Неужели наконец-то появилась большая, серьезная программа? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим только три аспекта: унификация парка; масса и габариты воздушных судов; внедрение и эффективность использования.
1. Унификация. Сегодня вертолетный парк МЧС включает: 6 Ми-26, 40 Ми-8, 6 Ка-32 и 4 Eurocopter (3 BO105 и ВК117). На 56 единиц техники – пять типов вертолетов. В результате реализации программы мы получим: на 241 вертолет уже 9 типов (без учета модификаций), 7 производителей вертолетов и 5 производителей двигателей (см. таблицу 1).
Таблица 1
Тип вертолета/
двигателя
|
Взлетная масса, кг./
Диаметр НВ, м.
|
Производитель вертолета
|
Производитель
двигателя
|
ВО105/RR250
|
2600/9,84
|
Eurocopter
|
Rolce-Royce
|
AW109/Arrius/ PW207C
|
2850/11
|
AgustaWestland
|
Turbomeca
Pratt&Whitney Canada
|
ВК117/Arriel
|
3200/11
|
Eurocopter
|
Turbomeca
|
Ансат/PW207K
|
3300/11,5
|
КВЗ
|
Pratt&Whitney Canada
|
Ка-226Т/Arrius
|
3400/13
|
КумАПП, Оренбург
|
Turbomeca
|
AW139/PT6C
|
6400/13,8
|
AgustaWestland
|
Pratt&Whitney Canada
|
Ка-32/ТВ3/ВК2500
|
11000/15,6
|
КумАПП
|
Motor Sic, Климов
|
Ми-8/ТВ3/ВК2500
|
13000/21,3
|
КВЗ, УУАЗ
|
Motor Sic, Климов
|
Ми-26/Д-136
|
49600/32
|
Роствертол
|
Motor Sic
|
Итого производителей: вертолетов – 7, двигателей – 5
|
Прим. В таблицу попали также AW109 и AW139, МЧС уже обращалось по вопросу приобретения этих вертолетов.
Девять типов – это много или мало? На примере главного редуктора: 9 типов вертолетов – это 9 главных редукторов. Для каждого из них: свои поставщики, своя конструкция (своя кинематика, своя система смазки, своя система охлаждения), свои особенности эксплуатации, свои наземные средства и приспособления для подъема (без специальной траверсы редуктор ни снять, ни поднять), транспортирования, хранения, обслуживания, ремонта и диагностирования, своя документация (включая электронные продукты) по эксплуатации, учету, нормам расхода, надежности, технологичности и т.д. Автономность базирования (использование санитарных вертолетов предполагается небольшими группами в отрыве от основных баз), вынуждает умножить эти объемы, как минимум, в 1,5 раза.
В итоге, все это многообразие свалится и на рядовой персонал, и на руководство. Одним – нужно знать, в какую сторону «гайки крутить», а другим – найти единственно верное решение о восстановлении работоспособности той или иной машины. Отсюда не вынужденные ошибки персонала, неразбериха, перегруженность ненужным ЗИП и простой в ожидании нужных запасных частей и т.д.
На вертолетах не только разные главные редукторы и двигатели, но и пневматики, полозья шасси, авионика, специальное оборудование и снаряжение. Даже винты вращаются в разные стороны, командиры сидят на разных креслах (у нас – слева, у них – справа), различается состав и расположение органов управления и представления информации и т.д.
У каждого разработчика своя идеология эксплуатации, то, что можно делать на Ми-8 («все простит»), нельзя делать на AW109 («ничего не простит») и наоборот.
Кроме воздушных судов, нужно готовить учебную базу, персонал (переподготовка в десятках центрах подготовки), начальный запас ЗИП, ГСМ, расходных материалов и инфраструктуру. О какой унификации может идти речь? С учетом агрегатов и оборудования, а также ремонтных предприятий число контрагентов возрастает в геометрической прогрессии.
Такого количества типов не может себе позволить ни один из видов вооруженных сил США, даже с их-то бюджетом.
Сложная многофакторная задача построения санитарной авиации, усложненная разнотипностью вертолетов, в конечном итоге, неминуемо приведет к необоснованному расходованию бюджетных средств и росту аварийности.
