Однако далеко не все пассажиры внемлют просьбам экипажей воздушных судов. Они продолжают говорить по телефонам в то время как бортпроводники пытаются донести до них важность и необходимость пусть и скучной, но обязательной процедуры выключения техники на время полета. Многие пассажиры, не успев сесть в кресло самолета, открывают ноутбуки, надевают наушники и смотрят фильмы, не обращая внимания на призывы летного персонала и проводимый инструктаж.
Что касается внимания к действиям экипажа и элементарной вежливости, то тут все понятно. Но на самом ли деле так уж вредны для работы чувствительных приборов воздушного судна работающие мобильные телефоны, плееры и персональные компьютеры? Давайте попробуем разобраться, почему авиакомпании так настоятельно требуют от пассажиров отключать технику.
На самом деле все перечисленные приборы не вредны и не опасны для радионавигационных приборов и бортовых компьютеров воздушных судов. Частоты, на которых работает авиационная техника, существенно отличаются от характеристик бытовых электроприборов. Это только на земле умельцы могут настроиться на частоту правоохранительных органов и знать все передвижения патрульных машин и их переговоры. В воздухе все иначе. Даже самый навороченный ноутбук не в состоянии повлиять на бортовой компьютер или помешать переговорам пилотов и диспетчеров.
Дело в том, что все опасения и действия авиакомпаний по запрету использования персональной техникой и мобильной связью уходят своими корнями в историю.
Действительно, когда то эти рекомендации были актуальны. Решение об отключении различных приборов пассажирами было на самом деле принято во избежание возможного воздействия радиоустройств, типа телефонов и радиостанций, на приборы самолета. Но даже тогда, в 90-х, влияние персональных устройств было не очевидным. Все делалось для того, чтобы «как бы чего не вышло». Сегодня технологии развиваются еще стремительней, но авиационная техника всегда оставалась и остается особенной технологической ветвью радиоэлектроники, никоим образом не пересекающейся с развитием бытовой телекоммуникации.
В США, например, документом, регламентирующим правила пользования пассажирами электронными приборами в самолетах, является Консультативный циркуляр 91.21-1А, изданный в октябре 2000 года. Его требования отражены в практиках многих авиакомпаний США. Приборы, которым разрешается работать в течение всего времени нахождения в самолете, следующие:
- имплантированные медицинские устройства (например, кардиостимуляторы и электронные нервные стимуляторы);
- слуховые аппараты;
- цифровые часы.
Приборы, которым разрешается работать до начала взлета, и после посадки:
- мобильные телефоны, пейджеры, а также устройства, способные посылать и получать email-сообщения и текстовые извещения.
В течение крейсерского полета (в установившемся наборе высоты и в горизонтальном полете на заданном эшелоне и скорости) разрешается использовать:
- персональные и карманные компьютеры;
- приборы, способные составлять email-сообщения и текстовые извещения без их передачи и/или приема;
- сотовые телефоны в режимах «игры»;
- цифровые камеры;
- DVD- или CD-плееры;
- приемники GPS;
- PDA-компьютеры.
В России я таких стандартов не нашел вообще. Поэтому откуда берут авиакомпании такие требования мне не известно. Возможно, используются стандарты США. Хотя это, согласитесь, было бы странно.
Причина многих запретов и ограничений – какие-то устаревшие стандарты и правила, которыми авиаторы пользуются на протяжении вот уже многих лет. Такая же ситуация сложилась и с перевозкой людей с ограниченными возможностями. Именно устаревшие правила и стандарты явились причиной конфликта с пассажирами двух авиаперевозчиков - S7 и Аэрофлота. Перевозчики объясняют свои действия (отказ в перевозке инвалидов) тем, что в случае аварийной ситуации инвалиду трудно самостоятельно выбраться из самолета, и ему нужна будет посторонняя помощь.
Но, может быть, вспомним, что авиационный транспорт является самым безопасным. Количество происшествий в авиации крайне мало. А инвалидов, пользующихся авиационным транспортом, еще меньше. Решение данной проблемы, на мой взгляд, необходимо возложить на аэропорты и обязать их создать специальную службу по сопровождению инвалидов. Такие службы, например, уже имеются в Домодедово и Внуково. Не так уж и дорого включить в штат 2-3 человек для оказания помощи и услуг инвалидам.
Мне кажется, настала пора. Пора менять отношение к людям, пора менять отношение к устаревшим нормам и правилам. И прекратить наконец действовать по принципу «как бы чего не вышло».