В конференции принимали участие представители Совета Федерации и Государственной Думы Федерального собрания РФ, Министерства иностранных дел РФ, Еврокомиссии, Европарламента, российских и европейских авиакомпаний и аэропортов.
Рынок воздушных перевозок между Россией и странами ЕС – важная составляющая часть торгово-экономических отношений. Динамичное развитие бизнеса и коммерции в авиационной отрасли в последние годы, новые вызовы, связанные с всемирным экономическим кризисом, участие российских авиакомпаний в глобальных авиационных альянсах – всё это предполагает сближение позиций России и Евросоюза по ключевым вопросам функционирования отрасли авиационных перевозок.
«Эта конференция дёт нам шанс попытаться ответить на вопрос: в каких условиях будут работать российские и европейские авиакомпании завтра, а также, наметить программу взаимодействия, которая позволит адекватно реагировать на вызовы сегодняшнего дня», - сказал, обращаясь к участникам конференции с приветственным словом, заместитель председателя комиссии по естественным монополиям Совета Федерации РФ, Виктор Глухих.
О сегодняшнем уровне отношений России-ЕС участников конференции ознакомил Заместитель Директора Департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ Андрей Аветисян, который в частности сказал:
«Зачастую вопросы взаимодействия в авиационной сфере не выходят на первый план в повестке дня сотрудничества Россия-ЕС, но мы понимаем всю важность этого аспекта наших взаимоотношений и надеемся на укрепление и развитие позитивных тенденций в данной области… Темпы роста товарооборота Россия-ЕС опережают средние показатели по российской внешней торговле – в 2002-2008 годах рост превышал 30%. Россия входит в тройку ведущих торговых партнёров ЕС, а для России это более половины внешнеторгового товарооборота. Доля ЕС в накопленных иностранных инвестициях в российскую экономику превышает 70%. Россия – главный поставщик природного газа в ЕС и второй по поставкам нефти и нефтепродуктов…
Магистральным направлением развития стратегического партнёрства является диалог с Евросоюзом по реализации «дорожных карт» формирования четырёх общих пространств: экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; научных исследований и образования, включая культурные аспекты… В частности, в 2006 году был запущен Транспортный диалог Россия-ЕС, стал первым крупным шагом по реализации раздела 3.2 «Дорожной карты» (Транспорт) по общему экономическому пространству, и на сегодняшний день это основная «площадка» нашего взаимодействия в сфере транспорта…
Рабочая группа по воздушному транспорту рассматривает широкий спектра вопросов, в частности такие вопросы как: углубление взаимодействия в области безопасности полётов, снятие ограничений полётов в страны ЕС с ряда российских авиакомпаний. Именно деятельность экспертов авиационного сектора позволила выработать общие подходы к модернизации системы взаиморасчётов за использование транссибирских маршрутов в рамках обязательств России по присоединению к ВТО…
Наше стратегическое партнёрство определяется не только достигнутыми результатами, но и масштабом стоящих перед нами глобальных вызовов. Летом 2008 года началась работа над базовым договором Россия-ЕС. Убеждён, что новое соглашение станет инструментом дальнейшего нашего сближения».
Многие из выступавших российских спикеров отмечали, что в последнее время со стороны ЕС предпринимаются попытки увязать вопрос транссибирских перелётов с решением других вопросов авиационного сотрудничества, таких как безопасность авиаперевозок, сотрудничество по разработке систем аэронавигационного обеспечения нового поколения и др.
Ещё один важный вопрос, который неизбежно скажется на условиях деятельности авиакомпаний – решение ЕС о распространении Европейской системы торговли квотами на выбросы парниковых газов на авиацию, в том числе на авиакомпании третьих стран, включая Россию. Вопрос этот далеко не однозначен, особенно с учётом того, что решение ЕС не в полной мере соответствует нормам ИКАО в области охраны окружающей среды.
Об этом говорил и заместитель председателя комитета по транспорту Государственной Думы, Сергей Гаврилов: «Наши взаимоотношения в кризисе, причём он касается не только транспорта, но и всех отношений Россия-ЕС. Постоянное развитие авиаперевозок между Россией и Европой требуют пересмотра и внесения необходимых дополнений в нормативно-правовую базу, в соотвествии с которой осуществляется регулирование воздушного сообщения между нами.
В целом, если отбросить периодически возникающие взаимные претензии, можно сказать, что наши взаимоотношения в области воздушных сообщений являются равноправными. Существующие в настоящее время коммерческие права позволяют российским авиакомпаниям активно участвовать в рынке перевозок между Россией и государствами- членами ЕС. С Российской стороны полёты в Европу осуществляют 18 авиакомпаний, а с европейской в Россию – 19».
