Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Статья

Новая должность: врач по авиационной и космической медицине

24 августа 2009 года / Е.В. Колесникова / Aviation EXplorer
 

Свершилось то, о чем мечтали крупные специалисты и видные ученые в области авиационной и космической медицины. Произошли изменения в области подготовки авиационных врачей, которые повлекут перестройку всей системы медицинского освидетельствования авиационного персонала гражданской авиации России.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.07.2009г. №415н «Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» определены квалификационные требования к специалистам по авиационной и космической медицине с соответствующими должностями: «врач по авиационной и космической медицине» и «руководитель структурного подразделения - врач по авиационной и космической медицине». Исходя из квалификационных требований, врач по авиационной и космической медицине должен иметь:
- высшее медицинское образование по одной из специальностей: «060101 Лечебное дело», «060103 Педиатрия»;
- послевузовское профессиональное образование или дополнительное образование: ординатура (2 года) по специальности «Авиационная и космическая медицина» или профессиональная переподготовка (более 500 учебных часов) по специальности «Авиационная и космическая медицина» при наличии послевузовского профессионального образования по одной из специальностей: «Терапия» или «Общая врачебная практика (семейная медицина)»;
- диплом о профессиональной переподготовке по авиационной и космической медицине;
- повышение квалификации (боле 100 часов) не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.
В сложившейся системе медицинского освидетельствования авиационного персонала гражданской авиации «врач по авиационной и космической медицине» - это врач летного отряда с базовой подготовкой по терапии.   «Руководитель структурного подразделения - врач по авиационной медицине» - это председатель ВЛЭК при условии, что он имеет базовую подготовку по специальностям «Терапия» или «Общая врачебная практика».
Из этого следует, что врач по авиационной и космической медицине (врач летного отряда и председатель ВЛЭК), который получит диплом после обучения в ординатуре или на курсах профессиональной переподготовки (свыше 500 часов), будут иметь одинаковую подготовку не только по авиационной медицине, но и по врачебно-летной экспертизе, так как врачебно-летная экспертиза является основной частью в программе обучения врачей по авиационной и космической медицине. Следовательно, врач по авиационной и космической медицине - это универсальный специалист, который должен знать все стандарты врачебно-летной экспертизы (терапевтической, неврологической, офтальмологической, оториноларингологической, хирургической)  и уметь проводить врачебно-летную экспертизу во всем объеме. Таким образом, после профессиональной переподготовки по авиационной и космической медицине летный врач и председатель ВЛЭК будут подготовлены одинаково. Следовательно, должны иметь одинаковые полномочия по медицинскому освидетельствованию авиаперсонала. Получается, что врач по авиационной и космической медицине - это аналог Европейского авиамедицинского эксперта.
Возникает вопрос: какой вид работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности врачом по авиационной и космической медицине будет лицензироваться? Можно предположить, что это будет врачебно-летная экспертиза, так как других «подходящих» видов медицинской деятельности для врача по авиационной и космической медицине нет  в положении о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. N 30 и приказом Минздравсоцразвития России от 10.05.2007. №323. А если так, то врач с дипломом по авиационной и космической медицине должен иметь право проводить врачебно-летную экспертизу в полном объеме.
 Видные ученые, которые много лет боролись за введение должности авиационного врача и выступали против прозападной системы медицинского освидетельствования авиационного персонала в России, фактически «заталкивают» Российскую систему медицинского освидетельствования в Европейские рамки. А именно: первый уровень (минимально обязательный) медицинского освидетельствования - врач по авиационной и космической медицине (авиамедицинский эксперт по-европейски), второй уровень (углубленный обязательный по возрасту и дополнительный по медицинским показаниям) - врачебно-летная экспертная комиссия, которую будет возглавлять врач терапевт с дипломом по авиационной и космической медицине, остальные врачи ВЛЭК - это назначенные члены врачебной комиссии, которые работают на базе авиамедицинского центра. Далее центральный уровень - ЦВЛЭК, и федеральный уровень - Росавиация.
Можно предположить более «щадящий» сценарий перестройки системы медицинского освидетельствования гражданской авиации. Врачи летных отрядов и председатели ВЛЭК с базовой подготовкой по терапии и со стажем работы в гражданской авиации более 10 лет останутся на своих рабочих местах, а в штатном расписании медицинского учреждения авиапредприятия и трудовой книжке их должности изменятся на должность «врач по авиационной и космической медицине». Это будет при условии, что Минздравсоцразвития России согласится признать стаж работы врачей терапевтов летных отрядов и председателей ВЛЭК ГА в организациях гражданской авиации в качестве стажа работы в должности врача по авиационной и космической медицине.  В противном случае для врачей летных отрядов и председателей ВЛЭК это будет новый вид профессиональной деятельности и всем придется идти учиться или в ординатуру или на курсы профессиональной переподготовки. Для врачей со стажем до 10 лет - однозначно чрез курсы профессиональной переподготовки с получением соответствующего диплома. А как к этому отнесутся работодатели - руководители авиапредприятий, особенно в условиях кризиса? Они начнут освобождаться от медицинских подразделений, что приведет еще к большему сокращению количества ВЛЭК и врачей летных отрядов, то есть к усугублению без того очень сложного положения медицинских учреждений гражданской авиации.
И последний вопрос: готова ли кафедра авиационной и космической медицины Российской медицинской Академии последипломного образования, обучающая врачей гражданской авиации, к перестройке своего педагогического процесса с учетом требований приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 09.12.2008г. № 705н «Об утверждении порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников»?
 
 
Вице-президент
Медицинской ассоциации гражданской авиации
кандидат медицинских наук

Е.В. Колесникова



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Аэропорт АО "Костромское авиапредприятие"
Костромскому авиапредприятию исполнилось 80 лет
AVIA.RU
Программа "Врачи на борту" и сервис "Летать здорово": новый уровень безопасности и комфорта в авиапутешествиях
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
AVIA.RU
Аэрофобия. Как посмотреть страхам в лицо?
Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым



Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBg5Ks
Рекомендуем: http://courier.youdo.com/food-delivery/crr/kruglosutochno/, подробности тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer