Мне довелось многократно сотрудничать с Алексеем Маркияновичем с 1984 по 1987 годы, когда он был начальником одного из самых крупных и сложных в СССР Украинского управления гражданской авиации. Мы оба были членами Государственной комиссии по внедрению Автоматизированной системы управления воздушным движением «Трасса» ( АС УВД) в Симферополе. На многочисленных встречах с военными по его предложению было принято решение дополнительно использовать в АС УВД радиолокационные средства ПВО на горе Ай-Петри для обеспечения непрерывного радиолокационного контроля из Симферополя в воздушном пространстве всей западной акватории Черного моря. Вскоре мы совместно пригласили представителей ИКАО, Турции, Болгарии и Румынии показать работу АС УВД «Трасса». Удивлению приглашенных не было предела, из Симферополя мы видели взлеты и посадки на аэродромах Анкары, Стамбула, Варны и Констанцы, а Горяшко А.М. был переполнен гордостью.
Но были и трагедии, которые прошли через его сердце. В мае 1985 года в районе аэродрома Львов столкнулись два пассажирских самолета.
В 1987 году он был назначен первым заместителем председателя Госавианадзора при Совете Министров СССР, а с 1988 по 1991 гг. первым заместителем Министра гражданской авиации СССР. На этой должности ему подчинялись самые сложные направления (Управление летной службы, Центральное управление радиотехнического обеспечения и связи и Главное управление воздушным движением. Алексей Маркиянович стал моим руководителем).
В эти годы на долю этого выдержанного и рассудительного человек выпало множество проблем, решение которых потребовало от него новых подходов.
7 декабря 1988 года в Армянской ССР произошло ужасное и разрушительное спитакское землетрясение. На помощь Армении вылетели множество самолетов с гуманитарной помощью из Франции, Германии, Швеции, Финляндии, США, Японии, Израиля, Бельгии, Великобритании, Италии, Ливана, Норвегии, Китая, Швейцарии, Югославии. Но из-за “переполненного неба” в районе аэродрома Ереван сложилась опасная обстановке, которая могла привести к столкновениям в воздухе. В тот период не было систем предотвращения столкновений.
Его реакция была мгновенной. Он направил в Ереван несколько групп. Одну на моей памяти возглавлял начальник Главного центра ЕС УВД Черемных С.В. В его задачу входило регулирование потоков воздушных судов для исключения перегрузки диспетчеров. Принятые им решения спасли позволили обеспечить безопасность полетов.
Однако беда не приходит одна.
При заходе на посадку в Ереване столкнулся с автодорожным мостом недалеко от атомной станции югославский самолёт Ан-12 При заходе на посадку на высокогорный аэродром Ленинакана ночью и в сложных метеоусловиях Ил -76 столкнулся с горой.
Разумеется, это только эпизоды из его напряжённой и отверженной жизни.
Уйдя на пенсию, Алексей Маркиянович возглавлял Совет Клуба высшего руководящего состава гражданкой авиации “Клуб Опыт”, через свое сердце переживая за любимую авиацию.
президент МКАА “Безопасность полетов”
В.Г. Шелковников
Редакция портала AVIA.RU от имени всего авиационного сообщества выражает искренние соболезнования родным, близким и коллегам Алексея Маркияновича.
Прощание с Алексеем Маркияновичем Горяшко состоится 8 октября в 11:00 в ЦКБ Управделами Президента РФ