Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная История Выдающиеся личности

Сергей Чаплыгин. Человек, подгонявший время

26 марта 2019 года / Андрей Поздняков / Aviation EXplorer
 

Для учёных-физиков понятие «газ Чаплыгина» такое же обыденное, как «периодическая таблица Менделеева» или «теория относительности Эйнштейна». Для того чтобы понять, о ком идёт речь, им не обязательно напоминать имя и отчество великого русского учёного. Но многие ли жители сегодняшней России знают своего именитого соотечественника, чьё 150-летие будет отмечаться весной этого года?

Сергей Алексеевич Чаплыгин родился в городе Раненбург Рязанской губернии 24 марта (5 апреля по новому стилю) 1869 года в семье приказчика Алексея Тимофеевича и его супруги Анны Петровны. Ещё в детском возрасте мальчик лишился отца – тот умер от холеры. Мать вышла замуж второй раз и уехала с ребёнком к новому мужу, мещанину Давыдову, в Воронеж.

В 1877 году Сергей поступает в Воронежскую мужскую гимназию, где довольно быстро обнаруживает свои незаурядные таланты практически во всех областях знаний – от древних языков до математики, к которой у мальчика проявился особенный интерес. В четырнадцатилетнем возрасте Чаплыгин впервые пробует себя в роли преподавателя, став репетитором для помещичьих детей.

После блестящего окончания гимназии в 1886 году Сергей Алексеевич поступает на физико-математический факультет Московского университета. В то время в университете трудился блестящий ученый, «отец русской авиации», Николай Егорович Жуковский. По его ходатайству Чаплыгин после окончания обучения в 1890 году был оставлен в вузе – для подготовки к профессорской деятельности. Тогда же Сергей Алексеевич увлекся механикой. Его первые научные работы были посвящены проблеме движения твердого тела в жидкости. В них он поднял некоторые вопросы, которые прежде никто не рассматривал. Это привело Чаплыгина к фундаментальным открытиям в области построения общих уравнений механики, за что он был удостоен в 1899 году почетной награды – большой золотой медали Академии наук.

С 1893 года Чаплыгин начинает преподавать профессионально. В качестве приват-доцента он читает курс прикладной математики в Московском университете, и одновременно с этим – курс физики – в Московском Екатерининском институте. С 1895 по 1901 год он преподаёт математику и теоретическую механику в Московском межевом институте, с 1896 по 1910 – механику в Императорском Московском техническом училище. В 1901 – 1908 годах Сергей Алексеевич преподавал также в Московском инженерном училище.

Преподавательскую деятельность Чаплыгин совмещал с административной работой. С 1905 по 1918 он был директором Московских высших женских курсов, а с 1919 года – ректором 2-го Московского государственного университета, в который были преобразованы курсы. Стал широко известен случай, когда смелый директор начал строительство зданий для курсов на улице Малой Царицынской (сейчас – Малой Пироговской), невзирая на то, что государственные деньги были выделены не в полном объёме. Сергей Алексеевич просто заложил полагавшийся учебному заведению земельный участок.

Университетское преподавание Чаплыгин оставил в 1911 году по политическим соображениям. Именно тогда вышли скандальные циркуляры министра просвещения Л.А. Кассо «О надзоре за учащимися учебных заведений», «О временном недопущении публичных и частных студенческих заведений» и ряд других. Эти документы запрещали студенческие собрания, уничтожали университетскую автономию и возлагали на администрацию университета полицейские функции. В ответ на это группа из 130 университетских преподавателей, среди которых были такие звёзды мировой величины, как В. И. Вернадский, Д. М. Петрушевский, В.П. Сербский, К.А. Тимирязев, П.Н. Лебедев, подали в отставку. В их числе оказался и С.А. Чаплыгин

После Революции Сергей Алексеевич сосредотачивается на научной деятельности, которую он совмещает с преподаванием. С 1918 года он работает в Комиссии особых артиллерийских опытов при Главном артиллерийском управлении, а также в Научно-экспериментальном институте путей сообщения. В 1918 – 1925 годах Сергей Алексеевич занимает должность профессора Московского лесотехнического института.

Однако настоящим делом жизни Чаплыгина стал Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), к созданию которого в 1918 году его привлёк всё тот же Н.Е. Жуковский. В 1921 году, после смерти Жуковского, Сергей Алексеевич становится председателем коллегии, а в 1928 году – директором-начальником ЦАГИ. С 1931 года, покинув пост директора по состоянию здоровья и став научным руководителем института, Чаплыгин работает над созданием крупнейших аэродинамических лабораторий ЦАГИ. Там же, в ЦАГИ, он ведёт научно-теоретический семинар, который взрастил весь цвет советской механической науки. В их числе будущий Президент Академии наук СССР Мстислав Келдыш и основатель Новосибирского Академгородка Михаил Лаврентьев.

Трудно переоценить вклад Сергея Алексеевича Чаплыгина в мировую науку.

Помимо уже упомянутых работ в области теоретической механики Сергей Алексеевич работал в теории смазки. В 1906 году он опубликовал совместную с Н.Е. Жуковским работу «О трении смазочного слоя между шипом и подшипником», которая имела огромное практическое значение, вызвав шквал теоретических и экспериментальных исследований в этой области.

Фамилия Чаплыгин известна и математикам. В 1919 году он предложил метод приближённого интегрирования дифференциальных уравнений и доказал теорему о неравенствах, которой было присвоено его имя. Эти исследования считаются одними из крупнейших достижений математической мысли.

В 1905 – 1907 годах Сергеем Алексеевичем написаны университетский курс «Механика системы», а также сокращённый курс «Пропедевтическая механика» - для технических вузов и естественных факультетов университетов.

Но в качестве одного из столпов мировой науки Чаплыгин стал знаменит, прежде всего, благодаря созданной им новой отрасли механики, газовой динамики. В своей докторской работе «О газовых струях», защищённой в 1903 году в Московском университете, учёный надолго опередил время – ведь в век тихоходной авиации, которая делала первые шаги, он предложил методы исследования струйных движений газа при любых скоростях, приближающихся к скорости звука. Лишь через 30 лет знания, полученные Чаплыгиным, смогли быть использованы в авиастроении!

Но тандем Жуковского и Чаплыгина внёс свою лепту и в развитие современной им авиации – именно они помогли конструкторам в решении задачи о силах, действующих на обтекаемое крыло самолёта. Николай Егорович ещё в 1906 году доказал теорему, в которой содержалась формула подъёмной силы, однако через четыре года учитель и ученик независимо друг от друга дополнили теорему Жуковского, сформулировав постулат Жуковского – Чаплыгина, который дал полное решение задачи о силах, воздействующих на крыло. Это стало настоящим прорывом – именно с тех пор самолёты больше не строились «на глазок», ведь у авиаконструкторов был точный инструментарий для проектирования крыла. Это не только повлияло на скорость крылатых машин, но и на их безопасность.

В дальнейшем Сергей Алексеевич продолжил работу в этой области. В 1913 году им был представлен доклад «Вихревая теория подъёмной силы крыла», который дал новые знания для конструирования крыльев, а в 1914 вышел фундаментальный труд учёного «Теория решётчатого крыла», где была заложена база для расчётов винтов, турбин и других лопаточных машин – от домашних вентиляторов до турбин современных самолётов. Решётчатые крылья применяются и в строительстве скоростных судов, и в создании космических кораблей.

В 1922 году Чаплыгин публикует очередное сочинение, «К общей теории крыла моноплана», создав тем самым теоретическую базу для дальнейшей эволюции современной ему авиации. Уже к началу 30-х годов появятся отечественные монопланы, которые составят конкуренцию мировым аналогам.

Сергей Алексеевич много и активно помогал авиаконструкторам. Он работал и с таким именитым создателем бомбардировщиков и магистральных авиалайнеров, как Андрей Николаевич Туполев, и с конструктором знаменитого истребителя И-16 и «ночного бомбардировщика» У-2 Николаем Николаевичем Поликарповым.

За свои многочисленные заслуги перед наукой Сергей Алексеевич Чаплыгин в декабре 1924 года избирается членом-корреспондентом Российской Академии наук, а в январе 1929 года – академиком Академии наук СССР.

1 февраля 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР академику Чаплыгину в связи с пятидесятилетием его научной деятельности было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот. Сергей Алексеевич стал первым Героем Социалистического Труда из отечественных учёных.

С началом Великой Отечественной войны ЦАГИ эвакуируют в два тыловых города – Казань и Новосибирск. Сергей Алексеевич уезжает вместе с образованным филиалом №2 института в столицу Сибири. Там он работает целый год, успев заложить основы сибирской авиационной науки – уже после войны на базе филиала ЦАГИ будет создан Сибирский научно-исследовательский институт авиации, получивший имя Чаплыгина.

Умер Сергей Алексеевич 8 октября 1942 года от кровоизлияния в мозг. Его последними записанными словами были: «Пока есть силы надо бороться…, надо работать».

Именем Чаплыгина назван его родной город Раненбург (сейчас входит в Липецкую область), улицы в Москве и подмосковных Жуковском и Железнодорожном, Новосибирске, Туле, Кривом Роге, Алма-Ате. В Москве и Новосибирске (на территории СибНИА) установлены бюсты учёного, а на территории ЦАГИ – памятник.

В Москве работает мемориальный музей-квартира С.А. Чаплыгина, а могила учёного, также расположенная на территории СибНИА в Новосибирске, является памятником федерального значения.

В 1942 году Академия наук СССР учредила премию имени С.А. Чаплыгина «за лучшую оригинальную работу по теоретическим исследованиям в области механики». А ещё имя Чаплыгина носит один из лунных кратеров.


Андрей Поздняков



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

AVIA.RU
Дважды обманувшая смерть. Памяти журналистки Ольги Божьевой
ФАВТ
Памяти товарища Сафро Бориса Давидовича
Виктор Горлов
Борис Павлович Бугаев – явление в отечественной авиации
AVIA.RU
История летной службы отечественной гражданской авиации
AVIA.RU
Трехтомник по истории авиационного двигателестроения России
AVIA.RU
Издан уникальный фотоальбом «История авиации России»
AVIA.RU
Ушел из жизни Владимир Николаевич Кривошеев
Росавиация
Михаилу Михайловичу Терещенко исполняется 80 лет



Валерий Окулов
Поздравление со 100-летием Гражданской авиации России
AVIA.RU
Ушел из жизни Владимир Владиславович Солдатов
Юрий Михальчевский
Будущее – в нашей истории!
AVIA.RU
Владимиру Горбунову исполняется 60 лет
Борис Елисеев
За полвека – три ректора!
AVIA.RU
Памятник А.Н. Туполеву и новый музей открыты в год 100-летия ОКБ Туполева
AVIA.RU
Николай Столяров - основоположник советской авиационной эргономики
журнал "АвиаСоюз"
Школа летчиков-испытателей: славная история, современные реалии
журнал "АвиаСоюз"
Профессионализм и ответственность

Ветеран, который всегда в строю
AVIA.RU
Пилот, руководитель, общественный деятель
Згировская Е.Д.
Памяти Виктора Дмитриевича Кузнецова
Владимир Карнозов
Как Америка Москве «Томагавками» помогла
Крылья Родины
Стратегия успеха Виктора Чуйко
AVIA.RU
Александру Яновичу Книвелю исполняется 70 лет
Росавиация
Памяти Юрия Петровича Дарымова
Росавиация
Памяти Виталия Александровича Соломатина
AVIA.RU
Памяти Алексея Маркияновича Горяшко
Росавиация
Памяти Стромова Анатолия Петровича
Росавиация
21 сентября 2021 года ушел из жизни Петр Дмитриевич Жильцов_
Ростех
Авиастар - завод для «толстых» фюзеляжей

Ушла из жизни З.П. Румянцева

Ушел из жизни Николай Васильевич Рыжаков
Владимир Карнозов
Появление и развитие тяжелого истребителя
AVIA.RU
Поздравляем Василия Сергеевича Шапкина с 60-летием
AVIA.RU
Иркутский авиазавод: крылья России
Илья Вайсберг
«АНТОНОВ»: 75 лет в полете!
Ростех
Путешествие с Ростехом: Самара
Борис Елисеев
МГТУ ГА - крупный авиационный образовательно-научный комплекс
Ростех
Александр Яковлев: «Конструктор должен быть и мечтателем»
Ростех
Авиация – космосу: связанные одним небом
Александр Книвель
Александр Иноземцев - легенда российского авиастроения

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer