В истории отечественной гражданской авиации было всего четыре Министра:
- Логинов Евгений Федорович (1959-1964г начальник ГУГВФ при СМ СССР, 1964-1970 г Министр гражданской авиации СССР), маршал авиации.
- Бугаев Борис Павлович (1970-1987 г,) главный маршал авиации.
- Волков Александр Никитович (1987-1990 г), маршал авиации.
- Панюков Борис Егорович (1990-1991 г).

Об Александре Никитовиче Волкове, самобытном и талантливом человеке, крупном военачальнике и организаторе гражданской авиации, в нашей прессепубликаций практически не было. Спасибо, что есть Интернет. 25 марта 2019 года исполнилось бы 90 лет со дня рождения Александра Никитовича. И нам, непосредственно связанным с ним в работе на протяжении трех лет, хотелось бы поделиться некоторыми воспоминаниями.
Волков А.Н. стал Министром гражданской авиации СССР в очень непростое для него время. До Александра Никитовича в течение 17 лет руководил отраслью Борис Павлович Бугаев, один из лучших начальников в истории гражданской авиации. Признайтесь, непросто руководить таким хозяйством, как гражданская авиация огромной страны, зная и чувствуя, что каждый твой шаг скрупулёзно сравнивают с шагом твоего великого предшественника.
Александр Никитович пришел к нам в возрасте 58 лет, с должности заместителя Главкома ВВС, в звании генерал-полковника. Имел за плечами огромный военный авиационный опыт, большой авторитет в Вооруженных силах страны. Звание маршала авиации он получил, уже работая в гражданской авиации, в феврале 1989 г., а опыт, он и есть опыт, его никуда не денешь. Конечно, в авиации в целом много общего, но много разного. Отличительными особенностями для гражданской авиации являются: экономика, управление и регулирование процессов, инфраструктура, международные связи, подготовка персонала, охват услугами всей территории страны и всех отраслей народного хозяйства, взаимодействие с местными партийными исоветскими органами, социально-общественная сфера. Здесь многое для «молодого» Министра было новым.Изучению этих вопросов Волков А.Н. отдавал очень много рабочего, так и личного времени. Но он не просто «просвещался», он пытался проанализировать интересующую ситуацию, сравнить ее с имеющимся у него опытом, определить меры по улучшению, развитию. Мы не слышали, чтобы он когда-то высказался критически, осуждающе в адрес предшественников. Значимость предыдущего опыта он подчеркивал неоднократно. Его отличали методичность, уравновешенность и какая-то внутренняя сила. Став Министром, он не поменял команду, не привел с собой свиту «преданных единомышленников», а сохранил действующий состав. С большим уважением он относился к руководителям-ветеранам гражданской авиации. И заметно, с особой теплотой к летчикам – Васину И.Ф., Горяшко А.М., Потемкину В.Я., Майорову А.Г. и др.
Сразу же после отставки Бориса Павловича, работники центрального аппарата МГА узнали, что на его место приходит генерал-полковник Волков А.Н. Все нормальные люди начали интересоваться, что это за человек, какие его методы работы и т.п. Один влиятельный авиационный генерал (он сейчас здравствует. Искренне – дай Бог ему здоровья!) «по секрету» сказал, что Волков очень любит авиационную технику, является большим ее знатоком, и очень любит инженерный состав «сажать на горшок». Это инженерию насторожило. Ранее инженерам не приходилось проходить подобную процедуру. Но представлялось, что она не из приятных. Естественно, подобная перспектива заставила их сосредоточиться и профессионально «ощетиниться». Устрашающую процедуру к инженерно-руководящему составу он никогда не применял.
Действительно, он с большим вниманием и понимание относился к вопросам технической эксплуатации и ремонта авиационной техники.Многочисленные беседы на эти темы с заместителем длились по нескольку часов. Скажу прямо, к этим встречам нужно было серьезно готовиться, но участвовать в подобном диалоге было очень интересно. Просто ощущалось, насколько глубоко Александр Никитович знает самолет Ту-95 (аналог нашего Ту-114), самолет Ан-124 «Руслан» (широко используемый в гражданской авиации). Волков А.Н. был Председателем комиссии по войсковым испытаниям Ан-124 в ВВС. Впоследствии, Ан-124-100 стал и является самым крупным в мире транспортным рамповым самолетом, имеющим сертификат типа гражданского воздушного судна. Мы здесь не берем во внимание самолет Ан-225.
В отношении бесед, проводимых Министром, хотелось бы еще раз отметить, что он регулярно (обычно во второй половине дня) приглашал на разговор по одному всех своих заместителей, начальников Главных управлений и управлений центрального аппарата с материалами по закрепленному направлению деятельности. В ходе профессионального разговора он много записывал в свою специальную тетрадь форматом А-4, которую про себя мы назвали «амбарной книгой Министра». Он особенно часто беседовал с трудовиками, экономистами, финансистами, перевозчикам (Т.Н.Темкиной,В,И.Атларовым, Л.В.Ильчуком)Это было понятным и правильным.
