Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Интервью

Современный бортпроводник – это уникальный специалист

12 июля отмечаем Международный День Бортпроводника


10 июля 2009 года / Aviation EXplorer / Aviation EXplorer
 

Может ли кто-то из нас представить комфортабельный перелет без стюардессы? 12 июля вот уже 79 лет весь мир отмечает Международный День Бортпроводника. Бортпроводники – это лицо авиакомпаний и по праву самый романтичный символ всей гражданской авиации. Чтобы узнать, как меняется представление о современных бортпроводниках и как себя чувствуют представители этой профессии сегодня, мы решили задать вопрос Генеральному директору “Консалтинговой компании Авиаперсонал” Анастасии Мирошниченко и Генеральному директору школы стюардесс бизнес-авиации “Джет-Сервис” Юшиной Ирине.

- Что из себя представляют современные бортпроводники?

Анастасия Мирошниченко: Мне кажется, что интересна история появления этой профессии. Ведь изначально пассажирами занимался второй пилот. В 1928 г. в Германии в экипажи пассажирских самолётов стали включать третьего члена — стюарда. Первых стюардов в основном набирали из официантов дорогих ресторанов. Изначально обслуживание пассажиров могли доверить только мужчинам. Потом однажды в 1930 году все изменилось, когда в США возникла идея привлечь к работе стюардами молодых привлекательных девушек. Идея была заложена в рекламном трюке: такое новшество с очаровательными девушками на борту должно было привлечь больше пассажиров.
Первыми девушками на борту в качестве стюардесс были 8 медсестер. Согласно инструкциям, на должность стюардесс принимались девушки не старше 25 лет, не тяжелее 53 килограмм и не выше 163 сантиметров, с медицинским образованием и привлекательной внешностью. Первой авиастюардессой в истории обычно называют Эллен Чёрч из Сан-Франциско, вышедшую на работу 15 мая 1930 года. Знала ли она тогда, 79 лет назад, что открывает миру одно из чудес: создает символ гражданской авиации во всем мире, столь прекрасный образ, который притягивает к работе в авиации настоящих мужчин и привлекает пассажиров пользоваться современными комфортабельными лайнерами.
Современный бортпроводник – это уникальный специалист, которому приходится по долгу службы выполнять функции представителей различных профессий. Это высококвалифицированный специалист сервиса, это чуткий психолог и это, при необходимости, отважный спасатель. Кроме того, современные бортпроводники - это и хорошие менеджеры, умеющие принимать решение и координировать действия большого количества служб, обеспечивающих сервис на борту современного пассажирского авиалайнера.
Есть распространенная точка зрения, что после завершения летной карьеры или в периоды временного спада перевозок, как это происходит сейчас, бортпроводникам тяжело найти себя в других специальностях. Надо отметить, что вопреки этому расхожему мнению, уникальное сочетание качеств этих специалистов может позволить им достаточно легко находить себя в новых областях, однако для этого необходимы специальные программы переквалификации. В первую очередь, бывшие бортпроводники могут быть полезны в гостиничном или туристическом бизнесе, например, на должности администраторов, в сфере наземного обеспечения полетов, а также в агентствах по продаже авиабилетов, в качестве консультантов по продаже элитных товаров, и это - далеко не полный перечень.
В работе нашей компании при подборе персонала мы столкнулись с интересной практикой: к нам неоднократно обращались с просьбой подобрать личного помощника для руководителей предприятий неавиационных отраслей из числа бывших бортпроводниц. Наши бортпроводники могут быть востребованы в различных смежных отраслях, при условии профессионального подхода к их трудоустройству и переквалификации.
