Русские начали осваивать Камчатку в середине 17 века. Вернее, сначала её «осваивали» беглые колымские каторжники, а уже затем пришли исследователи-первопроходцы. Годом основания Петропавловска считается 1740 – год прибытия второй камчатской экспедиции Витуса Беринга и Алексея Чирикова, а назван он в честь кораблей-пакетботов «Святой апостол Пётр» и «Святой апостол Павел». Какой силой духа надо было обладать, чтобы в те далёкие времена добраться и обосноваться на этих суровых берегах? Даже сегодня десятичасовой перелёт из Москвы в Петропавловск-Камчатский не кажется лёгкой увеселительной прогулкой.
На Камчатку летают несколько авиакомпаний – Аэрофлот, Трансаэро, S7 Airlines, Владивосток Авиа. Мы же «тестируем» рейс авиакомпании "ВИМ-Авиа" Москва -Новосибирск - Петропавловск. Такой путь ещё на 2 часа «длиннее», но есть и один плюс – в транзитной зоне аэропорта Толмачёво можно «размять кости», посидеть в кафе, и даже устроить маленький шопинг. Однако, такая остановка могла бы быть и покороче. Но даже она не сделала утомительным перелёт для бывалого путешественника, тем более, что, по мере удаления на восток, взору открываются потрясающие пейзажи и затвор фотоаппарата щёлкает без остановки
Не скажу, что перелёт на Камчатку – вещь доступная каждому россиянину. Средняя цена билета эконом-класса в оба конца -35-40 тыс. рублей. Но это не самое худшее. Бывало, что тарифы на этом направлении у некоторых авиакомпаний вырастали и до 120 000 рублей. ВИМ-Авиа только начала осваивать дальневосточный рынок и сегодня предлагает пассажирам вполне щадящие цены.
Прибываем в аэропорт «Елизово». Это аэродром совместного базирования. Первыми его в далёкие времена освоили, конечно же, военные, а гражданская авиация, пожалуй, только сейчас по-настоящему отвоёвывает всё больше жизненного пространства. В аэропорту построен новый пассажирский терминал, на перроне новые автобусы и заправщики. В целом, по российским меркам всё выглядит вполне достойно.
В аэропорту базируется местная авиакомпания Петропавловск-Камчатское ГУАП, которая недавно увеличила свой парк ВС прикупив L-410. Увы, первое разочарование меня ожидало уже в аэропорту – цена перелёта в один конец на местных воздушных линиях сопоставима с полётом в Москву и обратно. Правда, позже мне рассказали, что местные жители имеют право на льготный тариф, но эта новость как-то не улучшила настроение.
Ещё в Москве мне рассказывали, что путешествие в Долину гейзеров – удовольствие для избранных. Не каждый в состоянии отвалить 300 000 рублей за аренду вертолёта. Если учесть, что на борт они берут не более 22 человек, то получается почти по 14 000р. с носа. Экскурсия предполагает пролёт над вулканами, и пешую прогулку с экскурсоводом. И, как в старом анекдоте: а по дороге к коммунизму никто кормить и не обещал... «Вертолётики у нас старые, и погоды сейчас нет, так что удовольствия вы никакого не получите», – сказал встречающий нас гид. К тому же, сейчас не сезон и стоимость такого полёта для одного пассажира – 22 000р. Собственно, я был готов такому «вердикту» и не очень-то «рвался в бой». А уникальность камчатского ценообразования в те дни ещё не раз напомнила о себе.
Цена за непродолжительный перелёт на вертолёте мне показалась просто неадекватной. Как оказалось, «ларчик» просто открывался. Тот же камчадал нам пояснил, что якобы одна местная компания взяла в аренду Долину гейзеров на 50 лет и теперь только она вправе выполнять туда перелёты. Свежо предание, да верится с трудом: как можно отдать в аренду частным лицам государственный биосферный заповедник и то, что является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО? Либо это такая «отмазка» для туристов, либо в «аренду» её сдавал один из местных властителей исключительно в собственных интересах. Говорят, предыдущим губернатором Камчатского края сейчас занимается Следственный комитет.
Но на этом «сюрпризы» не закончились. То, где ездят местные праворульные «японки» и «кореянки» дорогами ну никак не назовёшь. Ни из аэропорта в город, ни в самом Петропавловске ЭТО можно назвать чем угодно, но только не дорогами. После информационного щита с сообщением, что это федеральная трасса, ямы стали больше, а путешествие просто невыносимым. Конечно, жителям российской глубинки к такому не привыкать. Скажете – разбалованному столичной жизнью привереде видите ли дороги не угодили. Но поверьте, я объездил полмира, бывал и в богатых странах и в бедных, с нефтью и без, на востоке и западе, севере и юге, и нигде таких безобразных дорог нет.
Ну да бог с ними – с дорогами. Россия видно обречена на две исконно русские беды. Но как объяснить то, что весь Петропавловск и его окрестности просто завалены мусором. Как городской житель я понимаю, что борьба с мусором – одна из главных проблем как небольших населённых пунктов, так и мегаполисов. Но почему же за пределами Петропавловска мусора ещё больше? Причём, это не мусорные кучи или стихийные скалки – пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, жестяные банки распределены ровным слоем по полям, лесам, болотам. Мусор просто везде. На фоне этого многочисленные остовы ржавеющих автомобилей и подтопленных судов – просто мелкая неприятность, не заслуживающая внимания. И можно сколь угодно ругать власти, но как же жители Камчатки довели свой дом до такого состояния? А ведь они живут здесь, гуляют с детьми среди этих мусорных куч, ходят на «романтические» свидания.
Вообще весь Петропавловск вызывает ощущение крайней запущенности. Похоже, жизнь здесь остановилась лет 40 назад. Облезлые неухоженные здания, множество руинизированных построек. Возможно, отчасти это последствия землетрясений. В некоторых местах видны работы по укреплению старых зданий. Камчатку трясёт, причём регулярно и достаточно сильно. В то же время есть отдельные современные вполне ухоженные здания. Вот и непонятно, такое состояние жилого фонда – это потому что трясёт, или на этот город просто махнули рукой – а, всё равно трясёт?
– А что, московские властители вас часто посещают, – спрашиваю я. – Был премьер-министр Путин, – отвечает наш гид. – И его так же возили по этим дорогам? – Нет, его сразу из аэропорта отвезли на военную базу в Вилю́чинск (на противоположной стороне Авачинской бухты). Говорят, там имеются апартаменты «рублёвского» уровня и даже с аквапарком... No comment!
К слову, Камчатка сейчас настолько отдалилась от России, а власть от жителей Камчатки, что ни один из встреченных нами Камчадалов даже не смог вспомнить фамилию нынешнего Губернатора Камчатки.
Периодически в Авачинскую бухту заходят иностранные круизные лайнеры. Иностранцы высаживаются на берег и погружаются в наш сюрреалистический мир. Вот и сейчас на рейде стоит одно судно. Не знаю как камчадалы, но лично мне стало невероятно стыдно за свою Родину. Как низко надо пасть, чтобы жить по-свински и эту убогость демонстрировать всему миру.
Однако стараюсь гнать грустные мысли прочь и выхватить объективом своего фотоаппарата наиболее приятные глазу туриста картинки.
Помимо высоких цен на товары и услуги, плюс перелёт, есть ещё одна серьёзная проблема – в городе просто нет как таковых нормальных гостиниц. Гостиница «Петропавловск» радушно приютила нас на 3 дня, но даже учтивый персонал и неплохая кухня не могли компенсировать всей убогости предлагаемых условий проживания.
Что действительно понравилось – так сами жители Камчатки. Как мне показалось, простые камчадалы – очень приветливые и вежливые люди. Единственный инцидент у нас возник на городском рынке. Охранник подошёл быстрым шагом и грозно сообщил, что фотосъёмка здесь запрещена, а если мы попытаемся что-либо заснять, то в дирекции рынка нам объяснят что к чему. Намёк был недвусмысленный, однако он не грубил, и, вежливо попрощавшись, удалился. Действительно, при виде фотоаппарата, мирно свисающего с моего плеча, некоторые продавцы быстро исчезали в подсобных помещениях. Но нас это не расстраивало, мы вдоволь насладились местными деликатесами, а такое поведение продавцов и охраны лишь говорит о «легальности» продаваемой здесь продукции. Единственное о чём следует пожалеть, так об отсутствии фотографий этого рыбного изобилия. Рыба на любой вкус и цвет, кальмары, икра, крабы – всё свежее и вкусное. И цены на морепродукты очень даже демократичные. Чего никак не могу сказать о стоимости промышленных товарах, знакомых нам по московским прилавкам – почти всё вдвое дороже.
Также, в городе практически нет приличных ресторанов. На просьбу отвезти нас в какое-нибудь приличное место, наш водитель, после нескольких телефонных звонков друзьям и коллегам, привёз нас к элитному, как ему казалось, бару. Здесь нами действительно были замечены представители местной элиты, однако «элитность» заведения заключалась в абсолютно неадекватно-высоком уровне цен, при совершенно посредственной кухне и плохом сервисе. Зато меню изобиловало креативными, как, вероятно, считают хозяева бара, названиями блюд: «Глубокий оргазм», «Полная Кончита», «Каждой твари по паре», «Жаренный Трубач но без Моисеева» и т.д. И супер шедевр – «Жаркое по-еврейски», главным ингредиентом которого была свинина!
Всё же, "неуёмная энергия" и "бурная деятельность" нашего народа не смогли окончательно уничтожить природное чудо под названием – Камчатка. И мой фотоальбом путешественника пополнился картинками из этого потрясающе красивого края.
P.S. А чем занимается молодёжь в свободное время? – спрашиваю я у нашего сопровождающего. «Ну, нормальные заседают в партийных ячейках, а остальные так, шатаются по улицам кто где…», – отвечает он. Такой ответ ввёл меня в ступор – либо в Петропавловске так мало нормальной молодёжи и эту немногочисленную группу уже вовлекли в строительство Единого фронта, либо здесь парторганизации достигли немыслимых масштабов бывшего комсомола и охватили своей «заботой» большую часть молодого населения. На самом деле, молодёжи здесь просто деваться некуда. Нет ничего того, где бы она могла хоть как-то раскрыть свои способности и таланты. Две шашлычные, несколько палаток с сосисками и полянка с аттракционами для малышей – вот всё, на что может рассчитывать подрастающее поколение. И всё это на главной площади города прямо напротив памятника Ленину, как всегда указывающему взором путь в светлое будущее. Поэтому и бегут отсюда юные камчадалы и камчадалки на материк. Совершенно недружелюбная к человеку среда обитания – таков бесславный итог 20-летних российских реформ.