Первое упоминание о Лыткарино датируется XV веком – в архиве Чудова монастыря обнаружена дарственная грамота некоей инокини Марфы, в которой говорилось о «селе Лыткорине». Позже имение перешло во владение воспитателя Петра I – Никиты Зотова и его потомков. Сегодня в родовой усадьбе располагается Лыткаринский историко-краеведческий музей. Вблизи Лыткарино находится еще несколько интересных памятников архитектуры, которые манят любителей истории. Здесь на высоком берегу Москвы-реки расположилась Усадьба Петровское с двумя старинными церквями и парком.
Фото: Городской портал Лыткарино
Впрочем, в Лыткарино могут интересно провести время даже любители пляжного отдыха. Волкушинский или Лыткаринский карьер – пожалуй, самое популярное место в летнее время. Сегодня это озеро с песчаными пляжами, а когда-то здесь добывали песок. Добыча камня-известняка и песчаника началась в этом месте много веков назад. Есть версия, что само название города произошло от слова «лытка» – это старинный камнетесный инструмент. Из плит лыткаринского песчаника выложены: подпорная стена храма Василия Блаженного на Красной площади, фундаменты Большого театра, Манежа и многое другое.
Как считают ученые, эти отложения когда-то были дном древнего моря. Молчаливые свидетели тому – отпечатки раковин ископаемых моллюсков Юрского периода, которые можно встретить в местных песчаниках. В 1930-х годах началась активная разработка карьера в Лыткарино. Редкий по своей чистоте здешний кварцевый песок мог стать отличным сырьем для производства высококачественного стекла. Поэтому было принято решение о строительстве Лыткаринского завода оптического стекла (ЛЗОС). Во время войны на предприятии изготавливались прожекторные зеркала для зенитных установок противовоздушной обороны, бронестекла для самолетов, смотровые призмы для танков и прочая продукция для фронта. Позже ЛЗОС начал выпуск оптики для приборостроения, медицинской техники, объективов фотоаппаратов и другие изделия отрасли.
Космическая оптика из Лыткарино
Сегодня это градообразующее предприятие, которое входит в холдинг Ростеха «Швабе». ЛЗОС является ведущим российским производителем оптического стекла и стекловолокна, крупногабаритных астрономических и космических зеркал, космических объективов, различных оптических деталей и приборов. Именно благодаря Лыткаринскому заводу Россия входит в тройку крупнейших мировых поставщиков оптического стекла. Кроме выпуска оптических материалов, завод лидирует в изготовлении крупногабаритной астрономической оптики – ЛЗОС производит около трети всего мирового рынка крупногабаритной оптики.
Большие зеркала диаметром в несколько метров на ЛЗОС начали изготавливать еще в 1980-х годах. Это ключевая часть любого телескопа, и, пожалуй, его самая сложная деталь. Специалистами ЛЗОС разработана уникальная технология, которая позволяет изготовить зеркало массой несколько десятков тонн и обработать его с точностью до нанометра. Так в Лыткарино были произведены зеркала для самых известных телескопов в мире: Большого телескопа азимутального (БТА), когда-то крупнейшего в мире, а сегодня – в Евразии; китайского гиганта LAMOST, второго по размеру в Азии тайского телескопа TNT и многих других международных проектов.
Где учат двигатели летать
Развитие Лыткарино связано, в том числе, и с основанием здесь значимых предприятий отечественного двигателестроения. В городе находятся Научно-испытательный центр ЦИАМ – крупнейший в Европе экспериментальный комплекс авиадвигателей, Тураевское машиностроительное конструкторское бюро «Союз», где создаются жидкостные ракетные двигатели для космических аппаратов, а также Лыткаринский машиностроительный завод (ЛМЗ).
Предприятие было основано в 1955 году как филиал опытного завода №165 (ныне ОКБ им. А. Люльки – филиал «ОДК-УМПО»). На заводе в Лыткарино изготавливались узлы и детали, проводились испытания нескольких поколений авиадвигателей марки «АЛ» (Архип Люлька). В наши дни Лыткаринский машиностроительный завод также является филиалом «ОДК-УМПО». Это испытательная база для всех опытных двигателей, выпускаемых в «ОДК-УМПО». Здесь в прямом смысле двигатели учатся летать – после испытаний в Лыткарино моторы идут прямым ходом на самолеты.
К примеру, в 2014 году здесь прошли государственные испытания изделия 117С – двигателя для истребителя поколения 4++ Су-35С. В ноябре 2016 года на ЛМЗ состоялся первый наземный запуск двигателя для истребителя пятого поколения Су-57. Сейчас на заводе была проведена масштабная реконструкция испытательной станции, завершено строительство нового стенда, где будут проходить испытания опытные образцы перспективных авиадвигателей.
Источник: https://rostec.ru/news/puteshestviya-s-rostekhom-lytkarino/
Опубликовано с сокращениями