Специалисты Карьерного центра “Авиаперсонал” подсчитали, что за последние полгода в среднем в неделю к нам обращаются около 20 девушек и юношей, желающих стать бортпроводниками и узнать об этой профессии подробней, и это, согласитесь, не может не радовать. Сегодня средняя заработная плата по рынку бортпроводника регулярной авиации составляет около 40 000 рублей, куда входит: налет, оклад, командировочные, некоторые авиаперевозчики платят так же надбавку за класс и премиальные. Несмотря на то, что этот труд требует больших физических нагрузок и естественного постоянного поддержания хорошего состояния здоровья, интерес к этой профессии не угасает, а в последнее время мы наоборот отмечаем значительный рост внимания среди молодежи.
Современных бортпроводников достаточно быстро обучают. Как правило, в учебных центрах авиакомпаний они проходят теоретическую и практическую подготовку всего за 2 месяца, а потом приступают к стажировке, после чего они могут получить свидетельство бортпроводника и приступить к полноценной работе в авиакомпании. Для этого в соответствии с требования современного законодательства им требуется иметь налет не менее 30-ти часов. Несмотря на такой короткий срок подготовки, они проходят целый ряд программ по курсу обучения, в том числе и по аварийно-спасательным работам, проходят курс по психологии работы с пассажирами, курс по организации сервиса на борту (обеспечение питания, продажа товаров на борту и др.), а так же изучение особенностей определенного типа воздушного судна. К сожалению, в России пока мало подобных школ для подготовки бортпроводников регулярных авиалиний. 
Стоит отметить, что кроме привычной работы бортпроводника регулярных авиаперевозок, сравнительно недавно в России стала зарождаться так называемая бизнес-авиация и вместе с этим новым видом воздушного сервиса появились и новые требования к бортпроводникам, работающим на частных воздушных судах, перелеты на которых могут себе позволить только очень респектабельные люди.
- Кто такие бортпроводники бизнес-авиации и как их обучают?
Юшина Ирина: Сегодня в России практически отсутствуют учебные заведения, специализирующиеся в подготовке авиаперсонала для сегмента деловой авиации. Современная деловая авиация требует кардинально нового подхода к подготовке авиационных специалистов и особенно бортпроводников. Как известно, авиакомпаниям деловой авиации приходится либо переманивать опытных стюардесс из других компаний, предлагая им более выгодные условия, либо брать на себя труд по переучиванию бортпроводников из линейной авиации, что зачастую является Сизифовым трудом, так как никакой уверенности нет, что девушка психологически сможет работать с VIP пассажирами после опыта работы на регулярных авиаперевозках.
Существует колоссальная разница в требованиях к подготовке бортпроводников линейной авиации и стюардесс деловой авиации.
Для того, чтобы каждая бортпроводница смогла ощутить разницу в необходимых знаниях и навыках для работы на регулярных авиаперевозках и в деловой авиации, мы разработали специальный тест на определение уровня профессиональной пригодности для работы в бизнес-авиации, и даже разместили его на сайте Группы компаний “Авиаперсонал”. Последние полгода к нам приходили результаты теста с сайта, которые подтвердили наше мнение о том, что полноценное представление о бортпроводниках бизнес-авиации в России только начинает зарождаться.
В первую очередь разница в специальной подготовке, в которую входят следующие обязательные знания и умения:
  • Знания специфики работы в деловой авиации.
  • Владение в совершенстве английским языком.
  • Знание Технологии работы на бизнес-джете.
  • Владение Сервисом Hight Class.
  • Умение разбираться в винах. Базовые знания сомелье.
  • Знание тонкостей Высокой кухни.
  • Психологическая подготовка для работы с VIP пассажирами.
  • Знание светского и делового этикета.
  • Общая культура и высшее образование.
  •  
    Помимо всех перечисленных знаний и умений, стюардесса деловой авиации должна обладать покладистым и легким характером, а так же быть стрессоустойчивой.
     
