Продолжение.
Читайте "Ледниковый период Внуково. Часть-1" на странице http://www.aex.ru/docs/2/2009/10/21/849/
- Леонид Федорович, вы обмолвились, что запланировали «глубокую реконструкцию» арендуемого сегодня у аэропорта Внуково ПГК, а так же упомянули о проекте строительства нового грузового комплекса для приема и обслуживания широкофюзеляжных грузовых самолетов, условно «Внуково-4». Не боитесь, что кризис Вам помешает?
- Предприятие ЗАО «Внуково Терминал» работает с 1996 года. До этого времени грузовая служба в аэропорту была абсолютно убыточная. Нам ее отдали в аренду с большим удовольствием. С того времени мы уверенно развиваемся. Обслужили массу уникальных рейсов. Майкл Джексон и Пинг Флойд воспользовались нашими услугами. Когда принимали звездные «Русланы», специалисты Домодедово и Шереметьево сомневались, что мы с этим справимся. Прекрасно справились.
Кстати, в этом году мы ожидаем 15-20% рост грузооборота по сравнению с прошлым годом. Хотя и отдаем отчет, что связано это скорее не с ростом спроса на наши услуги, а с тем, что частично объем грузов и почты, который обрабатывался через «Домодедово», был перенесен во «Внуково». Нам удалось предоставить более привлекательные условия.
В количественном аспекте показатели следующие – нами уже обработано порядка 25 тыс. тонн грузов (из них около 10 тыс. - тонн на чартерных рейсах). Сегментировать виды груза по категориям непросто – у нас есть все виды сертификатов по грузам. Это животные, скоропортящиеся продукты, опасные. Не секрет, что один из наших основных постоянных заказчиков – ФГУП «Рособоронэкспорт».
- Я так понимаю, складских емкостей сегодняшнего терминала недостаточно, поэтому Вы бы хотели реализовать новые проекты?
- Немного не так. Любому зданию необходим ремонт. Поэтому мы добились, чтобы существующий ПГК Внуково (принадлежит ОАО «Аэропорт Внуково»), где мы сейчас находимся, был включен в план широкомасштабной реконструкции всего аэропортового комплекса Внуково. И сейчас мы ожидаем решения Правительства Москвы, чтобы приступить к его реконструкции. С момента получения такого разрешения сама реконструкция займет около года. Но мы собираемся вести строительные работы, не нарушая нашего производственного цикла по грузообработке. Технология, способная решить такую задачу и за которую мы долго бились с проектировщиками, у нас есть.
Отмечу, что реконструкция - условное название, скорее это «глубокая модернизация», здание и его оснащение будет совершенно новым. Помимо этого, есть у нас еще один интересный проект. Мы планируем создать на территории аэропорта Внуково новый грузовой комплекс и в его составе грузовую службу для обслуживания самолетов и грузов. Проект примечателен тем, что будет обладать собственным перроном, рассчитанным на пять мест стоянок для грузовых самолетов типа АН-124 и Б-747.
- Новый грузовой комплекс это уж точно ставка на будущее? В чем его перспективы? Спрос откуда ожидаете?
- Например, по всей видимости, принято решение о переносе «Черкизовского» рынка в район, который находится неподалеку от Внуково. Там уже ведется обустройство местности, строятся торговые павильоны. Руководство этого рынка и будущие владельцы торговых площадей выходят сегодня к нам с предложением о сотрудничестве в области обработки грузов, поставляемых из Китая. Опыт такой работы у нас есть. На наших площадях мы обслуживали в сутки по 10 самолетов Ил-76 с грузом. Так что если будут решены все вопросы с логистикой и поставкой товаров из КНР, то техническую наземную часть этого вопроса мы готовы взять на себя.
С другой стороны, ставка не только на Китай. Мы отмечаем активный рост рынка экспресс перевозок. Мы имеем опыт работы с крупнейшим игроком этого рынка - корпорацией FedEx. ЗАО «Внуково Терминал» - единственная компания в мире, работавшая с FedEx на договорных условиях. До этого они никогда не доверяли свой груз другим, держали марку. Приходя в любой аэропорт, FedEx изначально создает собственную инфраструктуру со своим персоналом. У нас же был специальный сертификат FedEx, который допускал нас к любым видам деятельности с их грузами. Мы бы и продолжали с ними плодотворно работать, но, как выяснилось, слишком рано они пришли с ежедневным рейсом из Франкфурта. Не было столько груза и работу пришлось свернуть. При этом нам удалось сохранить хорошие отношения с руководством этой уважаемой корпорацией, в частности с вице-президентом ее авиакомпании господином Слиппером и представителем FedEx в России Питером Харгером.
Сегодня, рассчитывая свою новую стратегию глобального развития, FedEx не исключает возможности дальнейшего использования Внуково. В этой связи мы открыты для совместных решений, в том числе и с другими известными участниками рынка экспресс перевозок. Нам перспектива роста этого рынка очевидна, в России, мы предполагаем, он превратится в отдельную индустрию авиаперевозок, со своими авиакомпаниями, воздушными судами и технологиями грузового обслуживания. Таким образом, мы не сомневаемся, что наши будущие площади в аэропорту Внуково будут востребованы.
Безусловно, немалую часть этого комплекса будет занимать проект, связанный с созданием центра полярной авиации. Мы с этого начинали с Вами разговор.
- Расскажите поподробнее о проекте нового грузового комплекса. Будет ли Москва принимать участие в проекте?
- С Московским Правительством у нас тесное информационное сотрудничество. Поэтому надеемся, что проект нового грузового комплекса будет также включен в общую концепцию развития Внуково. Скажу, что к бюджету города он и другие наши проекты не будут иметь никакого отношения. Но без Москвы нам не решить ряд важных организационных вопросов. И с пониманием того, что в ситуации острой нехватки земли во Внуково скажем под стоянки ВС, наше предложение достигнет цели, станет взаимовыгодным предприятием и сыграет свою роль в общем развитии грузовой составляющей Внуково. Земля под сам терминал у нас в собственности, а вот продвинуть вопрос с землей под стоянки (эта территория непосредственно примыкает к нам) сегодня сложно. Это следствие того, что сначала Москва передает эти земли в федеральное ведение, потом данная федеральная собственность опять отдается на откуп муниципалитету. Сейчас же, как это у нас бывает, земля где-то затерялась в процессе оформления. Такое положение затягивает дальнейшую работу над проектом.
- Если предполагается лишь косвенное присутствие Москвы в процессе строительства, откуда вы планируете получать инвестиции?
- Это будут и личные средства нашего ЗАО и заемные. Мы не говорим о появлении нового акционера. Деньги будут привлечены из банков, российских и частично европейских. Мы уже получили подтверждение по ряду кредитов, сейчас на них оформляются документы. Подчеркну, новых акционеров не будет, это чисто российское предприятие - никаких оффшоров.
- Во сколько вы оцениваете стоимость строительства нового грузового терминала?
- Около 200 млн. евро. Инвестирование, как и строительство, будет осуществляться в три этапа, с момента получения разрешения оно займет около трех лет. Перрон – за один сезон. Терминал - за полгода, чтобы он уже начал приносить доход.
- А сколько, по-вашему, потребуется на то, чтобы уладить все формальности, получить необходимые разрешения?
- Не менее года, так что полностью о реализации проекта можно говорить не ранее, чем через четыре года.
- Кто участвовал в создании проектной документации? Возможно, кто-то консультировал вас?
- Проект создавался в тесном взаимодействии с крупнейшими российскими грузовыми авиакомпаниями и известными участниками экспресс перевозок. Совместно с ними была проведена серьезная аналитическая работа. Это такой обобщенный материал, исследование рынка и нужд его участников, который воплотился в предлагаемый нами грузовой комплекс. По сути, это точный прототип большинства грузовых терминалов Европы. Но в нем есть, кстати, некоторые наши ноу-хау. Например, изменение емкости площадок, предназначенных для внутреннего и международного груза. Можно сказать - внутри терминал будет трансформером.
- Если у вас такое тесное взаимодействие, получается именно упомянутые грузовые компании – первые претенденты летать в этот терминал?
- Безусловно, мы рассматриваем наших коллег не только как консультантов, но и как будущих партнеров. Во многом сам рынок и его объективные реалии заставляет их обращаться и сотрудничать с нами. Наша задача в этом случае - максимально эффективно удовлетворить их потребности, воплотить в жизнь технические задания и быть не много впереди конкурентов из Шереметьево и Домодедово. Мы от всей души хотим использовать естественные преимущества аэропорта Внуково и направить их на его благо и на благо развития грузового авиационного сегмента рынка в целом.
Не секрет, что дефицит стоянок в нашем аэропорту огромен и это одна из острых и главных проблем. В связи с этим нашу обеспокоенность вызывает то, что некоторые новые амбициозные объекты, возведенные на территории аэропорта, практически наносят ему непоправимый ущерб, «съедая» столь дефицитную территорию, так необходимую для активно развивающихся перевозок. В отдельных случаях эту обеспокоенность мы вправе вынести на общий суд и мнение специалистов. Так мы доказываем, что наши предложения не только более зрелые, но и действительно создадут для перевозчиков более оптимальные и надежные условия, а Внуково помогут комплексно решить его системные задачи.
Так, например, на нашем перроне авиакомпании без проблем и потерь будут загружены и разгружены, а их самолеты будут размещены на современных стоянках, оснащенных всем необходимым оборудованием. Кроме того, наш комплекс (как и положено любому грузовому комплексу) будет находиться на достаточно удаленном расстоянии от здания пассажирского аэровокзала (строится сегодня Москвой) и обладать удобными подъездными путями. В дальнейшем деятельность этих терминалов не будет мешать деятельности друг друга. Это будет происходить и благодаря наличию у нас всей необходимой аэропортовой инфраструктуры и штата сотрудников. Действительно, можно назвать наш будущий сектор полноценным «Внуково-4», в основную задачу которого войдет - предоставление максимального и независимого комплекса услуг грузовым авиакомпаниям и их клиентам. ЗАО «Внуково Терминал» готово обеспечить качество этих услуг на современном технологическом уровне.
