Уважаемые коллеги!
В конце марта Исполнительный орган АЭВТ направил в авиакомпании Ассоциации «Обзор состояния авиаперевозок в России в 2008 году».
Подобного рода документ готовится третий год подряд. В определённой мере это становится традицией. Он состоит из нескольких разделов, в том числе и такого, как «Аэропортовая деятельность и наземное обслуживание». Участники конференции имеют возможность с ним ознакомиться непосредственно, так как обзор размещён на сайте «avia.ru» и в бюллетене «Авиационный рынок» №7 (330).
В разделе достаточно компактно представлено состояние этого важнейшего элемента инфраструктуры гражданской авиации.
Главное. В 2008 году уровень аэропортового обслуживания авиаперевозчиков существенных изменений не претерпел. Вопросам развития конкуренции на этом участке внимания фактически не уделялось. Острота проблем оснащения аэропортов современным технологическим оборудованием существенно возросла.
Очевидно, что именно этим задачам плюс проблемам авиационного администрирования, снижения уровня запросов монопольных поставщиков услуг, гармонизации отечественных авиационных правил с мировыми и будут посвящены практически все доклады и выступления на этой конференции.
Прежде всего, необходимо, дать оценку текущему моменту.
Стало предельно банально говорить, что отечественная гражданская авиация переживает очень сложный момент. Но это на самом деле так. Итоги I квартала текущего года дают этому полное подтверждение. Объёмы пассажирских авиаперевозок упали почти на 22%. Соответственно, изменилась интенсивность полётов, количество взлётно-посадочных операций и, как результат, уменьшились доходы аэропортов. Фактически авиапредприятия полностью лишены кредитных ресурсов. Достигли ли мы дна падения или нет – пока неизвестно.
Но сама по себе характеристика состояния аэропортового хозяйства делает обретение отечественной гражданской авиацией истинной конкурентоспособности перспективой далеко не близкой. Один пример. Только на 24% аэродромов гражданской авиации за последние 10 лет проводилась реконструкция взлётно-посадочных полос.
Объективности ради следует отметить, что в 2008 году объёмы вложенных средств составили порядка 24 млрд. рублей, завершились работы по строительству и реконструкции 8 ВПП. Набирает темпы процесс передачи аэропортов в собственность субъектов РФ. Уже поступило 28 заявок на передачу 54 аэропортов. Однако для исправления создавшегося положения этого явно недостаточно.
Всё вышесказанное относится в основном к крупным аэропортам. Особняком стоят аэропорты местных воздушных линий. Их сеть минимизирована сверх всякого предела. Об этом часто говорят представители северных и дальневосточных регионов. Проблема здесь не ограничивается только состоянием наземной базы, нет соответствующих самолётов и оборудования. Она заслуживает особого, принципиально другого уровня внимания.
Среди главных задач – снижение земельного и имущественного налогов для организаций транспортного комплекса. По заявлению министра транспорта РФ, в случае нерешения этих вопросов модернизация объектов транспортного комплекса станет просто разорительной, а реализация программы строительства потребует к 2015 году более 2 млрд. рублей налогов от аэропортового комплекса при существующих 9 млн. рублей.
Теперь о топливе. Именно резкое и по существу неоправданное повышение его стоимости в середине 2008 года и привело российскую гражданскую авиацию в состояние коллапса. В ценообразовании царил хаос, угрожавший существованию ряда авиакомпаний, которых в России и так немного. Об этом и в прошлом, и в этом году говорилось много.
14 апреля с.г. в авиакомпании АЭВТ направлена, видимо, окончательная версия, проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам в аэропортах», подготовленная Федеральной антимонопольной службой. Следует отметить, ранее АЭВТ неоднократно выдвигала предложения по внедрению подобных правил, представляла разработанные проекты. К сожалению они приняты не были. Тем ценнее инициатива ФАС.
В целом положение с состоянием нормативной базы никак не улучшается. Взять хотя бы ситуацию с разработкой приказа МТ РФ «О тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах РФ». Его безуспешно ожидают и в авиакомпаниях, и в аэропортах больше трёх лет. Ещё пример. До настоящего времени не решены вопросы разделения ответственности за эвакуацию воздушных судов, потерпевших бедствие на территории аэродрома и потерявших способность к самостоятельному передвижению. Перечисление можно продолжить...
Однако вопросы создания механизмов справедливого образования цен на авиационное топливо, организации биржевой торговли нефтепродуктами, строительства альтернативных ТЗК требуют решения сегодня.
Для вступительного слова сказанного больше, чем достаточно. Главное, для преодоления кризиса нам нужны точки роста. Одна из них принципиальная модернизация инфраструктуры гражданской авиации.