    Современный уровень развития Деловой авиации в России требует появления таких специальных Центров подготовки и переподготовки элитного авиаперсонала, в котором бы занимались всеми вышеперечисленными околоавиационными дисциплинами, без которых на сегодняшний момент немыслима полноценная подготовка стюардесс для деловой авиации. Такой центр подготовки уже есть в Москве.
    - В чем же особенность российских стюардесс бизнес-авиации? 
    Ирина Юшина: Красоту, трудолюбие, покладистость и стрессоустойчивость российских стюардесс бизнес-авиации давно оценили не только у нас в России, но и работодатели ведущих европейских авиакомпаний деловой авиации. Помимо этого нужно отметить, что большинство российских стюардесс деловой авиации приходят в эту профессию после окончания ВУЗов и практически все владеют в совершенстве английским языком. Что, увы, не скажешь о западных стюардессах, ни одна из которых не имеет высшего образования. Это легко объяснить тем, что на Западе ни один специалист, закончивший Высшее учебное заведение, не пойдет работать в сферу обслуживания, пусть даже и элитарную, какой является деловая авиация.
     
    У нас же другая ситуация – уровень зарплаты и повышающаяся престижность профессии стюардессы деловой авиации делают ее более привлекательной и более интересной по сравнению с другими профессиями. Поэтому у нас успешно летают и выпускницы МГУ, и выпускницы самых престижных языковых ВУЗов страны. Как все понимают, наличие высшего образования является очень важным критерием, так как напрямую может поднять уровень сервисного обслуживания на борту. Стюардесса с высшим образованием обладает культурой речи и поведения, а также определенным кругозором и находчивостью, что, несомненно, пригодится ей в такой элитарной области, как деловая авиация.
    Другой не менее важный момент – наши девушки являются носителями русского языка! Не секрет, что 85% европейской деловой авиации работает на российского VIP пассажира, который хотел бы слышать русскую речь на борту, да и соотечественнице легче понять и кулинарные предпочтения пассажира, и его менталитет. И это еще один преимущественный момент в пользу россиянки перед той же немкой или англичанкой. Согласитесь, довольно сложно найти европейскую стюардессу, владеющую русским языком.
    Сейчас, в период кризиса, когда действительно авиакомпании стали экономить на зарплате стюардесс и пошли сокращения, у российских стюардесс появилось еще одно неоспоримое преимущество перед своими западными коллегами. Всем известно, что уровень заработной платы российской стюардессы на порядок ниже, чем у ее западной коллеги, а качество работы и ответственность - на порядок выше, да и другие преимущества российской стюардессы очевидны и понятны западным работодателям. 
    Вывод напрашивается сам собой, и он вполне естественен – под сокращения попали в основном западные стюардессы. А наши российские девушки-стюардессы продолжают летать с прежним уровнем зарплат, но с меньшей интенсивностью по понятным кризисным причинам. А это значит, что те же деньги теперь зарабатываются меньшим трудом. А если пересчитать заработную плату российской стюардессы в рублях по сегодняшнему курсу – то получается, что уровень заработной платы российской стюардессы бизнес-авиации во время кризиса вырос!
     Этот сенсационный вывод, проведя анализ состояния рынка труда в секторе деловой авиации, сделали специалисты Группы компаний “Авиаперсонал” совместно со специалистами Школы стюардесс бизнес-авиации “Джет-сервис”.
    - Как Вы определяете уровень квалификации бортпроводников?
    Анастасия Мирошниченко: Занимаясь подбором и трудоустройством бортпроводников достаточно давно, мы вывели для себя удобную формулу. Это формула “Три О”:
    - Внешний Образ (речь, мимика, макияж, физические параметры и т.д.)
    - Внутренний Образ (наличие необходимых для данной профессии черт характера)
    - Профессиональный Образ (профессиональные знания и навыки)
    По принципу этой формулы мы легко определяем соответствие требуемым авиакомпанией параметрам. Есть определенные авиационными властями требования к уровню квалификации бортпроводников и других членов экипажей. Правда, сегодня трудно пока понять к каким из них обращаться. У всех авиаперевозчиков есть четко обозначенные корпоративные требования по внешним параметрам и качествам характера. Для определения последнего существуют несложные психологические тесты, которые применяются профессиональными психологами авиакомпаний для формирования экипажей, так как вопрос совместимости в командной работе – это один из ключевых элементов безопасности полетов.    
    Определить уровень квалификации бортпроводника бизнес-авиации достаточно сложно из-за большого количества требований к профессиональным знаниям и опыту. Для определения профессионального уровня бортпроводников бизнес-авиации наша компания совместно со специалистами Школы “Джет-Сервис” впервые разработали рейтинг стюардесс деловой авиации. В этот рейтинг входят все бортпроводницы бизнес-авиации, которые есть в нашей базе данных и которые обращались в “Джет-Сервис”.
    Практически все девушки данного рейтинга имеют: 2 высших образования, свободно владеют английским языком и знают кроме английского еще, как минимум, один иностранный язык, прошли специальные курсы подготовки для работы в бизнес-авиации, а так же курсы психологии работы с VIP-пассажиром, курсы имиджа и макияжа, этики делового общения. Они все отлично разбираются в эксклюзивных алкогольных напитках, сигарах и обладают специальными гастрономическими знаниями, кроме того, многие из них осуществляют функции личного помощника в свободное от перелетов время, а некоторые даже являются юрист-консультами для своего VIP-пассажира.  С учетом того, что бизнес-авиация – это эксклюзивные перевозки и высокая заработная плата (от 100 тыс. руб. до 180 тыс. руб.), эта сфера предполагает высокую конкурентную среду. Поэтому получить такую работу и удержаться на ней невозможно без самого главного, без искренней любви к своему делу и постоянному профессиональному самосовершенствованию.
    В канун профессионального праздника бортпроводников мы предлагаем вашему вниманию 10 лучших российских бортпроводниц бизнес-авиации по версии рейтинга “Авиаперсонал - Джет-Сервис”. Лучшие бортпроводницы бизнес-авиации обслуживают самых состоятельных и известных персон российского бизнеса. Если однажды на борту воздушного судна Вам подаст кофе одна из этих бортпроводниц, то можете быть уверены, что Вы, без сомнения, - настоящий VIP-пассажир.  

