Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная История Память

Ушла эпоха… Памяти Александра Сергеевича Шенгардта

14.10.20 09:59 / Андрей Гришин / Aviation EXplorer
 

4 сентября 2020 г. ушел из жизни легендарный авиаконструктор Александр Сергеевич Шенгардт, более 70 лет проработавший в знаменитом туполевском ОКБ, в том числе 35 лет – главным конструктором самолета Ту-154.

Недавно, 1 июня 2020 г. я поздравлял с 95-летием своего учителя, легенду отечественной авиации, Заслуженного конструктора РФ, многолетнего главного конструктора самолетов Ту-134, Ту-154 Александра Сергеевича Шенгардта.

И вот спустя три месяца Александр Сергеевич ушел из жизни. 

О его выдающейся конструкторской деятельности и вкладе в развитие отечественной авиации хорошо известно, в т. ч. и из журнала «АвиаСоюз». 

Хотел бы вспомнить, каким человеком Александр Сергеевич был не только на работе, но и в обычной жизни. 

В конце 1980-х гг. Александр Сергеевич начинает создавать коллектив для реализации на самолете Ту-154 перспективных проектов. Он делает ставку на прозорливость и знания опытных конструкторов и инженеров ОКБ, и на смелость, дерзость, креативность, талант молодых специалистов, в т. ч. заводов-изготовителей и авиаремонтных заводов. Среди них оказался и я, которому всегда везло на учителей, но здесь жизнь подарила возможность работать с таким великим, без преувеличения, человеком. Александр Сергеевич всегда находил подход к каждому сотруднику. 

Началась очень интересная работа по поддержанию летной годности самолетов Ту-134 и Ту-154. Прямые контакты с авиапредприятиями, НИИ, руководством МАП и МГА.

В 90-е гг. многие ОКБ стали самостоятельно работать с зарубежными авиакомпаниями. По самолетам Ту-134 и Ту-154 А.С. Шенгардт установил четкий порядок взаимодействия с ними, учитывая, в т. ч. большой опыт работы с Объединением «Авиаэкспорт». При этом он иногда приглашал специалистов Объединения для решения определенных вопросов. Запомнилась командировка в Сирию, где уже долго эксплуатировались Ту-134, а с середины 1980-х гг. началась эксплуатация Ту-154. Сдача самолетов Заказчику проходила трудно: выставлялись новые требования (дальность полета, длина ВПП и т. п.), а по результатам контрольного полета экипажем Заказчика мог и вообще сорваться контракт из-за повышенного шума в салоне. Благодаря принятым в срочном порядке конструктивно-производственным доработкам контракт был подписан, и самолеты Ту-154М отравились в Сирию. 

В этой поездке я и увидел Александра Сергеевича в повседневной жизни. Никакой заносчивости, величия с его стороны не было. Нас поселили в пятизвездочную гостиницу. Ему, как руководителю, выделили трехкомнатные апартаменты с видом на бассейн. И пока мы, более-менее молодое поколение, в нем плескалось после работы, Александр Сергеевич занимался приготовлением ужина. Потом он выходил на балкон и кричал: «мальчики, все готово». И мы, как в детстве, но без крика «ура», бежали в его номер. За столом он, как и все, шутил, вел непринужденные беседы. 

Мне много пришлось бывать в совместных командировках с Александром Сергеевичем. Он всегда поражал своими знаниями о стране, где мы находились, малоизвестных фактах ее истории. Я и мои коллеги по ОКБ и эксплуатации из его уст услышали много историй о становлении ОКБ «Туполева», его людях, их отношениях, традициях в коллективе. 

Поражало, с какой любовью он передавал свои знания, не навязчиво, но в тоже время человек запоминал это на всю жизнь. Запомнился его рассказ о создании самолета Ту-134. 

Н.С. Хрущев, посетив Францию, «полюбил» «Каравеллу» – самолет с двумя двигателями на хвосте. Он попросил Андрея Николаевича Туполев сделать такой же. Тот мгновенно ответил, что такой самолет уже есть. Взяв за основу Ту-124, немного модернизировав планер и установив двигатели на хвост, получился самолет Ту-134. 

