Сегодня в большинстве аэропортов Росси функционируют топливозаправочные комплексы, доставшиеся нынешним аэропортовым операторам ещё от СССР: один аэропорт – один ТЗК. Однако в крупных аэропортах процесс либерализации рынка ГСМ идёт уже не первый год. Альтернативные ТЗК строят как сами производители топлива, так и «сетевые» операторы.
Эти процессы должны привести к снижению цен на авиатопливо, а значит и на авиабилеты. Казалось бы, все должны быть заинтересованы в увеличении пассажиропотока и, как следствие, увеличении прибыли авиакомпаний и аэропортов. Но «благими намерениями выстлана дорога в рай». На деле все попытки правительства и операторов наталкиваются на региональный монополизм местных «олигархов», заручившихся поддержкой властных структур.
После распада Советского Союза, большой Аэрофлот также подвергся дроблению на множество авиапредприятий, большинство из которых аккумулировало в себе все имеющиеся активы: аэропорт, ремонтная база, ТЗК, авиакомпания. Так появились на свет местные «естественные» монополисты. Это привело к тому, что во многих аэропортах стали чинить препятствия растущим крупным авиаперевозчикам, отдавая предпочтение собственной авиакомпании или создавая для неё льготные привилегированные условия существования. Завершилось всё, когда Минтранс издал распоряжение о разделении авиакомпаний и аэропортов и создании двух отдельных юридических лиц, а также после введения заявительной системы на выполнение рейсов и нового порядка выделения авиакомпаниям временных слотов в аэропортах. Иначе говоря, Росавиация взяла под свой контроль процесс допуска авиакомпаний в аэропорты и распространённый ранее предлог отказа в принятии рейсов – «нет свободных слотов», перестал работать.
Конкуренция ужесточилась, но всё это пошло только на пользу и отрасли и пассажирам. Может не совсем подходящий пример, но очень показательный: после краха крупного местного «монополиста» - авиакомпании «Красэйр», на рынок Красноярска пришли сразу несколько новых авиаперевозчиков и цены на авиабилеты упали в разы.
Однако правительству тогда не удалось решить самую сложную проблему – создание свободного рынка ГСМ. Это привело к тому, что в некоторых аэропортах стали отказывать авиакомпаниям в приёме их самолётов, ссылаясь на отсутствие керосина либо вынуждать авиаперевозчиков закупать керосин у местного ТЗК-монополиста по завышенным ценам (само собой, негласно делая скидку опять же для «своих»). Казалось бы, решение очевидно: создание альтернативных ТЗК навсегда решит эту проблему и «наступит всеобщее счастье». Но нет, отказываться от лёгких денег никто не хочет и этот последний рубеж «керосиновые князьки» сдавать не собираются.
Процесс шёл «медленно, но верно». И вот опять разразилась маленькая война регионального масштаба. Работа успешно функционировавшего в аэропорту Уфы альтернативного ТЗК «Аэрофьюэлз Уфа» парализована уже 5 месяцев. Всё началось еще 10 марта 2009 года, когда аэропорт, в нарушение действующего договора, блокировал въезд-выезд на перрон топливозаправщиков компании и допуск подрядных организаций на территорию топливозаправочного комплекса, производящих его реконструкцию. Тогда, благодаря вмешательству Росавиации конфликт был разрешён, но 25 июля 2009 г., без объяснения причин, ворота аэропорта для «Аэрофьюэлз Уфа» опять были заблокированы. В ответ группа компаний «Аэрофьюэлз» обратилась в Росавиацию, в Ространснадзор и ФАС.
Отвечая на претензии «Аэрофьюэлз», Международный аэропорт «Уфа» распространил заявление, в котором в частности говориться, что договор с «Аэрофьюэлз Уфа» истёк, а так как аэропорт это стратегический объект, то для его перезаключения необходимо предоставить соответствующий пакет разрешительной документации и сертификатов, которых у «Аэрофьюэлз Уфа» нет.