2. Массы и габариты. В рамках программы будет поставлено 62 легких вертолета (Ансат и Ка-226Т) и 123 средних (Ми-8 и Ка-32). Ни одного однодвигательного вертолета и ни одного вертолета массой менее 3000 кг. У нас сложилось устойчивое мнение, что у однодвигательных вертолетов аварийность выше, чем у двух двигательных. Изучая статистику безопасности полетов за последние 10 лет гражданских вертолетов США, где однодвигательные вертолеты активно используются в интересах службы медицинской помощи, такой вывод не напрашивается. Среди основных причин гибели медицинских вертолетов далеко не число двигателей силовой установки.
Справка. Независимая научно-исследовательская организация провела опрос 276 медицинских программ в США, Канаде, Европе и Австралии. Из 148 респондентов, которые эксплуатировали 299 вертолетов (99 – однодвигательные, 200 – двух двигательные), 61% использовали только многодвигательные вертолеты, 23% - только однодвигательные и 16% - те и другие.
Средняя масса вертолета нашей программы 9080 кг. Для сравнения, Польша закупает 23 вертолета для санитарной службы (средняя масса 2835 кг.). У нас в 3,2 раза тяжелее! Это значит, польский налогоплательщик не только заплатит в 3 раза меньше за приобретение, но и в течение всего срока службы будет в разы платить меньше за эксплуатацию (содержание и эксплуатация вертолетов обходится в несколько раз дороже, чем их приобретение).
Если увеличение взлетной массы потребует увеличения прочности покрытия посадочных площадок, то увеличение габаритных размеров вдвое (диаметр несущего винта Ми-8 – 21,3, ЕС135 – 10,5) ведет к увеличению площади площадки уже в 4 раза, а вместе с увеличением массы топлива (Ми-8 – 2000 л. ЕС135 – 200 л.) к росту тяжести последствий в случае грубой посадки или аварии.
3. Внедрение и эффективность использования. Четырехкратное увеличение численности парка вертолетов ведомства (с 56 до 241) – это более чем серьезная задача. Представьте себе, что из одного полка нужно сформировать сразу четыре. Столь крупные структурные преобразования вместе с появлением новой техники и формированием уже забытого вида вертолетных перевозок потребует притока новых людей, что чревато повышением уровня человеческих ошибок и ростом аварийности. На подготовку летного состава, способного выполнять столь специфические задачи в СМУ, а также технического и управленческого персонала в новом информационном пространстве потребуется несколько лет. Кроме того, столь резкий рост в одном ведомстве на фоне сокращений в другом (армейская авиация должна сократиться на треть) смотрится не столь очевидно. Быть может, проще и менее болезненнее передавать задачи, а не людей, силы и средства.
Что касается инфраструктуры, это самая дорогостоящая составляющая, которая потребует дополнительного расходования немалых средств. На западе стоимость вертолетной площадки (ВП) на крыше госпиталя – 2 млн. евро плюс ежегодные расходы на ее техническое обслуживание и ремонт 26000 евро, наземная ВП обойдется соответственно в 256000 и 1025. В итоге стоимость стандартной программы 1-й транспортной задачи (вылет на место происшествия) составляет 2,6 млн. евро и 3,0 млн. евро ежегодно, программа 2-й задачи (межгоспитальных перевозок) обойдется соответственно в 11,5 млн. евро и 4,1 млн. евро.
Эффективность использования, рассмотрим на примере оренбургского Ка-226. В текущем году выполнено: 81 вылетов, перевезено 37 пациентов. Около 40 часов налета (при условии средняя продолжительность вылета 30 мин.) – это слишком мало. Коэффициент использования не выше 25%. Вертолет практически простоял на земле. Стоимость перевозки одного пациента (с учетом расходов на амортизацию, техническое обслуживание, расходы на экипаж) не менее 150000 рублей. Низкий налет санитарных вертолетов приводит к увеличению расходов на содержание. Санитарный вертолет должен летать, а не стоять. Основные показатели использования медицинских вертолетов (см. таблицу 2)
Таблица 2
Наименование
|
Значение
|
Среднее число вылетов в год на вертолет
|
715
|
Доля вылетов на место происшествия (1-я задача), %
|
27
|
Доля вылетов межгоспитальных перевозок (2-я задача), %
|
73
|
Средний налет в год на вертолет, ч.
|
412
|
Налет в месяц, ч.
|
63,4
|
Доля налета в ночное время, %
|
35
|
Среднее время реакции (с момента получения вызова до взлета), мин.
|
7,6
|
Средняя дальность полета на задание, км.
|
77
|
Мне могут возразить, сама идея использования аварийно-спасательных вертолетов, предполагает упор на дежурство, чем непосредственно на полеты. И, тем не менее, никакая скорость реакции не отменяет законов экономики. Итоги работы зарубежных аварийно-спасательных, медицинских вертолетов разных стран существенно выше (см. таблицу 3).