В 1987-1990 годы в гражданской авиации, как и во всей стране, бурлили перестроечные настроения. Как на дрожжах вырастали группы пустых реформаторов и критиков, целью которых было охаивание всего существующего. Расцвело необоснованное прожектёрство. Незадолго до освобождения Б.П. Бугаева, в центрально газете появилась полная желчи и злобы статья «Министерство закрытых дверей» с огульной хулой на штаб отрасли В авиационных кругах многие статью восприняли с возмущением, но были, к сожалению, и такие, кто воспринял ее по иному. В настоящее время все возрастающее число авиаторов с благодарностью обращается к опыту Министерства гражданской авиации СССР.
Конечно, Волкову А.Н. в этот период времени было особо сложно. Он, военный человек, выросший в атмосфере Устава, дисциплины, в безоговорочной вертикали власти, вдруг оказался в гражданском обществе, охваченном нестабильностью, вседозволенной демократией, зреющим политическим, экономическим и административным кризисом. Общество было опутано идеями «нового мышления», «перестройки и ускорения», построения «социализма с человеческим лицом». Рушились каноны и заветы, а каковы механизмы реализации этих сомнительных идей не знали толком и сами архитекторы перестройки. В сложнейшей ситуации Александр Никитович опасался идти на открытый диалог с нарождающимися оппозиционными группировками и течениями, с разбухающим, а потом разделившимися по профессиональным направлениям авиационным профсоюзным движением. Он явно осторожничал, старался не идти на конфликты. Он редко выезжал в регионы. Видимо, не чувствуя себя еще достаточно подготовленным для диалогов с местным руководством, но его можно было и понять, потому что, за каждым отраслевым маневром могли всплыть глубокие негативные последствия, но этот спокойный, уравновешенный, деликатный и осторожный человек обладал твердым и очень решительным характером, когда требовались решения общеотраслевого уровня.
Приведём несколько примеров.
После серии жестоких лесных пожаров, произошедших в Московском и других регионах страны, Правительство СССР в 1989 году выдало задание – приспособить для пожаротушения с воздуха большой противолодочный самолет-амфибию А-40 «Альбатрос». Такой самолет был спроектирован по техническому заданию Минобороны в ОКБ им. Г.М. Бериева (Таганрог), генеральный конструктор А.К. Константинов. К этому времени в Таганроге было изготовлено два опытных экземпляра боевого назначения.
Первый полет самолета был выполнен в декабре 1986 года. МГА СССР, его Главное научно-техническое управление, научно-исследовательские институты отрасли активно включились в новую работу. Совместно с МАП СССР была сформирована макетная комиссия, возглавляемая соавтором этой статьи. Мы детально ознакомились с конструкцией самолета, его летно-техническими характеристиками. Как самолет-амфибия он имел изумительные летно-технические характеристики. В мире не было подобных ему аналогов. Взлетный вес – 90 тонн, загрузка 22 тонны, аэродинамическое качество – 17 (это на летающей лодке). Он является обладателем 148 мировых рекордов.
Но данный самолет, как показала работа макетной комиссии, оказался непригоден для работы в гражданской авиации. Он не конвертировался под коммерческие перевозки, требовал больших и глубоких акваторий для взлета, посадки и забора воды на глиссировании. Иметь подразделения дорогостоящих тяжелых самолетов, используемых только несколько месяцев в году для «Аэрофлота» было экономически нецелесообразно.
Макетная комиссия доложила результаты работы Министру Волкову А.Н. Онпринял решение отклонить применение в гражданской авиации самолета А-40 «Альбатрос». А.Н. Волков доложил о своей позиции в Военно-промышленную комиссию (ВПК) и Правительство. С ним согласились и поручили разработать ТЗ на такой самолет-амфибию, который был бы необходим для гражданской авиации.Нами, при внимании и контроле со стороны Министра, было разработано ТЗ на конвертируемый самолет-амфибию, способный тушить пожары и выполнять коммерческие перевозки. Этот самолет-амфибия Бе-200 с взлетным весом40 тонн, коммерческой загрузкой (вода) до 12 тонн. Забор воды на глиссировании 15 секунд. Длина акватории, с которой может выполняться забор воды на глиссировании около 1 км.
Массовому внедрению Бе-200 в коммерческую эксплуатацию (спецприменение, пассажиры, грузы, почта) помешал кризис 90-х годов. Удовлетворяет то, что Бе-200 широко применяется на пожаротушении в государственной авиации – в МЧС РФ.Можно сказать, что появление замечательного самолета-амфибии Бе-200 так же связано и с именем Волкова А.Н., Министра гражданской авиации СССР.
Особое внимание Александр Никитович уделял вопросам социального положения авиационных работников. Благодаря его непосредственному участию и настойчивости было улучшено пенсионное обеспечение инженерно-техническому состава. Инженеры и авиатехники, занятые непосредственно обслуживанием воздушных судов, получили право выхода на пенсию в 55 лет.