А вот что сообщает "Аэрофьюэлз": Компания «Фирма Аэрофьюэлз Уфа» входит в сеть из 14 топливозаправочных комплексов группы компаний "Аэрофьюэлз". Топливозаправочный комплекс «Аэрофьюэлз Уфа» имеет все необходимые сертификаты для осуществления авиатопливообеспечения в аэропорту Уфы, репутацию надежного партнера, один из немногих российских ТЗК, который регулярно проходит проверки и получает положительные заключения специалистов Luftgansa-Technics на соответствие стандартам IATA. В настоящее время имеет достаточное количество керосина для бесперебойного авиатопливообеспечения, но требующего доставки с железнодорожной станции на склад ТЗК (15 ж/д вагонов-цистерн).
В свою очередь аэропорт обращает внимание на тот факт, что региональные и муниципальные власти отменили своё же решение о предоставлении «Аэрофьюэлз» права строительства в аэропорту «Уфа» альтернативного ТЗК. Позвольте, но как же так? Ведь это идёт вразрез с нынешним «курсом партии».
ОАО «Международный аэропорт Уфа» относился к тем немногочисленным аэропортам, где с 2000 года рынок авиатоплива был демонополизирован. Уфа неоднократно упоминалась руководителями ФАС, Росавиации как положительный пример аэропорта с низкими ценами на керосин и высоким уровнем качества авиатопливообеспечения. Уже более 8 лет в Уфе успешно работают и конкурируют два ТЗК – один является службой аэропорта (занимает около 75% рынка), а второй был построен как альтернативный группой компаний «Аэрофьюэлз» (занимает около 25% рынка).
Конкуренция среди ТЗК позволяла все это время держать в Уфе приемлемые цены на авиакеросин, в отличие от аэропортов с монопольными комплексами. Особенно ярко эта тенденция была заметна в прошлом году в период двукратного роста цен на авиатопливо. Также следует отметить, что эта ситуация способствовала в своё время приходу в аэропорт Уфы ряда крупных авиаперевозчиков, что также благоприятно сказалось на рынке авиаперевозок в регионе.
В данный момент ситуация совершенно противоположная. По оценкам экспертов, нынешняя цена авиакеросина в аэропортовом ТЗК, ставшим монополистом, завышена примерно на 15-20%. Из-за действий руководства аэропорта под угрозой остановки оказались заправки рейсов авиакомпаний «Аэрофлот», «Трансаэро», «ЮТэйр», «ЮТэйр-Экспресс», ГТК «Россия», «Оренбургские авиалинии», «Татарстан», а также полёты летного отряда ФСБ РФ. И это в период, когда авиакомпании стараются максимально задействовать все имеющиеся провозные мощности для осуществления авиаперевозок и преодоления тяжёлых для авиации последствий глобального экономического кризиса. Не говоря уже о гражданах, просто желающих поймать последние солнечные дни уходящего лета где-нибудь на черноморском побережье.
Но разве это в России кого-то останавливало. Те сверхдоходы, которые получит аэропортовый ТЗК вынуждая авиакомпании в высокий туристический сезон покупать керосин у себя и по завышенным ценам, компенсируют мучения совести, если она конечно-же у кого-то есть.
Глава Росавиации направил в аэропорт телеграмму с требованием обеспечить допуск средств заправки «Аэрофьюэлз Уфа» в аэропорт с целью выполнения сертификационных требований по аэропортовой деятельности, обеспечению конкуренции в сфере авиатопливообеспечения и недопущению срыва заправок авиакомпаний. В срок до 31 июля руководство аэропорта обязано представить доклад о взаимодействии ОАО «МАУ» и ООО «Фирма «Аэрофьюэлз Уфа».
В нашем распоряжении также имеется и письмо авиации ФСБ к руководству аэропорта, с просьбой допустить «Аэрофьюэлз» к выполнению своих договорных обязательств во избежание срыва Государственных задач, поставленных перед авиационной базой ФСБ России.
Однако воз и ныне там. Вероятно Росавиация Уфе не указ. Недавно Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев предложил поправки в Уголовный кодекс, предусматривающие наказание за незаконное препятствование конкуренции путём лишения свободы сроком до 6 лет.
Конечно же, скорее всего и этот конфликт будет разрешён. Но осмелится ли федеральная власть показать «кто в доме хозяин» и наказать монополиста, получившего дополнительные сверхдоходы незаконным способом?