Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Аналитический обзор

Особенности ИТ-стратегий авиакомпаний в период кризиса

31 августа 2009 года / Максим Михайленко / Aviation EXplorer
 

Залогом грамотной и эффективной ИТ-стратегии служит её тесная связь со стратегией бизнеса компании. Стратегические цели и задачи предприятий должны служить отправной точкой для планирования деятельности и ресурсов ИТ-подразделений как обеспечивающих деятельность предприятий.

Максим Михайленко
Директор Департамента информационных технологий консалтинговой компании «Авиационные стратегии и маркетинг»

При всём при этом, ИТ-продукты и услуги, поставляемые подразделениями информационных технологий должны соответствовать принятым стандартам и лучшим мировым практикам (ITIL, eTOM, CoBIT, др.) на всех уровнях ИТ-инфраструктуры и информационных систем: в управлении коммуникациями и связью; программным обеспечением; оборудованием, расходными материалами и регламентным обслуживанием; и, конечно же, персоналом, одновременно с обеспечением информационной безопасности.
 
              Таким образом, решаются две основные задачи, стоящие перед ИТ-подразделениями любого предприятия: 1) стратегическое управление спросом на услуги ИТ и 2) стратегическое управление предложением ИТ-услуг.
 
              Исходя из упомянутого выше, стратегическая цель руководства ИТ-подразделений и организаций в составе обслуживаемых предприятий формулируется следующим образом: 
 
              «Цель – создать и обеспечить слаженную работу ИТ-инфраструктуры в соответствии с лучшими мировыми практиками, отвечающую современным требованиям отрасли, в соответствии с особенностями современного развития и нуждами предприятия»
 
              Данное определение приобретает особый смысл, если рассматривать его применительно к ИТ-структурам авиакомпаний. Особенностью бизнеса авиакомпаний, аэропортов и иных предприятий гражданской авиации является продолжительный период окупаемости инвестиций, а, следовательно, и необходимость стратегического планирования, бизнес-планирования на длительный промежуток времени. В результате имеем бизнес-планы на 5, 10, 20 лет. На соответствующий срок возникает необходимость планирования развития и ИТ-инфраструктуры.
 
              Так продолжалось буквально до второй половины 2008 года, когда наступил мировой финансовый, а затем, сменивший его экономический кризис.
 
              После этого бизнес-планирование авиакомпаний стало осуществляться преимущественно не стратегически, а скорее тактически. То же самое коснулось всех аспектов их деятельности, в том числе и ИТ-направления. Хотя, определённые стратегии развития авиакомпаний в современных условиях всё же можно выделить.
 
              8 июня 2009 года на ежегодной генеральной встрече и на мировом авиатранспортном саммите Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) в Куала-Лумпуре, Генеральный директор ИАТА Джиованни Бизиньяни определил основные стратегии авиакомпаний в условиях нового мирового экономического развития:
 
«Некоторые стратегии уже очевидны: «Наличные деньги – это всё». Дефицит средств в мировой авиаиндустрии достигает 170 миллиардов долларов США… Существенную  помощь (авиакомпаниям) оказывает партнёрство. Главные слияния – KLM-AirFrance, Lufthansa-Swiss, Delta-Northwest, JAL-JAS, CathayPacific-Dragonair – образовали более сильные конкурентоспособные компании. Управляйте провозными ёмкостями…»
 
                В российском авиационном сообществе также преобладают стратегии слияний и поглощений. Наряду с этим также актуально создание новых авиакомпаний на базе реструктурированных предприятий. В последнее время многие российские авиакомпании также большое внимание уделяют эффективности управления расписанием, парком ВС и провозными емкостями.
 
                Таким образом, можно сделать вывод, что основными стратегическими направлениями для выживания авиакомпаний будут:
 
- слияния и поглощения;
- максимальная экономия затрат;
- высокоэффективное управление расписанием, парком ВС и провозными ёмкостями.
 
              Что касается мнений и прогнозов большинства аналитиков и специалистов в области информационных технологий, они подтверждают необходимость ИТ-инфраструктуры своевременно адаптироваться к изменениям и требованиям бизнеса. Вице-президент ForresterResearch Эндрю Бартелс в частности отмечает, что «компаниям нужна большая гибкость и ИТ-инфраструктура, которая позволит информационным технологиям более быстро отвечать на меняющиеся требования и нужды бизнеса. Они хотят быть более подвижными и быстро подстраиваться под изменения, и ИТ-директора будут искать технологии, которые позволят этого добиться».
 
              В этих условиях для того, чтобы максимально удовлетворять и эффективно обеспечивать потребности бизнеса, ИТ-инфраструктура, очевидно, должна быть:
 
- единой и централизованной для предприятий и структур в рамках отдельных групп компаний;
- максимально дешёвой по совокупной стоимости владения;
- легко адаптируемой к изменениям требований предприятий в отрасли.
 
 
 
 
             Данные условия необходимы, но не достаточны. Помимо указанных требований, ИТ-подразделения в предприятиях и группах компаний должны быть «командными игроками». Именно это условие способствует пониманию ИТ-структурами задач бизнеса и наиболее динамичному управлению изменениями под стратегические цели и задачи предприятий. В соответствии с квадрантом Гартнера (рис.1), наиболее эффективная роль, отводимая ИТ-подразделению и ИТ-организации в крупной компании подразумевает полноправное участие ИТ в решении общих задач бизнеса и даже выделение ИТ-подразделения в отдельную структурную единицу группы компаний, отвечающие всю её ИТ-инфраструктуру.
 
              Тем не менее, главным критерием эффективности ИТ-инфраструктуры, а следовательно, правильного выбора ИТ-стратегии, будет являться повышение качества услуг и одновременного снижение стоимости владения и затрат на производство ИТ-продуктов.
 
              Какие же практические шаги по организации или преобразованию ИТ–инфраструктуры необходимо проводить, какими принципами при этом руководствоваться?
 
 
 Рис.2. Среднегодовые составляющие затрат на содержание ИТ-инфраструктуры одного из российских авиаперевозчиков
 
Главным условием выживания на рынке авиаперевозчиков сейчас, безусловно, представляется экономия. Однако, нужно помнить: экономя – главное, не перестараться. Ещё одно правило: любая экономия стоит денег. Не рекомендуется прерывать начатые проекты внедрения информационных систем, развития инфраструктуры, и замораживать их на середине пути, поскольку возобновление процесса внедрения приведёт к ещё большим расходам. Их необходимо довести до логического завершения. Не стоит забывать о том, что большая часть проектов связана с автоматизацией и обеспечением технологических и производственных процессов.
 
1-я составляющая. Коммуникации и связь.
 
              В условиях слияния авиакомпаний в альянсы и холдинги, и минимизации издержек, необходимо выбрать из всего множества поставщиков услуг только тех, кто будет обеспечивать основные и резервные коммуникации. Вполне естественно, это касается и услуг мобильной, стационарной, спутниковой и телексной связи. В этом случае значительная экономия средств на содержание этого уровня ИТ-инфраструктуры достигается за счёт объединения каналов связи и коммуникаций, а также за счёт пересмотра условий по тарифам вследствие изменения трафика данных и суммарного эфирного времени на всю группу компаний или альянс.
 
              Сократить затраты авиакомпании на приобретение оборудование можно также за счёт оптимизации и реорганизации географически распределённых телекоммуникационных сетей и высвобождения телекоммуникационного оборудования объединяющихся авиакомпаний в единую сеть группы компаний.
 
2-я составляющая. Офисное и специализированное программное обеспечение. Управление лицензиями.
 
              Эффективное управление лицензиями на специализированное программное обеспечение, а также аренда программного обеспечения вместо его приобретения, позволяет существенно растянуть по времени выплаты, а именно заменить единовременную оплату лицензий ежемесячной арендной платой в течение срока полезного использования приобретаемого программного обеспечения. То же самое касается и управления лицензиями на офисное программное обеспечение, например, корпоративную операционную систему. По тому же принципу в зарубежных авиакомпаниях с целью экономии ресурсов и продления сроков оплаты, пользуется спросом такая услуга как SaaS (software as a service – софт как услуга). Помимо механизмов оплаты, компания получает возможность экономить на серверном оборудовании, ЦОД, поскольку расходы авиакомпании на SaaS уже включает в себя заложенную стоимость аренды оборудования.
 
              Среди прочих способов экономии средств на программное обеспечение можно также отметить программное обеспечение с открытым кодом (Open Source), бесплатное программное обеспечение (Freeware), а также «облачные вычисления». Одним из наименее затратных способов сэкономить является исключение программных продуктов с дублирующим функционалом. Это наиболее вероятно в случае объединения авиакомпаний и централизации ИТ-ресурсов. Как видно из рис.2, расходы авиакомпаний на программное обеспечение занимают одну из ведущих позиций, поэтому сокращение расходов на ежемесячное поддержание и обслуживание программных продуктов приносит существенную экономию. В качестве примера можно привести одного из российских авиаперевозчиков, где при тщательном анализе семейства информационных систем было выявлено дублирование десятков функций и типов данных. В результате оказалось возможным отказаться от использования и поддержания двух информационных систем общей стоимостью владения до 1 миллиона долларов США.
 
              При внедрении программных продуктов отраслевой направленности (системы размещения ресурсов, системы планирования расписания, производственные системы) весьма важен опыт авиакомпаний-партнёров, либо тех перевозчиков, которые находятся приблизительно на той же стадии внедрения программного продукта. В этих условиях существенную экономию средств, времени представляет объединение усилий ИТ-подразделений перевозчиков в реализации проектов по внедрению систем. К этому можно отнести: разработку общей базы знаний по продукту, совместные встречи по проблемным вопросам внедрения и эксплуатации а также совместную организацию обучения пользователей.
 
