Юбиляр прошел в авиации все ступени: диспетчер УВД, начальник Ленинградского зонального центра единой системы (ЕС) УВД, начальник Главного центра ЕС УВД МГА СССР. Выдающиеся профессиональные и организаторские качества он реализовал на самых высоких постах в системе УВД СССР и России: начальник Главного управления воздушным движением МГА СССР и руководитель Росаэронавигации – заместитель министра транспорта Российской Федерации.
В 1984 г. легендарный министр гражданской авиации СССР Б.П. Бугаев предложил В.Г. Шелковникову, возглавить Главное управление воздушным движением МГА СССР (Глав УВД МГА). Это был сложный с точки зрения безопасности полетов и трагический̆ для системы УВД период: в Омске сонный диспетчер ночью разрешил посадку Ту-154 на занятую ВПП. Самолет столкнулся с тремя аэродромными машинами, погибло более 150 человек.
Развитию авиаперевозок в то время не соответствовало состояние системы УВД, что приводило к столкновениям самолетов в воздухе. Руководители Глав УВД долго не задерживались: 1,5-2 года, и их снимали. Бытовало даже выражение: «Быть руководителем службы УВД в СССР – это как оседлать тигра. Либо удержишься, либо он тебя «сожрет».
В.Г. Шелковников и сегодня признается, что, согласившись на эту «расстрельную» должность, стал разбираться в причинах происшествий, в т. ч., изучая зарубежный опыт.
Он не устает учиться и осваивать мировой авиационный опыт. Активны его усилия внедрять лучшее в отечественную практику: сначала в рамках созданного им в 1989 г. Фонда (Партнерства) «Безопасность полетов», а в последние годы возглавляемого им Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов», занимающегося оперативной и системной аналитической работой в области безопасности полетов. Анализы и рекомендации Агентства востребованы руководителями авиакомпаний, аэропортов, структур УВД и других предприятий гражданской авиации и авиационной промышленности, международными авиационными организациями.
В.Г. Шелковников привлек к сотрудничеству в сфере безопасности полетов ведущие российские и зарубежные организации, установил взаимодействие с Всемирным фондом безопасности полетов, членом правления которого он избран в 1987 г. О деятельности Агентства «Безопасность полетов» он рассказывал в журнале «Авиа-Союз», членом редакционного Совета которого он является.
О его высоком авторитете в российском и мировом авиационном сообществе свидетельствует проведение впервые в нашей стране 7-10 ноября 2005 г. Международного семинара по безопасности полетов в Государственном Кремлевском Дворце. Всемирный фонд безопасности полетов, Международная федерация летной годности и Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) провели это мероприятие при поддержке Партнерства «Безопасность полетов» и лично В.Г. Шелковникова.
Валерия Георгиевича, как и его коллег-авиаторов, беспокоит то, что немало уже принятых решений в области повышения безопасности полетов реализуется не в полной мере. Например, по предотвращению частых случаев столкновения летательных аппаратов с проводами ЛЭП. Эксперты Агентства уже много лет подчеркивают, что Россия остается одной из немногих стран мира, где вопреки стандартам ИКАО не решен вопрос маркировки высоковольтных проводов ЛЭП. Но пока действенных мер не принято.
Невозможно переоценить вклад Валерия Георгиевича в развитие отечественной инфраструктуры УВД, оснащение зональных центров современным оборудованием, подготовку специалистов для гражданской авиации и его эффективную деятельность в области обеспечения безопасности полетов. Он удостоен Государственной премии СССР, высоких наград и почетных званий СССР и России.
Валерию Георгиевичу приходилось принимать неординарные решения. Он предложил министру Б.П. Бугаеву организовать международный футбольный турнир диспетчеров, объяснив, что именно так можно решить проблему плохого знания диспетчерами необходимого в их работе английского языка: во время игр им обязательно придется общаться с иностранными коллегами. Приказ появился, и необходимое взаимопонимание между нашими диспетчерами и «ихними» бортами практически было налажено... Хотя и сейчас этот вопрос актуален, и Валерий Георгиевич ему уделяет большое внимание.
В жизни юбиляра немало событий – радостных и огорчающих. Но В.Г. Шелковников не привык сетовать на превратности судьбы, связавшей его с любимой профессией авиатора. Продолжайте в том же духе и дальше, уважаемый Валерий Георгиевич! Наша гражданская авиация умеет ценить своих лучших представителей!
Опубликовано в журнале "АвиаСоюз"
В 1984 г. легендарный министр гражданской авиации СССР Б.П. Бугаев предложил В.Г. Шелковникову, возглавить Главное управление воздушным движением МГА СССР (Глав УВД МГА). Это был сложный с точки зрения безопасности полетов и трагический̆ для системы УВД период: в Омске сонный диспетчер ночью разрешил посадку Ту-154 на занятую ВПП. Самолет столкнулся с тремя аэродромными машинами, погибло более 150 человек.
Развитию авиаперевозок в то время не соответствовало состояние системы УВД, что приводило к столкновениям самолетов в воздухе. Руководители Глав УВД долго не задерживались: 1,5-2 года, и их снимали. Бытовало даже выражение: «Быть руководителем службы УВД в СССР – это как оседлать тигра. Либо удержишься, либо он тебя «сожрет».
В.Г. Шелковников и сегодня признается, что, согласившись на эту «расстрельную» должность, стал разбираться в причинах происшествий, в т. ч., изучая зарубежный опыт.
Он не устает учиться и осваивать мировой авиационный опыт. Активны его усилия внедрять лучшее в отечественную практику: сначала в рамках созданного им в 1989 г. Фонда (Партнерства) «Безопасность полетов», а в последние годы возглавляемого им Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов», занимающегося оперативной и системной аналитической работой в области безопасности полетов. Анализы и рекомендации Агентства востребованы руководителями авиакомпаний, аэропортов, структур УВД и других предприятий гражданской авиации и авиационной промышленности, международными авиационными организациями.
В.Г. Шелковников привлек к сотрудничеству в сфере безопасности полетов ведущие российские и зарубежные организации, установил взаимодействие с Всемирным фондом безопасности полетов, членом правления которого он избран в 1987 г. О деятельности Агентства «Безопасность полетов» он рассказывал в журнале «Авиа-Союз», членом редакционного Совета которого он является.
О его высоком авторитете в российском и мировом авиационном сообществе свидетельствует проведение впервые в нашей стране 7-10 ноября 2005 г. Международного семинара по безопасности полетов в Государственном Кремлевском Дворце. Всемирный фонд безопасности полетов, Международная федерация летной годности и Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) провели это мероприятие при поддержке Партнерства «Безопасность полетов» и лично В.Г. Шелковникова.
Валерия Георгиевича, как и его коллег-авиаторов, беспокоит то, что немало уже принятых решений в области повышения безопасности полетов реализуется не в полной мере. Например, по предотвращению частых случаев столкновения летательных аппаратов с проводами ЛЭП. Эксперты Агентства уже много лет подчеркивают, что Россия остается одной из немногих стран мира, где вопреки стандартам ИКАО не решен вопрос маркировки высоковольтных проводов ЛЭП. Но пока действенных мер не принято.
Невозможно переоценить вклад Валерия Георгиевича в развитие отечественной инфраструктуры УВД, оснащение зональных центров современным оборудованием, подготовку специалистов для гражданской авиации и его эффективную деятельность в области обеспечения безопасности полетов. Он удостоен Государственной премии СССР, высоких наград и почетных званий СССР и России.
Валерию Георгиевичу приходилось принимать неординарные решения. Он предложил министру Б.П. Бугаеву организовать международный футбольный турнир диспетчеров, объяснив, что именно так можно решить проблему плохого знания диспетчерами необходимого в их работе английского языка: во время игр им обязательно придется общаться с иностранными коллегами. Приказ появился, и необходимое взаимопонимание между нашими диспетчерами и «ихними» бортами практически было налажено... Хотя и сейчас этот вопрос актуален, и Валерий Георгиевич ему уделяет большое внимание.
В жизни юбиляра немало событий – радостных и огорчающих. Но В.Г. Шелковников не привык сетовать на превратности судьбы, связавшей его с любимой профессией авиатора. Продолжайте в том же духе и дальше, уважаемый Валерий Георгиевич! Наша гражданская авиация умеет ценить своих лучших представителей!
Опубликовано в журнале "АвиаСоюз"