     
    Десятка лучших российских бортпроводниц бизнес-авиации по версии рейтинга “Авиаперсонал - Джет-Сервис” 

     

    Ольга Карпушина

    Ольга лингвист по образованию, свободно владеет английским и немецким языками. Сейчас  получает второе высшее образование по  государственному праву. Ольга любит качественно и профессионально выполнять свою работу и  видеть, что пассажиры довольны полетом, но  больше всего она любит свою дочь и старается все свободное время посвящать общению с ней.
     

    Екатерина Стебелькова

    Екатерина увлекается изучением иностранных языков. Свободно владеет английским и французским языками. В свободное время изучает литературу и живопись. Сейчас Екатерина открывает собственную компанию по организации питания на борту для бизнес – джетов, и будет продолжать летать.
     

    Анна Чаусова

    Анна очень целеустремленная и талантливая девушка. Она любит петь в профессиональном караоке, играет на рояле и постоянно занимается самообразованием. Анне нравится заниматься йогой, и она обожает путешествовать. Анна владеет английским, французским, испанским языками. Авиация позволила ей совместить любимое увлечение и работу.
     

    Евгения Шлейникова

    Евгения любит путешествовать и готовить. Старается поддерживать себя в спортивной форме, поэтому в свободное время занимается фитнесом. Любит читать современную литературу и слушать музыку. Евгения свободно владеет английским и японским языками.
     

    Елена Демина

    Елена влюблена в свою работу и считает ее ответственной и очень интересной. Она не представляет свою жизнь без полетов. Елена ведет активный образ жизни: увлекается дайвингом, горными лыжами, йогой и дизайном интерьеров.
     

    Анастасия Кирсанова

    Анастасия очень романтичная девушка. Она влюблена в небо и музыку. Анастасия окончила консерваторию по классу пианино. Причем музыкой в ее семье все  занимаются профессионально, поэтому в свободное время Настя любит музицировать.
     

    Анна Силинг

    Анна увлекается верховой ездой и даже имеет разряд кандидата в мастера спорта по высшей школе верховой езды. В прошлом Анна входила в сборную города Иваново, а сейчас занимается верховой ездой для удовольствия и поддержания формы.
     

    Галина Степанова

    Галина любит заниматься спортом и посещать театр. Но самое любимое занятие Галины – это чтение романов. Она обожает вечерами  читать книги любимой писательницы  Анны Гавальда. Галина считает, что ей повезло  с ее работой, ведь работа стюардессы – это  тяжелый труд, который с лихвой компенсируется романтикой неба.
     

    Алла Бурсова

    Алла очень жизнелюбивый человек, стремящийся к постоянному развитию. Она очень любит общаться с новыми людьми, любит красоту и уют и ненавидит сидеть на месте. Алла просто обожает свою работу, которая дает ей возможность постоянно общаться с  юдьми и чувствовать себя полезной им. Она считает себя счастливым человеком.
     

    Ирина Дворецкова

    В свободное время Ирина любит писать рецензии, встречаться с друзьями, заниматься йогой, фигурным катанием и рисовать. Ира обожает готовить для своих друзей. Но самое ее большое увлечение – это шиншиллы, сейчас у Иры их две.
    А в скором времени в семействе любимых  зверьков Ира ждет прибавления.
     
    - Чтобы вы хотели пожелать бортпроводницам России в канун профессионального праздника?
    Ирина Юшина: Хотелось бы поздравить всех бортпроводников с наступающим профессиональным праздником и пожелать всем представителям этой интереснейшей профессии не останавливаться на достигнутом, развиваться и стремиться все выше и выше ….к звездам! А тем, кто уже нашел себя в этой профессии – мягких посадок и благодарных пассажиров!
    Анастасия Мирошниченко: Самое главное, как мне кажется в это нелегкое время, не потерять веру и искреннюю любовь к выбранной профессии. Кроме того, важно постоянно заниматься самосовершенствованием, это придаст больше уверенности в себя и своё будущее. В этот праздник наша компания решила сделать подарок бортпроводникам и провести турнир по боулингу среди всех крупнейших российских авиакомпаний. 16 июля мы устраиваем настоящий праздник “Международный день бортпроводника” и надеемся, что это поднимет дух нашим небесным «ласточкам».  
     

     


    Aviation EXplorer



    комментарии (0):





    Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










    Материалы рубрики

    Аэропорт АО "Костромское авиапредприятие"
    Костромскому авиапредприятию исполнилось 80 лет
    AVIA.RU
    Программа "Врачи на борту" и сервис "Летать здорово": новый уровень безопасности и комфорта в авиапутешествиях
    Правительство РФ
    Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
    AVIA.RU
    Аэрофобия. Как посмотреть страхам в лицо?
    Ольга Верба
    Стресс под контролем?
    Алексей Кондратов
    Итоги NAIS-2024
    Минтранс РФ
    Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
    Правительство РФ
    Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым



    Росавиация
    Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
    Андрей Шнырев
    Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
    AVIA.RU
    Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
    AVIA.RU-Кремль
    Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
    Роман Гусаров
    Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
    Роман Гусаров
    Гражданская авиация России: год испытаний
    Александр Нерадько
    Век гражданской авиации России
    Юлия Лорис
    Новый аэропорт в Новом Уренгое
    Илья Вайсберг
    Наука высокого полета
    Андрей Шнырев
    Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
    Илья Вайсберг
    Авиация + Интернет = AVIA.RU
    Андрей Шнырев
    Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
    Андрей Шнырев
    Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
    Роман Гусаров
    Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
    Росавиация
    Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
    Росавиация
    Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
    Росавиация
    Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
    Андрей Шнырев
    Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
    Роман Гусаров
    Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
    Росавиация
    Основные показатели работы ГА России за январь 2022
    AVIA.RU
    Итоги NAIS-2022
    Росавиация
    Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
    Наталия Ячменникова
    Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
    Росавиация
    Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
    Росавиация
    Основные показатели работы ГА России за 2021 год
    Росавиация
    Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
    Росавиация
    Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
    Росавиация
    Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
    Росавиация
    Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
    Росавиация
    Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
    Росавиация
    Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
    В.Б.Ефимов
    Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников

     

     

     

     

    Реклама от YouDo
    erid: LatgC3bN5
     
    РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

    ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


    © Aviation Explorer