3-я составляющая. ИТ-оборудование.
 
              Затраты авиакомпании на ЦОД, коммуникационное оборудование, автоматизированные рабочие места (АРМ) и офисную технику также представляют собой значительную часть расходов на содержание ИТ-инфраструктуры. В настоящее время всё чаще звучат идеи по поводу аренды дорогостоящего оборудования в дата-центре и передача оборудования на удалённое администрирование (аутсорсинг), либо размещение собственных, уже приобретённых серверов, ЦОД на площадке дата-центра (collocation). Эти меры становятся особенно актуальными в случае объединения авиакомпаний в группы компаний и развертывания для них единой ИТ–инфраструктуры. Всё больший интерес и внимание завоёвывают средства виртуализации отдельных составляющих ИТ–инфраструктуры. Это и виртуализация хранилищ данных, и бизнес-приложений, специализированных информационных систем. Особенно популярными являются идеи консолидации АРМ в ЦОД, размещаемые удалённо. Связь пользователей с ЦОДами осуществляется посредством каналов связи беспроводного соединения через пользовательские терминалы. В данном случае решаются сразу несколько ключевых задач:
 
              - экономия средств на приобретение персональных АРМ;
              - отсутствие необходимости массовой замены АРМ;
              - упрощение учёта основных ИТ-средств авиакомпании;
              - упрощение процессов обеспечения информационной безопасности при доступе и обмене информацией сотрудниками компании (все данные хранятся в ЦОД, снижается риск утечки информации на внешние носители).
               
              Однако не стоит забывать о том, что приобретение оборудования и амортизационные расходы также повышают капитализацию предприятия.
             
4-я составляющая. Оргструктура и персонал.
 
              Оргструктура отдела информационных технологий должна предусматривать наличие позиций, тесно контактирующих с бизнесом, с представителями заказчиков услуг инфраструктуры, информационных систем, и постоянно находиться в диалоге с ними. Именно с этой целью рекомендуется учитывать при возможных сокращениях объём и специфику работ сотрудников ИТ-подразделения, занятых в совместных проектах с бизнесом по внедрению или развитию специализированных информационных систем, отдельных частей инфраструктуры. То же самое касается системных аналитиков и специалистов по описанию бизнес-процессов.
 
              Для объединяющихся авиакомпаний и в условиях централизации ИТ-подразделений в единую службу рекомендуется предусмотреть единые стандарты взаимодействия с бизнесом и предоставления услуг. Как вариант, предлагается выработать внутреннее соглашение о стандартах обслуживания (Service Level Agreement), либо обязательно заключить таковое со сторонней ИТ-организацией в случае, если руководством принято решение выделить ИТ-подразделения в отдельное юридическое лицо или же отдать ИТ-инфраструктуру на аутсорсинг.
 
              В условиях спада объёмов авиаперевозок и глобальных сокращений персонала практически во всех структурах и на всех уровнях приводит к сокращению персонала ИТ-подразделений. Особенно остро этот вопрос стоит в сливающихся, объединяющихся компаниях. Стоит помнить, что если сокращение персонала после всех принятых альтернативных мер неизбежно, то его следует проводить один раз, для того, чтобы исключить губительную для ИТ-подразделения и компании в целом демотивацию сотрудников и снижение качества работы.
 
              Предложенные мероприятия в части касающейся каждой составляющей ИТ–инфраструктуры в соответствии с выбранной ИТ-стратегией можно проводить, ориентируясь на степень интеграции бизнесов объединяющихся авиаперевозчиков, структуру руководства. В любом случае, стратегия централизованного управления информационными ресурсами в виде единой структурной единицы или отдельного юридического лица, либо передача информационных технологий в управление на аутсорсинг, представляется наиболее эффективной с точки зрения экономии бюджетных средств, максимально динамичного управления изменениями и тесной интеграции с бизнесом.
 
              Подведем итог. В период экономического кризиса, а также в посткризисный период при дефиците наличных средств и спада объёмов предоставления услуг, особенно в авиационной отрасли, одним из главных условий выживания на первом месте становится экономия средств, сокращение операционных и капитальных затрат, в том числе и на информационные технологии. Тем не менее, учитывая, что любая экономия требует изначально некоторых вложений, из приведённых выше рекомендаций по формированию ИТ-стратегии и построению ИТ-инфраструктуры, указаны те, которые окупят себя в максимально короткие сроки. Важно, чтобы в этих изменениях был заинтересован сам бизнес, не только словом, но и активным участием. И это, безусловно, может стать заслугой руководителей ИТ-подразделений.

 


Максим Михайленко



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Аэропорт АО "Костромское авиапредприятие"
Костромскому авиапредприятию исполнилось 80 лет
AVIA.RU
Программа "Врачи на борту" и сервис "Летать здорово": новый уровень безопасности и комфорта в авиапутешествиях
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
AVIA.RU
Аэрофобия. Как посмотреть страхам в лицо?
Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым



Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer