Выжившие разрозненные и зачастую конкурирующие между собой авиапредприятия продолжают покрывать многократно сниженный спрос на перевозку пассажиров и авиационное обслуживание отраслей экономики. В связи со снижением спроса, авиационная отрасль, ориентированная в предшествующий период на обслуживание значительно большей по сравнению с нынешней экономики, значительно уменьшилась. При этом, из-за принятых протекционистских таможенных мер, в значительной мере, продолжает использовать доставшиеся от прошлого морально и физически устаревшие производственные ресурсы. Как результат, общие результаты работы Гражданской авиации, имевшие в докризисный период тенденцию к улучшению, в настоящее время становятся все менее радостными, парк отечественных воздушных судов уменьшается, число занятых работников год от года сокращается.
Как любая система, система Гражданской авиации регулируется. Существуют заданные стандарты, правила и механизмы регулирования, в рамках которых приходится работать предприятиям-производителям авиационной техники и авиапредприятиям. Государственные органы, регулирующие деятельность Гражданской авиации, определяют правила «игры», возможности, перспективы. В общей конструкции: власти, Гражданская авиация, потребители, именно власти определяют рамки, в пределах которых работают эти предприятия. Несоответствие и отличия стандартов, правил и механизмов регулирования авиационной деятельности от международной практики ведения авиационного бизнеса вызывают справедливую критику Российского авиационного сообщества. Многие Российские авиапредприятия ведут авиационный бизнес за пределами страны и имея опыт такой деятельности, имеют возможность прямого сравнения. В то же время, авиационные власти также находятся в неоднозначном положении. Российское авиационное сообщество, в отличие от зарубежных коллег, сегодня представляет собой довольно разрозненное образование, которому еще предстоит научиться совместно жить, пройти период самосознания, получить опыт консолидации в условиях рынка для достижения совместных целей, наработать традиции и опыт саморегулирования своей деятельности. В частности, и по этим причинам, авиационным властям достаточно сложно определить ведущие тренды развития отечественной Гражданской авиации. Зачастую, предпринимаемые властями попытки сделать это на основе мнения руководителей отдельно взятых предприятий, пусть даже крупнейших, приводят к неадекватным решениям, т.к. принимаются без учета интересов всех участников авиационного бизнеса. Достаточно очевидно, что назрела необходимость консолидации авиационного сообщества, формирования системы и институтов саморегулирования, которые бы самостоятельно не производили, а осуществляли технологическое координирование и выражали бы интересы, как отдельных направлений, так и в целом авиационного бизнеса. Деятельность же созданных в период распада МГА профессиональных авиационных Ассоциаций в настоящее время не скоординирована и не консолидирована. Власти пока не видят в достаточной мере в этих Ассоциациях своих партнеров и проводников своих решений в среду производителей и эксплуатантов авиационной техники. Задачей сегодняшнего дня, является формирование системы и налаживание процесса профессионально заинтересованного участия авиапредприятий в работе Ассоциаций и эффективного взаимодействия Ассоциаций с властями, в целях совместного решения накопившихся в авиационной отрасли проблем.
Хотелось бы надеяться, что рано или поздно это произойдет. Принятый 01.12.2007 года ФЗ РФ «О саморегулируемых организациях» заложил основы нового порядка взаимодействия, законодательно определил права, обязанности и ответственность, как властей, так и саморегулируемых организаций. Неизбежная консолидация авиационного бизнеса на основе этого закона и его взаимодействие с авиационными властями в интересах потребителей, позволит поднять на новый качественный уровень авторитет и уровень услуг отечественной Гражданской авиации, чтобы «российское» значило «взвешенное», «качественное» и пользовалось неизменным спросом.