Первое детище нового ОКБ – сельскохозяйственный самолет СХ-1, известный во всем мире как Ан-2, завоевал всеобщее признание. Этот самолет – единственный в мировой авиации, который строился серийно более 60 лет. С Ан-2 началось триумфальное шествие самолетов марки «Ан».
Самолеты Ан-2 выпускались на авиазаводах СССР, Польши и Китая, имеют опознавательные знаки или код регистрации почти 100 стран мира. Всего построено свыше 17 тыс. Ан-2. И сейчас в мире эксплуатируется около двух тыс. самолетов Ан-2, в том числе в парке гражданской авиации России.
Интересен и такой факт: в конце 1990-х гг. в США образовалась коалиция владельцев и эксплуатантов «Аннушки» (тогда в стране их насчитывалось не менее 10), которая пыталась сертифицировать самолет по нормам FAA. Сенатор Г.Хемфри признался, что если бы он мог полетать только на каком-то одном советском самолете, то выбрал бы Ан-2. «Это самолет для настоящего мужчины», – заявил он.
С 1952 г. деятельность ОКБ связана с Киевом, где пришлось практически с нуля создавать производственную базу и формировать коллектив, основу которого многие годы составляли выпускники Харь-ковского авиационного института. В этот период был создан первый советский транспортный самолет с турбовинтовыми двигателями Ан-8, который стал посылом к проектированию более тяжелых машин: пассажирского Ан-10 и грузового Ан-12, который эксплуатируется и в настоящее время.
В высокой надежности и эксплуатационной технологичности Ан-12 убе-дился и автор этой статьи, принимавший участие в его техническом обслуживании в период работы в Авиационно-технической базе (АТБ) в аэропорту Домодедово.
Важная веха для антоновского ОКБ – создание самолета для местных воздушных линий Ан-24 (грузовая модификация – Ан-26, специальная модификация для аэрофотосъемки – Ан-30). Долгие годы Ан-24 был основным авиаперевозчиком в своей нише в СССР и многих зару-бежных странах. В производстве Ан-24 впервые использовались клеесварные соединения элементов конструкции, разработанные совместно с институтом им. Е.О. Патона.
Следует отметить, что антоновские самолеты, прежде всего Ан-24, Ан-26, позднее Ан-32, были широко востребованы у зарубежных заказчиков. Об этом говорит тот факт, что по контрактам Внешнеэкономического объединения «Авиаэкспорт» инозаказчикам было поставлено более 1300 самолетов «Ан».
Антоновская фирма широко известна в мире, прежде всего, созданием уникальных транспортных самолетов. В феврале 1965 г. совершил первый полет знаменитый Ан-22 «Антей» – по сути, первый широкофюзеляжный самолет в мире. По словам британской газеты «Таймс», «… благодаря этому самолету СССР опередил все остальные страны в авиастроении на два года».
Особая гордость ОКБ – создание транспортных гигантов «Руслан» и «Мрия». Тяжелый дальний транспортный самолет Ан-124 «Руслан» (последнее детище, созданное под непосредственным руководством генерального конструктора О.К. Антонова) и сегодня является лидером мировой авиации при перевозке сверхтяжелых и сверхгабаритных грузов на сверхдальние расстояния. На его базе был создан уникальный супергигант Ан-225 «Мрия», установивший около 300 мировых рекордов, в том числе по перевозке самого тяжелого груза массой 253 т.
«Руслан» и «Мрия» в составе авиакомпании «Авиалинии Антонова» эффективно себя проявили и в период пандемии 2020-2021 гг., доставляя гуманитарные грузы и медицинское оборудование в различные регионы мира.
В начале XXI века деятельность антоновской фирмы связана с реализацией программы семейства региональных самолетов Ан-148/Ан-158, которые выпускались на авиазаводах в Воронеже и Киеве. Ряд самолетов этого семейства летают за рубежом, в том числе Ан-158 на Кубе.
В свое время в журнале «АвиаСоюз» неоднократно публиковались материалы о перспективном военно-транспортном самолете Ан-70, который часто называли российско-украинским. В его создание, испытания и освоение производства было вложено немало средств обеих стран. Ан-70 с успехом демонстрировался на ведущих авиасалонах мира и явно переигрывал своего европейского конкурента А400. Но … не сложилась судьба самолета в эпоху политических и экономических катаклизмов. А жаль!
В настоящее время деятельность ГП «АНТОНОВ» направлена, прежде всего, на реализацию программы серийного производства нового среднего военно-транспортного самолета Ан-178, созданного на базе пассажирского Ан-158. При разработке Ан-178 учтены как требования коммерческих авиакомпаний, так и запросы военных эксплуатантов. Ан-178 должен заменить на более высоком техническом уровне средний четырехмоторный турбовинтовой транспортный самолет Ан-12.
Ан-178 во многом унифицирован с Ан-158, оснащен двумя запорожскими турбовентиляторными двигателями Д-436-148М. Масса его полезной нагрузки – 15-18 т, скорость – 825 км/час. Дальность – 5500 км при загрузке 5 т, 1000-2000 км – при загрузке 15-18 т.
Сегодня на серийном заводе ГП «АНТОНОВ» на различных производственных этапах находятся несколько самолетов Ан-178 для украинского заказчика. К юбилею предприятия к концу мая должна быть завершена сборка фюзеляжа первого серийного Ан-178.
В настоящее время на предприятии также выполняется ремонт и модернизация тяжелых транспортных самолетов «Руслан» с установкой на них современного бортового оборудования.
Символично, что 23 мая 2021 г., за несколько дней до юбилея предприятия, исполнилось бы 90 лет ученику и преемнику Олега Константиновича Антонова – генеральному конструктору Петру Васильевичу Балабуеву. Он возглавлял антоновскую фирму более 20 лет в самый сложный период в 1984-2005 гг. Под его руководством создавались самолеты Ан-225 «Мрия», Ан-74, Ан-140, Ан-70, семейство самолетов Ан-148/158. Именно Петр Васильевич еще в позднесоветское время стал инициатором и организатором создания авиакомпании «Авиалинии Антонова». Большая востребованность в мире и эффективная деятельность в значительной мере обеспечивает стабильную работу Государственного предприятия «АНТОНОВ».
В заключение несколько цифр, отражающих итоги 75-летней деятельности антоновской фирмы, ее место в мировом авиационном сообществе. Создано более 100 типов и модификаций самолетов «Ан», изготовлено свыше 22 тыс. самолетов, несколько тысяч из них и сегодня эксплуатируются во многих странах мира.
Хотел бы пожелать прославленному антоновскому коллективу, у которого в 75-летней истории немало ярких побед и свершений, успехов в создании новых самолетов «Ан»!
Журнал "АвиаСоюз"