История ЦИАМ – это история отечественного авиационного двигателестроения и неотъемлемая часть истории развития российской авиации. С момента своего основания в 1930 г. все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах. ЦИАМ является фундаментальной научной организацией - в институте было создано несколько научных школ мирового уровня, чья работа определяла пути развития отрасли на десятилетия вперед.
ЦИАМ был создан 3 декабря 1930 года, в результате объединения винтомоторного отдела ЦАГИ и отдела опытного моторостроения авиационного завода им. М. В. Фрунзе в единый Институт авиационных моторов. Приказом Народного комиссариата тяжёлой промышленности № 435 от 29 июня 1932 года Институт авиационного моторостроения был переименован в Центральный институт авиационного моторостроения — ЦИАМ. В сентябре 1933 года ЦИАМ было присвоено имя заместителя наркома тяжелой промышленности Петра Ионовича Баранова, внесшего значительный вклад в развитие авиационной промышленности Советского Союза.
В своей работе новый институт объединил творческие силы страны в области авиационного двигателестроения. Начинают формироваться конструкторские отделы, которые ведут полноценную разработку авиамоторов. С 1930 по 1935 годы в институте были созданы, в частности, М-34 – самый мощный авиадвигатель СССР того периода, позволивший экипажам Громова и Чкалова совершить серию героических перелетов, в том числе в США через Северный полюс, а также авиадизель АН-1, технологии которого использовались в знаменитом В-2 для легендарного танка Т-34.
Со временем от проектирования отдельных двигателей институт переходит к исследовательской работе по общим вопросам двигателестроения: рабочий процесс, прочность, система управления, топливоподача, нагнетатели, винты переменного шага. Проектные работы передаются в новые двигателестроительные КБ, и сотрудники института возглавляют большинство из них. Особое место занимает работа ЦИАМ по повышению мощности и высотности двигателей в годы Великой Отечественной войны, в результате которой советское авиамоторостроение добилось качественного превосходства над немецким.
В послевоенные годы в институте был создан самый мощный в мире, на тот момент, реактивный двигатель АМ-3 для самолетов Ту-16 и Ту-104.
С середины 50-х до середины 1970 года реактивная авиация в СССР переживает период бурного развития, основой которого стало создание ТРД 2-го и 3-го поколений. В эти годы при участии ЦИАМ были созданы такие двигатели, как НК-12, который до сих пор остается самым мощным ТВД в мире, и ТРДФ Р11Ф-300 для МиГ-21, имевший в 2,5 раза меньшее количество ступеней, чем его американский аналог J79 для F4.
Важнейшим событием этого периода стало создание в 1953 г. Научно-испытательного центра ЦИАМ в Тураево – крупнейшей экспериментальной базы авиадвигателестроения в Европе. До 1991 г. на стендах НИЦ ЦИАМ было испытано более 900 двигателей.
1970 - 1990 годы - время расцвета авиации СССР, практически по всем позициям вышедшей на мировой уровень и зачастую опережавшей его. В этот период были созданы реактивные двигатели 4-го поколения, который претендуют на лавры лучших двигателей маневренной авиации XX в.
Начиная с 1990 года и до 2000 года для всей страны и для самого ЦИАМ наступили трудные времена. В новых экономических условиях встал вопрос о выживании отрасли. Благодаря преданности своему делу сотрудников и настойчивости руководства, удалось не только сохранить основные компетенции ЦИАМ, но и развить их в соответствии с требованиями времени.
28 ноября 1991 г. состоялось первое в мире летное испытание гиперзвукового ПВРД С-57 в составе гиперзвуковой летающей лаборатории «Холод», что стало результатом многолетних исследований ЦИАМ в этой области. Интерес к данному событию в мире был таков, что испытания продолжились с участием научных организаций США и Франции. Это послужило импульсом к резкой интенсификации международного сотрудничества ЦИАМ, что следует отнести к положительным результатам этих лет.
