В день 90-летия со дня рождения маршала авиации А.Н. Волкова в кругу сослуживцев и ветеранов Дальней авиации мы вспомнили и тепло отозвались о человеке, который достиг высокого государственного поста. Разные периоды его службы раскрывают высокий уровень интеллекта, над воспитанием которого он работал напряженно и непрерывно на протяжении всей жизни.
Командующий ВТА генерал-полковник Ефанов В.В., командующий ДА генерал-полковник Решетников В.В. и министр ГА маршал авиации Волков А.Н. на воздушном празднике в Тушино
Из воспоминаний его заместителя по инженерно-авиационной службы генерал-майора Быстрова А.А.: «Стиль работы А.Н.Волкова в должности командира 203 гвардейского Орловского тяжелого бомбардировочного авиационного полка Дальней авиации (ДА), был заложен в этом полку, и его лучшие качества проявились в последующие годы как крупного военачальника Военно-Воздушных Сил СССР и Министра Гражданской авиации СССР.
А.Н. Волков до назначения в полк прошел тернистый путь военачальника - от командира корабля бомбардировщика Ту-16 до командира полка на самолётах Ту-22, был летчиком - инструктором 1-го класса, два года находился в специальной командировке в Египте, был награжден орденом Красного Знамени. Перед назначением прошел переучивание на самолет Ту-22 в Рязанском Центре боевого применения.
Первый сверхзвуковой бомбардировщик - ракетоносец Ту-22К наложил на психологию авиаторов особый отпечаток. Морально-нравственный климат в полку был заложен еще при его формировании летчиками, штурманами, стрелками-радистами и наземными специалистами, пришедшими из Гражданской авиации в начале Великой Отечественной войны. Полк, который под руководством комбрига Водопьянова М.В. на самолётах Пе-8 бомбил Берлин и воспитал одиннадцать Героев Советского Союза. Эта особая морально-нравственная атмосфера в течение многих десятилетий укреплялась многими поколениями командиров и личного состава и позволяла успешно решать сложнейшие задачи боевой подготовки. Полковник Волков А. Н., как командир полка, продолжил укреплять святые традиции полка и сделал все необходимое для укрепления воинского товарищества и братства среди личного состава. К моменту назначения на должность и НИИ ВВС, и строевые части ДА, и авиации ВМФ буквально сотрясали летные происшествия c только что поступившими на вооружение Ту-22. Он понимал, что помимо технической проблемы причина также кроется в человеческом факторе. 50 лет тому назад не было разговоров о значении уровня интеллекта летчиков в решении задач безопасности полетов.
Интеллект человека – это неразрывное единство, сплав умственных способностей, профессиональных качеств и культуры в широком понимании этого слова. А.Н. Волков формированию своего высокого интеллектуального уровня посвятил все годы своей жизни, занимая различные должности. На его рабочем столе постоянно находились книги, справочники и руководящие документы. Он требовательно и одновременно уважительно относился к инженерам, техникам и механикам, глубоко вникал в суть, требовал от инженеров разъяснения физической сущности, знал, где на новом самолете размещаются доработанные агрегаты и узлы.
В результате такой работы он стал не просто летчиком, а летчиком с инженерными знаниями конструкции самолета, поэтому в полетах у него не было аварийных ситуаций. Его экипажи первыми в ДА выполнили пуски ракет на дозвуковой скорости полета и первым на сверхзвуковой. Летчикам нравился этот строгий в пилотировании самолет. Многие на нем безаварийно налетали по 1000 часов и более. А.Н. Волков по праву относится к этой категории летчиков. Полк за время командования полковником А.Н. Волковым не имел ни одного летного происшествия и стал «кузницей» военоначальников в ДА.
Военно-политическая обстановка в конце 60-годов, сама «Холодная война», агрессивные планы капиталистических государств, особенно, Соединенных Штатов Америки, заставили руководство нашей страны усилить контроль за авиационными ударными группировками вероятного противника в акваториях Мирового океана. И 203-й полк Волкова становится «грозой» американских авианосцев».
В 1969 полковник А.Н. Волков назначается командиром 79 тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии ДА в Семипалатинске, где базировалась стратегическая авиация. Он в короткие сроки освоил Ту-95К, (М), Ту-116. Дивизия, кроме повседневной летной подготовки экипажей, выполняла специальные полеты на разведку реальных целей в удаленные военно-географические районы с двумя дозаправками топливом в полете с продолжительностью 26-28 часов. Большое внимание командование дивизии уделяло подготовке экипажей полетам на дозаправку топливом в воздухе.
Это один из самых сложных элементов летной подготовки. Сложность не только в подготовке экипажей, но и в организации взаимодействия с танкерами, как в повседневной учебе, так и в организации встречи с танкерами над морем при выполнении специальных полётов. Организаторские способности командира дивизии не остались незамеченными. Командующий Дальней авиации, участник Великой отечественной войны, Герой Советского Союза, генерал-полковник В.В. Решетников, направляет А.Н. Волкова на учебу в Военную академию Генерального штаба, после успешного окончания которой, он назначается заместителем, а затем в 1975 году – командиром 6-го отдельного тяжелого бомбардировочного авиационного корпуса ДА.
Сложные задачи по обеспечению слаженности, маневров Фронтовой, Дальней и Армейской авиации на аэродромы Афганистана и Средней Азии СССР, обеспечению действий Ограниченного контингента советских войск в Афганистане всем необходимым для боевых действий и жизни, потребовали назначения на высокую и чрезвычайно ответственную должность командующего Военно-Транспортной авиацией (ВТА) человека, обладающего высокой мерой ответственности и глубочайшими знаниями оперативно-стратегической обстановки. В 1976-м году на эту должность назначают генерал-лейтенанта А.Н. Волкова.
Из воспоминаний его начальника штаба ВТА, Заслуженного военного летчика СССР, генерал-полковника Ефаного В.В.: «Командующий быстро вошел в обстановку и приступил к руководству действиями соединений и частей. Высокая оперативная подготовка, большой опыт командования и руководства летной работой, глубокие теоретические знания, организованность и трудолюбие, требовательность и уважение к подчиненным позволили ему в короткие сроки освоить особенности боевого применения ВТА, завоевать авторитет и уважение среди личного состава ВТА. Под его руководством происходило интенсивное перевооружение частей на тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76. С учетом опыта полетов в Афганистане, была проведена доработка и оснащение самолетов ВТА более эффективными средствами преодоления средств ПВО, значительно возрос уровень боевой готовности и боевые возможности ВТА. Командующий освоил самолет Ил-76, регулярно выполнял полеты. Под его руководством создавался военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан». Он вырастил многих командиров частей и соединений».
За умелое руководство ВТА и успешное решение задач Правительства страны и Министра обороны, А.Н. Волкову присвоено воинское звание генерал-полковник авиации, он был награжден орденом Ленина и в сентябре 1986 года назначен на должность Заместителя Главнокомандующего ВВС страны. С мая 1987 года - Министр гражданской авиации СССР, председатель Комиссии по делам ICAO. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1989 года ему присвоено воинское звание – маршал авиации. С апреля 1990 года в группе Генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. С 1992 года - в отставке. Депутат Верховного Совета СССР 11- созыва. За период службы в ВВС освоил 11 типов самолетов. В 1974 году получил звание «Заслуженный военный летчик СССР».
Маршал авиации Волков А.Н. и генерал-полковник Ефанов В.В на торжественном собрании ВТА
Из воспоминаний Командующего ДА Заслуженного военного летчика России, генерал-лейтенанта Опарина М.М.: «Я чрезвычайно благодарен своей авиационной судьбе за то, что имел счастье служить и летать под руководством А.Н. Волкова. И мое становление как авиационного военачальника проходило в 203-м гвардейском тяжёлом бомбардировочном авиационном полку на Ту-22. Именно сам самолет, этот «ревущий зверь», гвардейский коллектив профессионалов летного и инженерно—технического состава и особенно боевые традиции полка «Мастеров боевого применения» заставляли нас молодых командиров кораблей напряженно работать под контролем строгих командиров-наставников, чтобы занять достойное место в боевой плановой «Таблице номер один». Сам Александр Никитович, будучи уже заместителем, а потом командиром 6-го отдельного тяжелобомбардировочного авиакорпуса часто бывал в своем родном полку и мне, тогда молодому командиру отряда, секретарю Методического совета полка, больно доставалось за допущенные ошибки от строгого и принципиального начальника, но время было особое, шла «Холодная война», требовавшая от нас максимального напряжения сил в совершенствовании своего лётного мастерства, мастерства твоего отряда, твоей эскадрильи, твоего полка.
И я благодарен судьбе за то, что уже став Командующим ДА, освоив все боевые авиационные комплексы, стоящие на вооружении ДА, моим наставником стал маршал Волков А.Н. Именно он в самое трудное для меня время незримо обозначал нам «берега» дальнейшего пути развития ДА и когда, иногда от бессилия «руки опускаются и выть хотелось», приходил мне на помощь.
Спокойно, ненавязчиво, добрым советом он помогал мне при реорганизации ВВС, когда ДА резали «по живому», когда буквально заново приходилось воссоздавать соединения и части, переформировывать Управление командующего и штаб ДА. Ведь благодаря его советам нам удалось сохранить боеспособность ДА во время катастрофического сокращения количества выделяемого количества авиационного топлива на выполнение плана боевой подготовки в конце 90-х. Это благодаря его совету мы сохранили практический опыт и не остановили полёты в удаленные военно-географические районы Земного шара. Это Волков советовал мне «встряхнуть» и активно участвовать в разработках и испытаниях новых видов высокоточных дальних авиационных средств поражения. И я помню, как он радовался их первым успешным пускам.
На всю жизнь я запомнил его высокую стройную фигуру, тихий спокойный голос и товарищеское доброе отношение ко мне и моим товарищам. И сегодня, отмечая 90-ю годовщину со Дня его рождения, хочется сказать: «СПАСИБО ТОВАРИЩ КОМАНДУЮЩИЙ!»