Таблица 3
Страна
|
Число операторов
|
Число вылетов в 2008 г.
|
Австрия
|
4
|
19227
|
Нидерланды
|
4
|
4092
|
Германия
|
8
|
98445
|
Чешская Республика
|
2
|
3637
|
Италия
|
нет данных
|
Около 40000
|
США
|
нет данных
|
Около 400000
|
Интенсивность использования вертолетов различается. Если у немецкой ADAC почти 900 вылетов в год на вертолет, то у чешской Delta Systems Air – 250. Однако в Австрии, где этот показатель на уровне 500 вылетов на вертолет, поднимается вопрос о сокращении с численности аварийно-спасательных вертолетов с 38 до 16! От лозунгов «даже если мы спасли жизнь одного человека, затраты окупились», нужно как можно быстрее переходить к методикам оценки сравнения воздушного и наземного способов доставки пострадавших, основанные на конечном результате, не на скорости доставки, а на скорости выздоровления пострадавшего, доставленного тем или иным способом.
Повышение эффективности использования вертолетов аварийно-спасательных служб затрагивают не только государственные интересы, но и интересы бизнеса, когда государственная авиация «не отнимает хлеб» у частных компаний (туша пожары в Греции). Кто сказал, что санитарная авиация должна быть заботой государства и за все должен расплачиваться бюджет? Где использование различных форм собственности? Почему вся нагрузка должна ложиться на бюджет, в том числе и неграмотное использование винтокрылой техники?
Справка. финансирование медицинских программ: в США – на средства частных госпиталей; в Англии – частные пожертвования (в Лондоне плюс еще крупные спонсоры); в Шотландии и Канаде – государственное финансирование; в Швейцарии – Красный Крест.
Санитарная авиация – забота всего общества. Богатые владельцы вертолетов могли бы оплатить право использования воздушного пространства своим участием в программе санитарной авиации. К сожалению, среди голосов, активно ратующих сегодня за открытие воздушного пространства, не слышно ни одного «воздушного волонтера».
В результате реализации программы мы получим разнотипную, тяжелую и потому дорогую технику с высокими государственными расходами на эксплуатацию, необоснованной интенсивностью использования и достаточно болезненным этапом внедрения в эксплуатацию.
На мой взгляд, ведомственная авиация должна эксплуатировать не более трех типов вертолётной техники. Аварийно-спасательная служба не предназначена для покрытия всей линейки взлетных масс до 50 тонн (Ми-26) включительно. Частные инвесторы и компании могут приобрести любой вертолет хоть Explorer, хоть Chinook и катать пациентов, а вот бюджетная организация обязана считать деньги налогоплательщиков.
Более того, в рамках любой государственной программы закупок, нам необходимо иметь специальную программу унификации техники и программу снижения расходов на эксплуатацию. Программа должна быть построена не по срокам разработки и сертификации нового типа, а по срокам службы (что будем делать с вертолетами, когда начнет падать эффективность использования или заканчиваться срок эксплуатации), т.е. покупая вертолеты, надо думать о механизме ротации будущего парка, системе управления закупками, расходами, страхованием и т.д. Причем программы отдельных ведомств должны быть увязаны словно «сообщающиеся сосуды» (вертолеты в МЧС могут поступать из МО и наоборот), и не только вертолеты, но и средства ТОиР и обучения, запасы ЗИП и т.д.
А пока мы имеем декларацию о намерениях. Однако даже самые благие намерения не освобождают от глубины проработки и широты обсуждения реальной программы. Кроме производителя и будущего владельца/эксплуатанта необходимо привлекать и тех, ради кого все это затевается – заказчика вертолетных услуг. Заказчика не интересует, сколько закупают вертолетов, его интересует сколько стоит каждый вылет! Без стоимости вылета программа приобретения санитарных вертолетов – программа без конечного результата.