20 лет нового столетия для ЦИАМ прошли под знаменем преодоления кризисных явлений и разработок технологий будущего. Символом возрождения отрасли стал двигатель ПД-14 – первый российский авиадвигатель 5-го поколения, устанавливаемый на новый пассажирский самолет МС-21. В ЦИАМ разворачивается работа по созданию научно-технического задела как по этому двигателю, так и на перспективу вплоть до 2050 г.
В рамках проекта создания другого перспективного двигателя большой тяги ПД‑35, ЦИАМ совместно с АО «ОДК-Авиадвигатель», РАН и отраслевыми институтами участвовал в формировании облика двигателя для головного разработчика и выработке перечня критических технологий. На очереди – разработка критических технологий следующего этапа НИР и испытания узлов.
Институт успешно сочетает фундаментальные научные исследования с практикой участия в разработке совместно с предприятиями отрасли перспективных авиационных двигателей, их узлов и систем. Основная задача ЦИАМ – научное обеспечение создания авиационных двигателей и развитие авиационной науки, которая способствовала бы созданию передовой конкурентоспособной авиационной техники.
Сегодня ЦИАМ ведутся работы по созданию опережающего научно-технического задела для авиационных, морских и стационарных двигателей, разработке новых горюче-смазочных материалов, исследования в области возобновляемых источников энергии, в том числе водородной энергетики, проводятся уникальные высотные и климатические испытания авиационных и аэрокосмических двигателей, ведутся работы по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения.
Институт обладает крупнейшим в Европе уникальным комплексом для наземных и высотных испытаний двигателей, их узлов и систем. Наиболее сложные и энергоемкие виды обязательных испытаний авиационных двигателей, воспроизводящие натурные условия эксплуатации (высота, скорость, температура, влажность и др.), могут быть выполнены в России только на стендах Научно-испытательного центра (НИЦ) ЦИАМ.
ЦИАМ аккредитован Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация) в качестве технически компетентного и независимого Сертификационного центра объектов гражданской авиации. Также ЦИАМ участвует в реализации государственной программы РФ «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»», в работе Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии», а также в актуализации плана деятельности НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», совместно с организациями, входящими в его состав.
Роль ЦИАМ, как головного НИИ отрасли, – это не только закрепленный в документах статус, но и авторитет, который невозможно создать никакими постановлениями. Это результат многолетней работы тысяч людей, среди которых имена, прославившие отечественную науку и технику, академики, генеральные и главные конструкторы ведущих КБ: В.С. Авдуевский, С.С. Баландин, А.А. Бессонов, В.А. Добрынин, В.А. Доллежаль, К.Н. Жданов, М.В. Келдыш, В.Я. Климов, П.А. Колесов, В.А. Константинов, С.А. Косберг, А.М. Люлька, Н.Г. Мецхваришвили, А.А. Микулин, Г.И. Петров, Г.П. Свищёв, Л.И. Седов, С.В. Серенсен, Б.С. Стечкин, С.К. Туманский, Е.В. Урмин, В.В. Уваров, О.Н. Фаворский, А.Д. Чаромский, В.Н. Челомей, Г.Г. Черный, А.Д. Швецов, В.М. Яковлев.
В ЦИАМ работает большая группа видных ученых – руководителей научных школ, труды которых в области физико-технических проблем энергетики, гиперзвуковых технологий, теории пограничного слоя, турбулентности, горения и теплопроводности, течения электропроводящего газа, газовой динамики лопаточных машин, динамики и прочности, теории двигателей, математического моделирования высокого уровня, высокоэнергетического топлива, авиационной химмотологии и других дисциплин, широко известных в России и за рубежом.
Портал AVIA.RU Network от всей души поздравляет коллектив ЦИАМ - уникального научного центра авиамоторостроения с 90-летием!
О том, над какими проектами работает институт сегодня, читайте в интервью генерального директора ЦИАМ Михаила Гордина