Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.07.2009г. №415н «Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» определены квалификационные требования к специалистам по авиационной и космической медицине с соответствующими должностями: «врач по авиационной и космической медицине» и «руководитель структурного подразделения - врач по авиационной и космической медицине». Исходя из квалификационных требований, врач по авиационной и космической медицине должен иметь:
- высшее медицинское образование по одной из специальностей: «060101 Лечебное дело», «060103 Педиатрия»;
- послевузовское профессиональное образование или дополнительное образование: ординатура (2 года) по специальности «Авиационная и космическая медицина» или профессиональная переподготовка (более 500 учебных часов) по специальности «Авиационная и космическая медицина» при наличии послевузовского профессионального образования по одной из специальностей: «Терапия» или «Общая врачебная практика (семейная медицина)»;
- диплом о профессиональной переподготовке по авиационной и космической медицине;
- повышение квалификации (боле 100 часов) не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.
В сложившейся системе медицинского освидетельствования авиационного персонала гражданской авиации «врач по авиационной и космической медицине» - это врач летного отряда с базовой подготовкой по терапии. «Руководитель структурного подразделения - врач по авиационной медицине» - это председатель ВЛЭК при условии, что он имеет базовую подготовку по специальностям «Терапия» или «Общая врачебная практика».
Из этого следует, что врач по авиационной и космической медицине (врач летного отряда и председатель ВЛЭК), который получит диплом после обучения в ординатуре или на курсах профессиональной переподготовки (свыше 500 часов), будут иметь одинаковую подготовку не только по авиационной медицине, но и по врачебно-летной экспертизе, так как врачебно-летная экспертиза является основной частью в программе обучения врачей по авиационной и космической медицине. Следовательно, врач по авиационной и космической медицине - это универсальный специалист, который должен знать все стандарты врачебно-летной экспертизы (терапевтической, неврологической, офтальмологической, оториноларингологической, хирургической) и уметь проводить врачебно-летную экспертизу во всем объеме. Таким образом, после профессиональной переподготовки по авиационной и космической медицине летный врач и председатель ВЛЭК будут подготовлены одинаково. Следовательно, должны иметь одинаковые полномочия по медицинскому освидетельствованию авиаперсонала. Получается, что врач по авиационной и космической медицине - это аналог Европейского авиамедицинского эксперта.
Возникает вопрос: какой вид работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности врачом по авиационной и космической медицине будет лицензироваться? Можно предположить, что это будет врачебно-летная экспертиза, так как других «подходящих» видов медицинской деятельности для врача по авиационной и космической медицине нет в положении о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. N 30 и приказом Минздравсоцразвития России от 10.05.2007. №323. А если так, то врач с дипломом по авиационной и космической медицине должен иметь право проводить врачебно-летную экспертизу в полном объеме.
Видные ученые, которые много лет боролись за введение должности авиационного врача и выступали против прозападной системы медицинского освидетельствования авиационного персонала в России, фактически «заталкивают» Российскую систему медицинского освидетельствования в Европейские рамки. А именно: первый уровень (минимально обязательный) медицинского освидетельствования - врач по авиационной и космической медицине (авиамедицинский эксперт по-европейски), второй уровень (углубленный обязательный по возрасту и дополнительный по медицинским показаниям) - врачебно-летная экспертная комиссия, которую будет возглавлять врач терапевт с дипломом по авиационной и космической медицине, остальные врачи ВЛЭК - это назначенные члены врачебной комиссии, которые работают на базе авиамедицинского центра. Далее центральный уровень - ЦВЛЭК, и федеральный уровень - Росавиация.
Можно предположить более «щадящий» сценарий перестройки системы медицинского освидетельствования гражданской авиации. Врачи летных отрядов и председатели ВЛЭК с базовой подготовкой по терапии и со стажем работы в гражданской авиации более 10 лет останутся на своих рабочих местах, а в штатном расписании медицинского учреждения авиапредприятия и трудовой книжке их должности изменятся на должность «врач по авиационной и космической медицине». Это будет при условии, что Минздравсоцразвития России согласится признать стаж работы врачей терапевтов летных отрядов и председателей ВЛЭК ГА в организациях гражданской авиации в качестве стажа работы в должности врача по авиационной и космической медицине. В противном случае для врачей летных отрядов и председателей ВЛЭК это будет новый вид профессиональной деятельности и всем придется идти учиться или в ординатуру или на курсы профессиональной переподготовки. Для врачей со стажем до 10 лет - однозначно чрез курсы профессиональной переподготовки с получением соответствующего диплома. А как к этому отнесутся работодатели - руководители авиапредприятий, особенно в условиях кризиса? Они начнут освобождаться от медицинских подразделений, что приведет еще к большему сокращению количества ВЛЭК и врачей летных отрядов, то есть к усугублению без того очень сложного положения медицинских учреждений гражданской авиации.
И последний вопрос: готова ли кафедра авиационной и космической медицины Российской медицинской Академии последипломного образования, обучающая врачей гражданской авиации, к перестройке своего педагогического процесса с учетом требований приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 09.12.2008г. № 705н «Об утверждении порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников»?
Вице-президент
Медицинской ассоциации гражданской авиации
кандидат медицинских наук