Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная История Вехи истории

АССАД И Рособоронэкспорт - 15 лет партнерства

Во благо экспорта российской авиационной продукции


25 декабря 2020 года / Е.Д.Згировская / Aviation EXplorer
 

В 2020 году исполнилось 15 лет со дня подписания соглашения между Ассоциацией «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД) и отечественным спецэкспортером вооружений и техники – «Рособоронэкспорт». Вспомним, для чего и как создавалось это партнерство.

Сколько раз мы говорили о том, каким тяжелым временем для российской авиации стали 1990-е годы – эпоха после распада Советского Союза. Сокращение финансирования отрасли, фунда­ментальных научных исследований, междуна­родная напряженность и ограничения по произ­водству и размещению вооружений – привычные советской промышленности схемы работы, госзакупок и заказов кардинально поменялись.

Новая реальность требовала новых маневров. Министерства авиационной промышленности (МАП) больше не существовало, координировать все процессы стало практически невозможным, и производство всех видов авиационной техники резко сократилось, а авиакомпании предпочитали закупать иностранные самолеты – парк отече­ственных воздушных судов оставался ничтожно малым.

В части авиационного двигателестроения часть функций на себя приняла созданная в 1991 году Международная ассоциация «Союз авиаци­онного двигателестроения». АССАД объединила разработчиков и изготовителей высокотехноло­гичной и наукоемкой продукции, основу которой составляют двигатели для самолетов, верто­летов, ракетно-космической техники, речных и морских судов, энергетические и газоперекачи­вающие комплексы, агрегаты и комплектующие к двигателям, а также широкая номенклатура товаров широкого спроса.

Ассоциация сконцен­трировалась на сохранении и развитии высокого научно-технического потенциала авиационного двигателестроения и научно-техническом обслу­живании и координации разработки и выполнения совместных программ.

Существенные изменения в 1990-е годы претерпела и система военно-технического сотрудничества (ВТС) нашей страны. К началу XXI века в России функционировало два государ­ственных посредника – ФГУП «Государственная компания “Росвооружение”», ФГУП «Промэкспорт» и ряд других субъектов ВТС в лице оборонно- промышленных предприятий.

Для повышения эффективности их внешнеэкономической деятель­ности необходимо было усилить координацию и контроль за экспортом вооружений и исключить конкуренцию между российскими субъектами ВТС – для этого нужен был единый орган. Таковым стал созданный в середине «нулевых» ФГУП «Рособо­ронэкспорт», в 2004 году его возглавил Сергей Чемезов, ныне глава госкорпорации «Ростех» и Союза машиностроителей России.

«В 1990-е годы и в начале нынешнего века организующая сила государственных органов управления опустилась практически до нуля. Единственная организация, котораяпокупала двигатели и продавала их за рубеж, при этом отдавая государству и изготови­телям вырученные средства – это «Рособоро­нэкспорт»», – говорит президент АССАД, экс-замминистра МАП Виктор Чуйко.

Положение в отрасли надо было менять. И в АССАД появилась идея – необходимо было создать интегрированную структуру, в которую бы вошли все авиадвигателестроительные предприятия. Контрольный пакет акций требовалось передать в управление «Рособоронэкспорта». Это позволило бы возобновить в авиадвигателестроительной отрасли порядок, сложившийся во времена СССР, и наладить эффективную работу входящих в нее предприятий.

25 января 2005 года Виктор Чуйко обратился с письмом к генеральному директору «Рособоронэкспорта» Сергею Чемезову. В письме он выразил благодарность за постоянную помощь предпри­ятиям авиадвигателестроительной отрасли. Глава АССАД также вышел с предложением проработать вопрос о создании интегри­рованной структуры в сфере авиационного двигателестроения. В письме он ссылался на решение заседания авиационной секции Научно-Технического Совета ФГУП «Рособоро­нэкспорт», состоявшегося в Уфе на территории УМПО, где рассматривали вопросы обеспечения надежности, долговечности и эксплуатационной технологичности двигателей и агрегатов для них.

