздает комментарии. Согласно его цитате в распространённом релизе: «Аэрофлот последовательно выступает за развитие конкуренции на тех направлениях, где это не будет противоречить существующим международным соглашениям. Наличие конкурента на таком важном направлении, как Москва - Пекин, усилит для Аэрофлота фактор развития своих основных преимуществ – безопасности и комфорта новейшего парка воздушных судов и высочайшего качества обслуживания на борту».
Как с сожалением заметил заместитель генерального директора «Трансаэро» Дмитрий Столяров: «Чиновника в Росавиации по фамилии Калмыков мне не известно».
В своем релизе Аэрофлот высоко оценил работу Росавиации. Он «всесторонне поддерживает действия ведомства по неукоснительному соблюдению действующего законодательства и Приказа Минтранса РФ №92 при выдаче допусков на выполнение международных авиарейсов». Судя по всему, работой ФАВТ авиакомпания осталась довольна. Жаль, правда, что права выдавать государственные награды у Аэрофлота пока нет…
Впрочем, хотим мы этого или нет, мириться с особым положением авиакомпании Аэрофлот, похоже, придется. Борьба с ветряными мельницами скоро будет не в моде. Ведь, как сказал в ответ на критику «Аэрофлота» генеральный директор авиакомпании Виталий Савельев, на одной из пресс-конференций: «Айфон тоже не всем нравится».
Послесловие: Давно избавившись от всех иллюзий, представители авиакомпании Sky Express, ставшей первой жертвой приказа 92 в руках Аэрофлота, подав много заявок на новые направления, вообще на комиссию не явились…