- А не много ли грузовых терминалов для Внуково…?
- Скажу сразу, что бы развеять всякие домыслы. Нет, не много. Каждый из грузовых терминалов будет в конечном итоге выполнять свою функцию, предоставит грузоотправителям выбор, где работать. Каждому грузовому потоку, в последствии, будет определен свой оптимальный путь, грузы на регулярные рейсы пойдут через одни терминалы, экспресс грузы, требующие изоляции и ускоренной обработки - через другой терминал, а большие объемы - через третий. К тому же, понимаете ли, в большом хозяйстве, коим и является аэропорт, любой дополнительный склад или терминал - не лишний. Хороший хозяин понимает, что резерв всегда необходим. А в авиации без резерва нельзя. Поэтому мы предлагаем Правительству Москвы поддержать наши предложения и внести их в общую концепцию развития аэропорта Внуково.
- Вы упомянули «Атлант-Союз», но ведь он отказался от грузоперевозок…
- Мы сотрудничаем и с «Атлант-Союзом», у них есть интерес к грузовым перевозкам. Сейчас, правда, собственных грузовых ВС и, соответственно, чартерных грузовых перевозок у авиакомпании действительно нет. Но я надеюсь, с приходом Евгения Викторовича ситуация изменится. Я знаю его еще со времен «Шереметьево», он толковый специалист, у него основательный подход к ведению авиабизнеса в полном объеме. Мы видим, что у «Атлант-Союза» финансовая ситуация уже выравнивается и компания начала рассчитываться с кредиторами.
Недавно мы подписали агентское соглашение на продажу грузовых перевозок, стараемся увеличивать объем груза на всех ее маршрутах. Тема приобретения «Атлант-Союзом» грузовых самолетов обсуждается. Конечно, сейчас для авиакомпании первоочередная задача - вылезти из долгов, наращивать маршрутную сеть, а уж потом возвращаться на рынок грузовых перевозок, где, кстати, имя «Атлант-Союза» широко известно. Важно, что «Атлант-Союз» была и остается базовой авиакомпанией аэропорта Внуково. Здесь у нее весьма выгодное положение для развития разного рода перевозок, в том числе и грузовых.
В этой связи не могу не упомянуть еще один наш проект, который мы обсуждали совместно. Евгений Бачурин уже анонсировал планы по VIP - перевозкам на Ан-148 и Эмбрайэр -120. Пассажирский бизнес терминал для этих целей планируется построить нашими усилиями. Рассчитан он будет на обслуживание порядка 10 самолетов. Однако для ЗАО «Внуково-Терминал» этот терминал будет являться непрофильным активом. Мы, «де факто», останемся только участником по обслуживанию рейсов. Существующая у нас лицензия позволяет нам вести и такую аэропортовую деятельность. Таким образом, новый Бизнес-терминал мы хотим передать «Атлант-Союзу» в управление – под его хозяйственную юрисдикцию. Проект мы оцениваем примерно в 30 млн. евро. Сроки сдачи – около полутора лет, с момента начала строительных работ.
- Кто будет выступать генподрядчиком строительства ваших проектов?
- Это восточно-европейская строительная компания. Называть пока не буду в силу ряда причин. Но скажу лишь, что с «Внуково» подрядчики у нас будут разные, но все будет строиться по российским законам и из российских материалов.
- Все очень радужно у вас получается. А как же ложка дегтя? Любой проект рискован и имеет обратную сторону медали. Что вам мешает в его реализации?
- Проблема – отсутствие квалифицированного менеджмента. Талантливых хозяйственников и управленцев из нового поколения можно лишь по пальцам пересчитать. А что уж говорить о менеджерах среднего звена, которых практически никак не учат. Приходится самим их воспитывать с самого начала, поскольку после ВУЗов они приходят, мягко говоря, не готовыми к настоящей работе.
Другая трудность - в силу того, что перевозка авиационным транспортом весьма дорогостоящая, в объеме всего грузопотока доля экспорта из России да и внутреннего грузооборота - не высока. Возим в основном в одну сторону. От этого рентабельность многих нужных проектов, включая создание авиационных компаний специализирующихся на почтовых экспресс перевозках, не позволяет им бурно развиваться. Пока, в целом, авиационный грузооборот не высок, как скажем в Европе или странах Азии. Но, думаю, его потенциал огромен. В России масса населенных пунктов, в которые иначе как по воздуху груз не отправишь, и речь, конечно же, не только об Антарктике.
К сожалению, аэродромная сеть на всей территории России развита недостаточно, а за последние годы, увы, пропали с лица земли и десятки аэродромов местного значения. В моем родном аэропорту «Черский» - асфальтобетонное покрытие, которое было построено еще при мне, буквально сгребли бульдозером и вернулись к грунтовой полосе. Средств на поддержание покрытия просто не было. А куда еще летать, как не по России? Вот и планируем мы, что с направленностью политики нашего государства от сырьевой экономики к экономике производства, с ростом ВВП, а соответственно и с увеличением товарообмена, будут востребованы и наши скромные проекты во благо и перспективу развития перевозок Внуково.