Запомнилось поведение Александра Сергеевича в нелегкой ситуации, когда в июле 2001 г. под Иркутском потерпел катастрофу самолет Ту-154М. Правительственную комиссию возглавлял министр промышленности и торговли И.И. Клебанов. В Иркутск прилетели ночью, в спецрейсе питания как такого не было. Правительственная комиссия встречалась с губернатором, а техническая приступила к расшифровке «черных ящиков» – их уже нашли. К счастью, они оказались в отличном состоянии, и мы быстро выполнили работу. Только расположились поесть, прибыла правительственная комиссия. Мы доложили о выполненной работе, описали, как проходил полет – заход на посадку. По расшифровкам была уже понятна причина катастрофы, вины самолета нет. 

От членов правительственной комиссии посыпались разные вопросы. 

И тут Александр Сергеевич в свойственной ему манере произносит: «Граждане, дайте людям поесть, чувствуете, какой запах стоит?». Повисла тишина. Первым ушел председатель комиссии, за ним все остальные.

Это только небольшие эпизоды, характеризующие человеческие качества Александра Сергеевича Шенгардта. Его вклад в отечественную авиацию огромен. Он воспитал много учеников, и мы будем достойно продолжать его дело. 

Александр Сергеевич навсегда останется в наших сердцах!

Андрей Гришин,
главный конструктор самолетов Ту-134, Ту-154 ПАО «Туполев»

Опубликовано в журнале "АвиаСоюз"


Андрей Гришин


комментарии (1):

WWW      14/10/2020 [12:02:07]#1
Светлая память...
Неоднократно пересекались по службе, когда посещали ОКБ "Ту".
Достойный человек был во всех отношениях.
Именно на таких держался авиапром.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

AVIA.RU
Дважды обманувшая смерть. Памяти журналистки Ольги Божьевой
ФАВТ
Памяти товарища Сафро Бориса Давидовича
Виктор Горлов
Борис Павлович Бугаев – явление в отечественной авиации
AVIA.RU
История летной службы отечественной гражданской авиации
AVIA.RU
Трехтомник по истории авиационного двигателестроения России
AVIA.RU
Издан уникальный фотоальбом «История авиации России»
AVIA.RU
Ушел из жизни Владимир Николаевич Кривошеев
Росавиация
Михаилу Михайловичу Терещенко исполняется 80 лет



Валерий Окулов
Поздравление со 100-летием Гражданской авиации России
AVIA.RU
Ушел из жизни Владимир Владиславович Солдатов
Юрий Михальчевский
Будущее – в нашей истории!
AVIA.RU
Владимиру Горбунову исполняется 60 лет
Борис Елисеев
За полвека – три ректора!
AVIA.RU
Памятник А.Н. Туполеву и новый музей открыты в год 100-летия ОКБ Туполева
AVIA.RU
Николай Столяров - основоположник советской авиационной эргономики
журнал "АвиаСоюз"
Школа летчиков-испытателей: славная история, современные реалии
журнал "АвиаСоюз"
Профессионализм и ответственность

Ветеран, который всегда в строю
AVIA.RU
Пилот, руководитель, общественный деятель
Згировская Е.Д.
Памяти Виктора Дмитриевича Кузнецова
Владимир Карнозов
Как Америка Москве «Томагавками» помогла
Крылья Родины
Стратегия успеха Виктора Чуйко
AVIA.RU
Александру Яновичу Книвелю исполняется 70 лет
Росавиация
Памяти Юрия Петровича Дарымова
Росавиация
Памяти Виталия Александровича Соломатина
AVIA.RU
Памяти Алексея Маркияновича Горяшко
Росавиация
Памяти Стромова Анатолия Петровича
Росавиация
21 сентября 2021 года ушел из жизни Петр Дмитриевич Жильцов_
Ростех
Авиастар - завод для «толстых» фюзеляжей

Ушла из жизни З.П. Румянцева

Ушел из жизни Николай Васильевич Рыжаков
Владимир Карнозов
Появление и развитие тяжелого истребителя
AVIA.RU
Поздравляем Василия Сергеевича Шапкина с 60-летием
AVIA.RU
Иркутский авиазавод: крылья России
Илья Вайсберг
«АНТОНОВ»: 75 лет в полете!
Ростех
Путешествие с Ростехом: Самара
Борис Елисеев
МГТУ ГА - крупный авиационный образовательно-научный комплекс
Ростех
Александр Яковлев: «Конструктор должен быть и мечтателем»
Ростех
Авиация – космосу: связанные одним небом
Александр Книвель
Александр Иноземцев - легенда российского авиастроения

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer