Фото: ПАО «Иркут»
Как и многие города Сибири, Иркутск был основан в XVII веке в качестве одного из острогов восточного пограничья Российской империи. Город занимал выгодное положение на торговых путях с Китаем и до XX века оставался в основном купеческим. Сюда отправляли политических ссыльных – А. Радищева, декабристов. В 1898 году в Иркутск прибыл первый поезд Транссибирской железной дороги, появление которой оказало большое влияние на развитие города.
Подъем промышленности города связан с первыми пятилетками советской власти. В годы Великой Отечественной войны в Иркутск эвакуируются предприятия европейской части страны, многие из которых остаются в городе после войны. Несмотря на многочисленные пожары, в городе сохранились интересные исторические здания XVIII века в стиле «иркутское барокко». За это Иркутск часто называют «сибирским Санкт-Петербургом». Туристы со всего мира едут сюда, чтобы побывать на озере Байкал, которое находится всего в 66 км от города.
В 2018 году Иркутская область стала одним из регионов, где Ростех реализует инфраструктурный проект «Безопасный город». При участии Госкорпорации к высокоскоростному интернету подключены важные объекты области: образовательные учреждения, фельдшерско-акушерские пункты, структуры МЧС и Росгвардии, органы исполнительной власти. Значителен вклад Ростеха в социальную сферу региона. На средства, собранные сотрудниками и организациями Госкорпорации, построено жилье для иркутян, пострадавших от наводнения в 2019 году. А генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов, уроженец Иркутской области, оказывает поддержку уникальному образовательному комплексу «Точка будущего».
Иркутский авиационный завод − основная производственная площадка входящей в ОАК корпорации «Иркут» и важнейшее градообразующее предприятие со штатом около 11,7 тыс. человек. Завод был введен в строй в 1934 году и за это время стал одним из ведущих авиастроительных предприятий страны. На счету ИАЗа – около 7000 выпущенных самолетов и более 30 освоенных моделей и модификаций, поставлявшихся в 40 стран.
Завод строился для создания современной авиатехники, способной противостоять военной экспансии Японии на восточных рубежах страны. Одной из особенностей ИАЗа стало скоростное освоение серийного выпуска новых моделей самолетов. До начала Великой Отечественной войны здесь успели выпустить новаторские машины − истребитель И-14 и бомбардировщик АНТ-40 (СБ).
С наступлением нацистской Германии на плечи заводчан ложится большая задача по восстановлению советского военного авиапарка, сильно пострадавшего в начале конфликта. Из Сибири на фронт отправляется пикирующий бомбардировщик Пе-2, который летчики называли «иркутяночкой». Мощности ИАЗа дополняются техникой и сотрудниками эвакуированного из Москвы авиационного завода №39. В январе 1942 года иркутское предприятие достигает скорости в пять самолетов Пе-2 в сутки. Всего за годы войны было передано фронту более 2000 самолетов Пе-2, Пе-3Бис, Ил-4 и Ер-2.
В мирное время Иркутский авиазавод осваивает выпуск разнообразной военной и гражданской авиатехники: один из первых реактивных самолетов Ил-28, транспортник Ан-12, многоцелевой Як-28, истребитель третьего поколения МиГ-27, истребитель четвертого поколения Су-27УБК, уникальный самолет-амфибия Бе-200.
Сегодня предприятие остается одним из крупнейших производителей авиационной техники. ИАЗ выступает головным предприятием по проекту магистрального лайнера МС-21. В Иркутске уже собираются первые серийные самолеты МС-21-300, а также проходит испытания самолет МС-21-310 с российским двигателем ПД-14. В рамках программы МС-21 была проведена реконструкция завода, что позволило ИАЗу стать одним из самых современных предприятий российского авиапрома.
"Это новый цех - цех окончательной сборки, где будет собираться серийный самолёт МС-21. Сейчас уже развёрнуто три станции окончательной сборки. Будет ещё две, они обеспечат потоковое продвижение. На каждом этапе самолёт будет укрупняться, превращаться в окончательный облик и выходить уже готовым изделием. Цех будет выпускать 36 самолетов МС-21 в год выпускать", - сообщил вице-премьер Юрий Борисов в ходе посещения завода.
На первой станции сборки осуществляется стыковка фюзеляжа, затем стыковка крыла, далее - хвостового оперения. Две станции, на которых будут устанавливать авиаоборудование, планируется сдать в эксплуатацию в ближайшее время.
МС-21 - среднемагистральный пассажирский самолет, создаваемый предприятиями "Ростеха". В феврале 2021 года глава "Ростеха" Сергей Чемезов сообщил, что начало поставок серийных МС-21 ожидается в 2022 году.
Подготовлен по материалам "Ростех"