В частности, падение пассажирооборота отмечено у «Аэрофлот – Российские авиалинии» - с 10 млн. 250 тыс. пас.км. до 9 млн. 163 тыс. пас. км. Согласно данным Росавиации, снижение пассажирской активности наблюдается и на рейсах «Трансаэро» с 6 млн. 317 тыс. до 5 млн. 740 тыс. Падение темпов пассажирских перевозок значительно в авиакомпании «Сибирь» с 5 млн. 441 тыс. до 3 млн. 294 тыс., что на 39, 5% ниже, чем в январе-мае 2008 года. Менее стремительно сократились перевозки у ГТК «России» - на 21,5% (с 2 млн. 413 тыс. до 1 млн. 893 тыс.). Почти половину пассажиропотока потеряли некогда чартерные лидеры – а/к «Атлант Союз» и «Вим-Авиа».
Напротив, рост пассажирооборота – почти в два раза у «Оренбургских авиалиний», с 794 тыс. до 1 млн. 469 тыс. пас. км. «Выросла» на 30% и «Владивосток Авиа» - с 907, 425 тыс. пас. км. до 1 млн. 180 тыс. Напомним, рост пассажирооборота у этого перевозчика обусловлен тем, что «Владивосток Авиа» взяла на себя перевозку пассажиров обанкротившегося «Дальавиа». Девятикратное увеличение пассажирооборота и у дочки а/к «Сибирь» - «Глобуса». За первые пять месяцев этого года им перевезено почти миллион пассажиров. Интересно, что процент занятости пассажирских кресел у всех трех «растущих» авиакомпаний тоже увеличился. Плюс 10% у оренбуржцев (96,1%) загрузки салона, 5,6% у «Владивосток Авиа» (71,3%) и 7,6% у «Глобуса» (78,4%).
Согласно статистике Росавиации, основную часть российских пассажиров по-прежнему перевозит пул из пяти крупнейших отечественных перевозчиков – «Аэрофлот – Российские авиалинии» (3 млн. 94 тыс пассажиров), «Трансаэро» (1 млн. 365 тыс пассажиров), «Сибирь» (1 млн. 437 тыс пассажиров), ГТК «Россия» (926 тыс.) и «ЮТэйр» 1 млн. 99 тыс.) Всего силами пятнадцати крупнейших российских авиакомпаний за первые пять месяцев перевезли 11 млн. 103 тыс. пассажиров. Причем процесс увеличения удельного веса крупнейших перевозчиков от общего объема рынка продолжается. Если в прошлом году 5 российских «монстров» перевозили 60% всех пассажиров в России, то теперь это уже 62%. Интересно, что эта тенденция более ярко прослеживается, если взглянуть на то, какую долю рынка стали занимать 15 крупнейших российских перевозчиков – с 77,8% выросла до 87,4%. То есть, процесс так называемого передела рынка наблюдается именно во втором эшелоне российских лидеров, а вот доля первых пяти авиакомпаний стабильна.
Пассажирооборот по международным и внутренним перевозкам у пятнадцати крупнейших российских авиакомпаний за первые пять месяцев 2009 года (по сравнению с тем же периодом предыдущего года).
|
||||||||||
№№
|
Авиапредприятие
|
Пассажирооборот, тыс.пас.км.
|
Перевезено пассажиров, чел.
|
Процент занятости пассажирских кресел, %
|
||||||
|
|
январь-май
|
%
к пр. |
январь-май
|
%
к пр. |
январь-май
|
+/-
|
|||
2008 г.
|
2009 г.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
|||||
1
|
Аэрофлот - Российские авиалинии
|
10 250 669,8
|
9 163 619,2
|
89,4
|
3 532 131
|
3 094 429
|
87,6
|
67,2
|
62,1
|
-5,1
|
2
|
ТРАНСАЭРО
|
6 317 803,5
|
5 740 225,7
|
90,9
|
1 492 575
|
1 364 989
|
91,5
|
79,1
|
76,3
|
-2,8
|
3
|
Сибирь
|
5 441 905,0
|
3 294 769,0
|
60,5
|
2 234 148
|
1 437 347
|
64,3
|
77,6
|
71,8
|
-5,8
|
4
|
Россия
|
2 413 224,1
|
1 893 301,8
|
78,5
|
1 135 882
|
926 106
|
81,5
|
70,6
|
65,5
|
-5,1
|
5
|
ЮТэйр
|
1 761 982,8
|
1 720 949,1
|
97,7
|
1 191 606
|
1 099 752
|
92,3
|
66,2
|
70,5
|
+4,3
|
|
Итого по 5 авиакомпаниям
|
26 185 585,2
|
21 812 864,7
|
83,3
|
9 586 342
|
7 922 623
|
82,6
|
|
|
|
|
Уд.вес 5 авиакомпаний от общего объема по ГА,%
|
60,2
|
62,0
|
|
54,7
|
56,1
|
|
|
|
|
6
|
Оренбургские авиалинии
|
794 480,4
|
1 468 959,7
|
184,9
|
333 218
|
450 663
|
135,2
|
85,8
|
96,1
|
+10,3
|
7
|
Владивосток Авиа
|
907 425,7
|
1 179 562,9
|
130,0
|
280 119
|
355 894
|
127,1
|
65,7
|
71,3
|
+5,6
|
8
|
Уральские Авиалинии
|
1 131 650,1
|
1 070 917,1
|
94,6
|
448 365
|
397 163
|
88,6
|
73,2
|
63,6
|
-9,6
|
9
|
Глобус
|
109 685,0
|
958 995,0
|
874,3
|
41 439
|
352 780
|
851,3
|
70,8
|
78,4
|
+7,6
|
10
|
Северный Ветер
|
0,0
|
855 175,6
|
-
|
0
|
258 455
|
-
|
-
|
92,2
|
-
|
11
|
ВИМ-АВИА
|
1 660 668,6
|
822 021,9
|
49,5
|
594 239
|
383 299
|
64,5
|
69,0
|
69,6
|
+0,6
|
12
|
Ред Вингс
|
426 787,5
|
748 801,5
|
175,5
|
177 461
|
256 482
|
144,5
|
82,2
|
88,7
|
+6,5
|
13
|
АТЛАНТ-СОЮЗ
|
1 362 104,9
|
669 154,1
|
49,1
|
496 114
|
230 800
|
46,5
|
84,4
|
69,7
|
-14,7
|
14
|
Якутия
|
477 256,4
|
612 828,5
|
128,4
|
169 690
|
186 328
|
109,8
|
68,0
|
66,8
|
-1,2
|
15
|
АЭРОФЛОТ-ДОН
|
777 294,1
|
554 624,6
|
71,4
|
401 955
|
308 692
|
76,8
|
72,3
|
70,5
|
-1,8
|
|
Итого по 15 авиакомпаниям
|
33 832 937,9
|
30 753 905,7
|
90,9
|
12 528 942
|
11 103 179
|
88,6
|
|
|
|
|
Уд.вес 15 авиакомпаний от общего объема по ГА, %
|
77,8
|
87,4
|
|
71,5
|
78,7
|
|
|
|
|