В феврале 1965 года в небо поднялся турбовинтовой транспортный самолет Ан-22 «Антей» грузоподъемностью 60 тонн. Появление этого «крылатого гиганта» открыло новую эпоху в мировом самолетостроении. Как подчеркивал его создатель Олег Константинович Антонов, «был преодолен психологический барьер, связанный с боязнью очень «толстого» фюзеляжа». Появилось новое поколение крупных самолетов, получивших название «широкофюзеляжных».
Спустя год правительство страны приняло постановление о развитии авиатехники, в котором была обозначена одна из главных задач – повысить грузоподъемность отечественных самолетов до 100-120 тонн. Уже к середине 1968 года Антонов представил сразу два аванпроекта: Ан-126 грузоподъемностью 140 тонн и Ан-124 грузоподъемностью 120 тонн. В обеих машинах использовались самые передовые на тот момент технологии – отечественные «тяжеловесы» были способны обогнать своего заокеанского конкурента Lockheed C-5 Galaxy.
Среди двух предложенных Антоновым проектов для дальнейшей разработки был выбран Ан-124. Первую опытную машину решено было собрать на Киевском механическом заводе (так в то время называлось ГП «Антонов») и Киевском авиазаводе, где до этого серийно выпускались Ан-24 и Ан-26. Однако вскоре стало очевидно, что основное производство Ан-124 нужно разворачивать в другом месте. По предложению министра авиационной промышленности П. В. Дементьева и поддержке министра обороны Д. Ф. Устинова выходит в свет постановление о строительстве авиакомплекса по выпуску крупнофюзеляжных самолетов в районе города Ульяновска.
Первый колышек под фундамент главного корпуса будущего авиагиганта был вбит 10 июня 1976 года. Эта дата стала официальным днем рождения Ульяновского авиационного промышленного комплекса им. Д. Ф. Устинова (УАПК), ныне АО «Авиастар-СП».
По своему масштабу и передовым технологиям строительство предприятия практически не имело аналогов. Причем помимо завода возводился и огромный жилой массив. В ноябре 1981 года была начата сборка первого Ан-124, а в марте 1984 года стартовало серийное производство самолета. В октябре 1985 года, за несколько месяцев до сдачи первой очереди завода, Ан-124 уже поднялся в небо над городом.
Ан-124 «Руслан»: «русский лайнер Антонова»
Военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан», известный как «русский лайнер Антонова», уже на протяжении трех десятилетий остается самым крупным из серийных грузовых самолетов в мире. В создании Ан-124 было задействовано несколько советских авиационных предприятий. Всего на заводе в Ульяновске было выпущено 36 «Русланов». С 2004 года выпуск самолетов Ан-124 приостановлен, однако «Авиастар-СП» продолжает сервисное обслуживание и ремонт «Русланов» – в тип Ан-124-100 (вариант ВТА) и Ан-124-100-150 (с коммерческой загрузкой до 150 тонн). Напомним, что базовый военно-транспортный «Руслан» способен поднять более 120 тонн груза – это примерно 850 экипированных военнослужащих или четыре вертолета Ми-8.
Военные конфликты последних лет наглядно продемонстрировали всю значимость тяжелой военно-транспортной авиации. Ремонт существующего парка позволяет эксплуатировать «Русланы» еще на протяжении десятков лет. При этом уже сейчас обсуждается возможность развития существующих и создания новых платформ сверхтяжелых самолетов.
Ил-76МД-90А: полностью российский «тяжеловес»
Сегодня АО «Авиастар-СП» – одно из крупнейших авиационных предприятий России. «Авиастар-СП» участвует в кооперации по ряду гражданских и транспортных авиационных программ ОАК, главная специализация завода – производство топливозаправщиков Ил-78М-90А и новых транспортников Ил-76МД-90А.
В прошлом году Минобороны РФ получило три самолета Ил-76МД-90А. С пуском новой автоматизированной поточной линии сборки АО «Авиастар-СП» планирует выпускать 10 и более самолетов в год. Сегодня «семьдесят шестой» не только служит в российских ВКС, но и входит в авиапарк ряда силовых структур и «Роскосмоса». Иногда его заслуженно называют «самолетом ста профессий».
Ил-76МД-90А – новейшая глубоко модернизированная версия Ил-76, первый полет которого состоялся 25 марта 1971 года. Серийный выпуск машины был развернут на Ташкентском авиационном производственном объединении имени В.П. Чкалова (ТАПОиЧ). После распада СССР производство Ил-76 в Узбекистане постепенно прекратилось.
Работы по созданию глубоко модернизированной версии самолета Ил-76МД-90А и организации его серийного выпуска на новом месте в Ульяновске на «Авиастар-СП» велись в период с 2006 по 2014 год. Этот грандиозный проект потребовал обширной модернизации производственных мощностей. К примеру, в Ульяновске для сборки Ил-76МД-90А впервые в России при создании транспортных самолетов применяется современная поточная линия с использованием цифровых технологий. В мае 2021 года первый «семьдесят шестой», собранный на новой поточной линии, был передан на испытания.
Внешне Ил-76МД-90А почти не отличается от своего предшественника. Все самое интересное в «начинке» – это и современные двигатели, и новейшее бортовое оборудование по типу «стеклянной кабины». Ключевым новшеством можно считать замену двигателя Д-30КП2 на более экономичный и экологичный ПС-90А-76. Благодаря модернизации увеличена дальность полета самолета – до 5 тыс. км, а максимальная грузоподъемность выросла до 60 тонн (в грузовой кабине поместятся три БМД или более 120 военнослужащих). Самолет может взлетать и садиться на грунтовые и бетонные аэродромы, выполнять полеты в любое время суток.
Конструкторам компании «Ил» и специалистам «Авиастар-СП» удалось решить все поставленные задачи без привлечения иностранных компаний. Ил-76МД-90А – полностью отечественный самолет. Таким образом, на территории нашей страны создана компетенция по серийному производству тяжелых транспортников.