Образованный еще в 2001 году Научно- технический совет (НТС) при АО «Рособоронэк­спорт» зарекомендовал себя как эффективная площадка, позволяющая коллегиально обсудить актуальные вопросы ВТС, найти способы и пути решения имеющихся проблем, обменяться инфор­мацией о последних достижениях и возможностях отечественных разработчиков вооружения и военной техники.

Проведение заседаний НТС на предприятиях и в организациях ОПК России и по сей день позволяет привлечь большее количество специалистов оборонных предприятий, обсудить не только актуальные вопросы ВТС, но и ознакомиться с научно-производственной базой этих предприятий, организацией и управ­лением производством вооружения, военной и специальной техники, как в рамках выполнения экспортных контрактов, так и по линии гособорон­заказа для нужд федеральных органов исполни­тельной власти, имеющих в своем составе войска и воинские формирования.

В секторе авиационного моторостроения аналогичную функцию с успехом выполняют Научно-технические советы АССАД, ежегодно проводимые по абсолютно различным и наиболее актуальным вопросам развития отрасли.

«Перед отправкой письма я посоветовался с Александром Михеевым, в ту пору занимавшим должность руководителя Департамента поставок авиационной техники в «Рособоронэк­спорт» (ныне глава Рособоронэкспорта – прим. КР). В 1990-е годы и в начале 2000-х АССАД поддер­живала с Александром Александровичем тесные деловые отношения, сохранившиеся по сей день. Михеев сказал в ответ, что сам слышал от Сергея Чемезова предложение о создании интегриро­ванной структуры, и согласился с тем, что было бы целесообразно написать такое письмо», – рассказывает Чуйко.

Реакцию на предложение пришлось ждать недолго – Сергей Чемезов прислал ответ 30 марта 2005 года с поддержкой идеи и ответным предло­жением о сотрудничестве. В своем письме Чемезов поблагодарил АССАД за высокую оценку деятель­ности «Рособоронэкспорта» по сохранению и дальнейшему развитию отечественного авиадвигателестроения.

«Ваше инициативное предло­жение по созданию интегрированной структуры в авиационном двигателестроении с контрольным пакетом акций у государства считаю своевременным. Полагаю целесообразным на данном этапе подписание с Союзом авиаци­онного двигателестроения соглашения по вопросам научно-технического сотрудничества», – говорится в письме генерального директора.

Соглашение предусматривало сотрудничество в обеспечении и проведении взаимовыгодных скоординированных работ по совершенствованию военно-технического сотрудничества предприятий авиационного двигателестроения, включая переход в новые формы организации. Прошедшие 15 лет показали, что поддержка Ассоциацией идей Сергея Чемезова на начальном этапе оправдала себя.

В дальнейшем были созданы корпорации в сфере самолетостроения (Объединенная авиастрои­тельная корпорация – ОАК), вертолетостроения (холдинг «Вертолеты России»), двигателестроения (Объединенная двигателестроительная корпорация «ОДК») и приборостроения («КРЭТ»), агрегато­строения (холдинг «Технодинамика») и пр.

Немалую роль в успешном сотрудничестве организаций сыграл и Александр Михеев – Виктор Чуйко подчеркивает свое высокое мнение о работе нынешнего главы Рособоронэкспорта. Сам же генеральный директор АО, занимающий также пост заместителя председателя Союза машино­строителей России, отмечает, что в рамках подпи­санного соглашения начался регулярный обмен информацией, проводились совместные иссле­дования и мероприятия, встречи и эффективные обсуждения, направленные на выработку путей повышения качества и улучшения сервисного обслуживания поставляемых за рубеж авиаци­онных двигателей, агрегатов.

«Эти шаги, безусловно, оправдали себя: сегодня авиационная промышленность России представляет собой не некий набор разроз­ненных, в те времена еще постсоветских, КБ и заводов, а современный национальный вертикально интегрированный монолит, единым фронтом выступающий как на внутреннем, так и на внешних рынках, – подчеркивает Михеев, – Соглашение о взаимодействии «Рособо­ронэкспорта» и ассоциации «Союз авиационного двигателестроения», которое мы подписали в 2005 году, явилось результатом большой совместной аналитической работы и практики экспорта российской авиационной техники, комплектующих к ней. Соглашение необходимо было для того, чтобы наряду с последовательным наращиванием военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами, укреплялись бы и предприятия авиационной промышленности, в том числе производители двигателей, без которых техника, как известно, не летает».

Предприятия авиационной промышленности, в том числе и двигателестроение, взяла под свое крыло госкорпорация «Ростех» – это позволило наладить эффективную отраслевую коопе­рацию для реализации комплексных проектов в авиастроении, говорит Михеев.

К сожалению, пока не удалось органи­зовать производство самолетов крупными сериями. Именно эта задача является главной, и для ее решения потребуются дополнительные мероприятия. Сегодня работа авиапредприятий выстраивается заново с целью навести порядок в отрасли и обеспечить эффективное функциони­рование деятельности заводов и КБ. Как отмечает Виктор Чуйко, необходима конкретная программа развития отрасли на 15-20 лет с легкими коррек­тировками в зависимости от мировой ситуации и строгое ее выполнение.

Опубликовано в журнале «Крылья Родины» №11-12 за 2020г.


Е.Д.Згировская



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

AVIA.RU
Дважды обманувшая смерть. Памяти журналистки Ольги Божьевой
ФАВТ
Памяти товарища Сафро Бориса Давидовича
Виктор Горлов
Борис Павлович Бугаев – явление в отечественной авиации
AVIA.RU
История летной службы отечественной гражданской авиации
AVIA.RU
Трехтомник по истории авиационного двигателестроения России
AVIA.RU
Издан уникальный фотоальбом «История авиации России»
AVIA.RU
Ушел из жизни Владимир Николаевич Кривошеев
Росавиация
Михаилу Михайловичу Терещенко исполняется 80 лет



Валерий Окулов
Поздравление со 100-летием Гражданской авиации России
AVIA.RU
Ушел из жизни Владимир Владиславович Солдатов
Юрий Михальчевский
Будущее – в нашей истории!
AVIA.RU
Владимиру Горбунову исполняется 60 лет
Борис Елисеев
За полвека – три ректора!
AVIA.RU
Памятник А.Н. Туполеву и новый музей открыты в год 100-летия ОКБ Туполева
AVIA.RU
Николай Столяров - основоположник советской авиационной эргономики
журнал "АвиаСоюз"
Школа летчиков-испытателей: славная история, современные реалии
журнал "АвиаСоюз"
Профессионализм и ответственность

Ветеран, который всегда в строю
AVIA.RU
Пилот, руководитель, общественный деятель
Згировская Е.Д.
Памяти Виктора Дмитриевича Кузнецова
Владимир Карнозов
Как Америка Москве «Томагавками» помогла
Крылья Родины
Стратегия успеха Виктора Чуйко
AVIA.RU
Александру Яновичу Книвелю исполняется 70 лет
Росавиация
Памяти Юрия Петровича Дарымова
Росавиация
Памяти Виталия Александровича Соломатина
AVIA.RU
Памяти Алексея Маркияновича Горяшко
Росавиация
Памяти Стромова Анатолия Петровича
Росавиация
21 сентября 2021 года ушел из жизни Петр Дмитриевич Жильцов_
Ростех
Авиастар - завод для «толстых» фюзеляжей

Ушла из жизни З.П. Румянцева

Ушел из жизни Николай Васильевич Рыжаков
Владимир Карнозов
Появление и развитие тяжелого истребителя
AVIA.RU
Поздравляем Василия Сергеевича Шапкина с 60-летием
AVIA.RU
Иркутский авиазавод: крылья России
Илья Вайсберг
«АНТОНОВ»: 75 лет в полете!
Ростех
Путешествие с Ростехом: Самара
Борис Елисеев
МГТУ ГА - крупный авиационный образовательно-научный комплекс
Ростех
Александр Яковлев: «Конструктор должен быть и мечтателем»
Ростех
Авиация – космосу: связанные одним небом
Александр Книвель
Александр Иноземцев - легенда российского авиастроения

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer