Сколько раз мы говорили о том, каким тяжелым временем для российской авиации стали 1990-е годы – эпоха после распада Советского Союза. Сокращение финансирования отрасли, фундаментальных научных исследований, международная напряженность и ограничения по производству и размещению вооружений – привычные советской промышленности схемы работы, госзакупок и заказов кардинально поменялись.
Новая реальность требовала новых маневров. Министерства авиационной промышленности (МАП) больше не существовало, координировать все процессы стало практически невозможным, и производство всех видов авиационной техники резко сократилось, а авиакомпании предпочитали закупать иностранные самолеты – парк отечественных воздушных судов оставался ничтожно малым.
В части авиационного двигателестроения часть функций на себя приняла созданная в 1991 году Международная ассоциация «Союз авиационного двигателестроения». АССАД объединила разработчиков и изготовителей высокотехнологичной и наукоемкой продукции, основу которой составляют двигатели для самолетов, вертолетов, ракетно-космической техники, речных и морских судов, энергетические и газоперекачивающие комплексы, агрегаты и комплектующие к двигателям, а также широкая номенклатура товаров широкого спроса.
Ассоциация сконцентрировалась на сохранении и развитии высокого научно-технического потенциала авиационного двигателестроения и научно-техническом обслуживании и координации разработки и выполнения совместных программ.
Существенные изменения в 1990-е годы претерпела и система военно-технического сотрудничества (ВТС) нашей страны. К началу XXI века в России функционировало два государственных посредника – ФГУП «Государственная компания “Росвооружение”», ФГУП «Промэкспорт» и ряд других субъектов ВТС в лице оборонно- промышленных предприятий.
Для повышения эффективности их внешнеэкономической деятельности необходимо было усилить координацию и контроль за экспортом вооружений и исключить конкуренцию между российскими субъектами ВТС – для этого нужен был единый орган. Таковым стал созданный в середине «нулевых» ФГУП «Рособоронэкспорт», в 2004 году его возглавил Сергей Чемезов, ныне глава госкорпорации «Ростех» и Союза машиностроителей России.
«В 1990-е годы и в начале нынешнего века организующая сила государственных органов управления опустилась практически до нуля. Единственная организация, котораяпокупала двигатели и продавала их за рубеж, при этом отдавая государству и изготовителям вырученные средства – это «Рособоронэкспорт»», – говорит президент АССАД, экс-замминистра МАП Виктор Чуйко.
Положение в отрасли надо было менять. И в АССАД появилась идея – необходимо было создать интегрированную структуру, в которую бы вошли все авиадвигателестроительные предприятия. Контрольный пакет акций требовалось передать в управление «Рособоронэкспорта». Это позволило бы возобновить в авиадвигателестроительной отрасли порядок, сложившийся во времена СССР, и наладить эффективную работу входящих в нее предприятий.
25 января 2005 года Виктор Чуйко обратился с письмом к генеральному директору «Рособоронэкспорта» Сергею Чемезову. В письме он выразил благодарность за постоянную помощь предприятиям авиадвигателестроительной отрасли. Глава АССАД также вышел с предложением проработать вопрос о создании интегрированной структуры в сфере авиационного двигателестроения. В письме он ссылался на решение заседания авиационной секции Научно-Технического Совета ФГУП «Рособоронэкспорт», состоявшегося в Уфе на территории УМПО, где рассматривали вопросы обеспечения надежности, долговечности и эксплуатационной технологичности двигателей и агрегатов для них.
Образованный еще в 2001 году Научно- технический совет (НТС) при АО «Рособоронэкспорт» зарекомендовал себя как эффективная площадка, позволяющая коллегиально обсудить актуальные вопросы ВТС, найти способы и пути решения имеющихся проблем, обменяться информацией о последних достижениях и возможностях отечественных разработчиков вооружения и военной техники.
Проведение заседаний НТС на предприятиях и в организациях ОПК России и по сей день позволяет привлечь большее количество специалистов оборонных предприятий, обсудить не только актуальные вопросы ВТС, но и ознакомиться с научно-производственной базой этих предприятий, организацией и управлением производством вооружения, военной и специальной техники, как в рамках выполнения экспортных контрактов, так и по линии гособоронзаказа для нужд федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем составе войска и воинские формирования.
В секторе авиационного моторостроения аналогичную функцию с успехом выполняют Научно-технические советы АССАД, ежегодно проводимые по абсолютно различным и наиболее актуальным вопросам развития отрасли.
«Перед отправкой письма я посоветовался с Александром Михеевым, в ту пору занимавшим должность руководителя Департамента поставок авиационной техники в «Рособоронэкспорт» (ныне глава Рособоронэкспорта – прим. КР). В 1990-е годы и в начале 2000-х АССАД поддерживала с Александром Александровичем тесные деловые отношения, сохранившиеся по сей день. Михеев сказал в ответ, что сам слышал от Сергея Чемезова предложение о создании интегрированной структуры, и согласился с тем, что было бы целесообразно написать такое письмо», – рассказывает Чуйко.
Реакцию на предложение пришлось ждать недолго – Сергей Чемезов прислал ответ 30 марта 2005 года с поддержкой идеи и ответным предложением о сотрудничестве. В своем письме Чемезов поблагодарил АССАД за высокую оценку деятельности «Рособоронэкспорта» по сохранению и дальнейшему развитию отечественного авиадвигателестроения.
«Ваше инициативное предложение по созданию интегрированной структуры в авиационном двигателестроении с контрольным пакетом акций у государства считаю своевременным. Полагаю целесообразным на данном этапе подписание с Союзом авиационного двигателестроения соглашения по вопросам научно-технического сотрудничества», – говорится в письме генерального директора.
Соглашение предусматривало сотрудничество в обеспечении и проведении взаимовыгодных скоординированных работ по совершенствованию военно-технического сотрудничества предприятий авиационного двигателестроения, включая переход в новые формы организации. Прошедшие 15 лет показали, что поддержка Ассоциацией идей Сергея Чемезова на начальном этапе оправдала себя.
В дальнейшем были созданы корпорации в сфере самолетостроения (Объединенная авиастроительная корпорация – ОАК), вертолетостроения (холдинг «Вертолеты России»), двигателестроения (Объединенная двигателестроительная корпорация «ОДК») и приборостроения («КРЭТ»), агрегатостроения (холдинг «Технодинамика») и пр.
Немалую роль в успешном сотрудничестве организаций сыграл и Александр Михеев – Виктор Чуйко подчеркивает свое высокое мнение о работе нынешнего главы Рособоронэкспорта. Сам же генеральный директор АО, занимающий также пост заместителя председателя Союза машиностроителей России, отмечает, что в рамках подписанного соглашения начался регулярный обмен информацией, проводились совместные исследования и мероприятия, встречи и эффективные обсуждения, направленные на выработку путей повышения качества и улучшения сервисного обслуживания поставляемых за рубеж авиационных двигателей, агрегатов.
«Эти шаги, безусловно, оправдали себя: сегодня авиационная промышленность России представляет собой не некий набор разрозненных, в те времена еще постсоветских, КБ и заводов, а современный национальный вертикально интегрированный монолит, единым фронтом выступающий как на внутреннем, так и на внешних рынках, – подчеркивает Михеев, – Соглашение о взаимодействии «Рособоронэкспорта» и ассоциации «Союз авиационного двигателестроения», которое мы подписали в 2005 году, явилось результатом большой совместной аналитической работы и практики экспорта российской авиационной техники, комплектующих к ней. Соглашение необходимо было для того, чтобы наряду с последовательным наращиванием военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами, укреплялись бы и предприятия авиационной промышленности, в том числе производители двигателей, без которых техника, как известно, не летает».
Предприятия авиационной промышленности, в том числе и двигателестроение, взяла под свое крыло госкорпорация «Ростех» – это позволило наладить эффективную отраслевую кооперацию для реализации комплексных проектов в авиастроении, говорит Михеев.
К сожалению, пока не удалось организовать производство самолетов крупными сериями. Именно эта задача является главной, и для ее решения потребуются дополнительные мероприятия. Сегодня работа авиапредприятий выстраивается заново с целью навести порядок в отрасли и обеспечить эффективное функционирование деятельности заводов и КБ. Как отмечает Виктор Чуйко, необходима конкретная программа развития отрасли на 15-20 лет с легкими корректировками в зависимости от мировой ситуации и строгое ее выполнение.
Опубликовано в журнале «Крылья Родины» №11-12 за 2020г.