Такое сотрудничество осуществляется на основе двусторонних межправительственных соглашений о воздушном сообщении. Однако, многие выступавшие на конференции представители компаний отмечали, что эти договора далеко неравнозначные и многие излишне зарегулированы. Как отметил в своём выступлении директор по развитию Международного аэропорта Домодедово Владимир Камынин, «необходимо, чтобы заключение межправсоглашений базировалось на всем понятных принципах».
Одним из ярких выступлений на форуме стал доклад генерального директора Infomost-com Бориса Рыбака. Предваряя свое выступление, Рыбак привёл слова Комиссара ЕС по внешней политике г-жи Бенито Ферреро Валднер, сказанные ей в прошлом году. «Когда мы говорим с Россией, мы должны быть уверены, что мы говорим с Россией такой, как она есть, а не такой, какой мы хотели бы ее видеть».
«Как мы все знаем, политическая ситуация сегодня непроста, в отношениях ЕС-Россия присутствует много острых моментов, которые еще ожидают своего решения. Очевидно, что и в России, и в ЕС существуют различные силы, которые зачастую диаметрально противоположно представляют себе перспективы развития отношений между этими крупнейшими соседями на континенте: от возврата к полной конфронтации (и как следствие – изоляции) до всеобъемлющей либерализации и снятия всех барьеров.
К сожалению, в России мало кто действительно знает, чего добивается ЕС в «авиационных» отношениях с Россией. Серьезный недостаток информации заполняется слухами, мифами, вольными интерпретациями и просто враньем заинтересованных сторон. В Европе о российском воздушном транспорте - кроме полудюжины специалистов по стратегическому планированию крупнейших европейских авиакомпаний – знают еще меньше. Незнание порождает недоверие, недоверие порождает страхи. В этой обстановке пропадает желание заниматься данной темой. Тем более, что сегодня у каждой из сторон есть очень много и других жизненно важных дел.
Однако неразрешенные вопросы, в первую очередь судьба компенсационных платежей за пролет транссибирского маршрута (ТСМ), нежелание России делать движения в сторону присоединения к Общей Авиационной Зоне (Common Aviation Area) и либерализации международных сообщений, привели к тому, что официальный, «министерский» диалог оказался заблокированным. На уровне обычных, ежедневных действий авиационных администраций прослеживается отчетливо негативный настрой. Каждая из сторон уже практически не скрывает своего недовольства и раздражения и лишь ждет очередной мелкой гадости от своих визави. Даже вполне нормальные действия авиационных властей, авиакомпаний, аэропортов стали рассматриваться сквозь конфронтационную призму. Везде ищется скрытый подтекст».
Однако не всё так фатально, как может показаться на первый взгляд. В качестве положительного примера сотрудничества России и Европы можно привести пример работы Международного аэропорта Вена, который выступил в качестве принимающей стороны нынешней конференции. Это динамично развивающийся хаб, который в 2008 году обслужил 20 млн. пассажиров и 3000 тонн грузов. Одним из невообразимых для России параметров является время обслуживания транзитных пассажиров в аэропорту Вена, которое составляет всего 25 минут.
В 2005 году, специально к началу председательствования Австрии в Евросоюзе, был построен, с учётом всех современных норм безопасности, Центр общей авиации и VIP-зал. 40% клиентов Центра – российские компании либо российские туристы. Так, только течение одного дня 2008 года здесь было обслужено 240 бизнес-джетов с российскими футбольными фанатами, прилетевшими на финал чемпионата Европы.
В этом же терминале обслуживаются и высокопоставленные лица, в числе которых были: Владимир Путин, Джордж Буш, Папа Римский. Этот Центр по своей инфраструктуре фактически является мини-аэропортом - аналогом основных терминалов аэропорта, плюс дополнительные возможности. Помимо стоек регистрации, сервисной и досмотровой зон, здесь имеются конференц-залы, комнаты для переговоров, офисы компаний.
Общая площадь аэропорта Вена – 10 кв. км., на которой расположились не только пассажирские терминалы, но и множество паркингов, бизнес-центры, гостиница, топливо-заправочный комплекс и многое другое. Идёт активное строительство нового терминала «Ski Link», в котором будут одновременно обслуживаться как граждане Евросоюза, так и прибывающие в Австрию граждане других стран. Также, идёт процесс согласования строительства новой, третьей взлётной полосы, с вводом в эксплуатацию которой аэропорт сможет принимать все типы воздушных судов, в том числе и А380.
По результатам конференции участниками была принята резолюция, в которой в частности сказано: «Мы убеждены, что свободный и регулярный диалог между авиакомпаниями Российской Федерации и стран-членов Европейского Союза призван дополнить и интенсифицировать Транспортный диалог, в частности – его авиационную составляющую, который ведётся по взаимной договорённости между официальными органами двух стран.