Будучи человеком военным, истинным патриотом отечественной техники, он, тем не менее, много вложил труда, чтобы Центральное управление международных воздушных сообщений получило в финансовый лизинг пять зарубежных самолетов Airbus А310. Он понимал, что с устаревшей отечественной авиатехникой Аэрофлоту трудно конкурировать на международных линиях. Он, конечно, не предполагал, что спустя несколько лет распадется Советский Союз, а спустя 15 лет почти все пассажирские перевозки отечественные авиакомпании будут вынуждены выполнять на зарубежных самолетах, но в данное время это был очень смелый шаг со стороны Министра. Жизнь показала, что Волков А.Н. был прав.
Александр Никитович уделял много внимания ходу разработки и испытаний самолетов Ил-96-300, Ту-204, Ил-114, Ту-334, Бе-200 и др. При его непосредственном участии и контроле была разработана Программа развития гражданской авиации. В процессе разработки Программы приняли участие все управления центрального аппарата Министерства и отраслевые институты. Программа была глубоко обоснованной, масштабной и отражала потребности в развитии гражданской авиации на среднесрочный период и перспективу. Программа была оформлена и представлена в Правительство. В правительственных структурах она была одобрена, но в это бурное время до Постановления Правительства дело не дошло по экономическим и политическим обстоятельствам. Будучи нереализованной, она долгие годы служила исходным материалом для разработки концепций, стратегий, основ и программ уже для рыночного периода.
При самом активном участии Министра в 1988 г. в аэропорту «Шереметьево» был открыт первый в Москве магазин беспошлинной продажи Дьюти Фри. Не все еще в то время понимали (включая автора статьи), насколько важна для развития аэропортовых комплексов неаэропортовая деятельность на их территории. Во многих странах она дает значительный доход в бюджет аэропортов. Шереметьевский Дьюти Фри и сегодня является крупнейшей торговой точкой в стране. Магазины Дьюти Фри сейчас имеются практически во всех международных аэропортах Российской Федерации. Думаем, что этих примеров достаточно.
Мы начали замечать, что Александр Никитович начал прогрессирующе прихрамывать. Вскоре он лег в госпиталь, где ему сделали операцию на коленный сустав. В одном из посещений его в госпитале, он рассказал, что в молодые годы, играя за сборную ВВС по гандболу, повредил мениск, но операцию делать не стал, опасаясь, что снимут с летной работы. Так с этим жил и летал. С возрастом болезнь резко обострилась и срочно потребовалась сложная операция. Кром того, медики нашли серьезные проблемы с дыхательной системой. В беседе Александр Никитович предположил, что последнее возможно произошло вследствие многократных высотных полетах на сверхзвуковых бомбардировщиках Ту-22.
Из госпиталя он вышел с палочкой. Явного улучшения здоровья не усматривалось. Вскоре Волков А.Н. собрал заместителей и начальников управления центрального аппарата. Он объявил, что принял решение уйти с поста Министра по состоянию здоровья. Сказал, что действующий маршал и Министр должны обладать здоровьем и ходить без костыля. Он выразил признательность и благодарность нам, как соратникам по работе. Извинился перед нами за то, что не оправдал (по его мнению) наших ожиданий. Это был непростой, но мужественный и благородный разговор. Не подведи здоровье, он, конечно, еще немало полезного сделал бы для отрасли. Подтверждением честности и порядочности этого человека было то, что на свое место он порекомендовал своего первого заместителя, ветерана гражданской авиации Панюкова Бориса Егоровича, на долю которого выпала нелегкая судьба – завершение истории Министерства гражданской авиации СССР. История же гражданской авиации в целом – явление вечное. Эта история сложна и многогранна. Она насыщена ярким героизмом, тяжелыми буднями, неудачами, победами и достижениями. Она живет, постоянно обновляясь.
Вспоминая Волкова Александра Никитовича, нельзя не отметить славный воинский путьмаршала. Об этом хорошо сказано в воспоминаниях его ученика-Командующего Дальней авиацией, генерал- лейтенанта Опарина М.М.
Александр Никитович умер 7 декабря 2005 года и похоронен на Троекуровском кладбище, где нашли свой покой Министр гражданской авиации СССР Б.Е. Панюков; первый заместитель Министра гражданской авиации СССР, Герой России, генерал-лейтенант А.И. Семенков, первый заместитель Министра гражданской авиации СССР, Герой Советского Союза, генерал-полковник А.Н. Катрич; заместитель Министра гражданской авиации СССР, генерал-полковник Ю.Г. Мамсуров; заместители Министра гражданской авиации СССР И.Ф. Васин, И.С.Разумовский, А.П.Усков, С.П. Мамичев, Л.В. Ильчук, М.А. Тимофеев и многие другие заслуженные авиаторы.
Просятся слова: «Всегда и везде мы вместе»..
В.В.Замотин, зав.сектором гражданской авиации( 1981-1990), заместитель Министра гражданской авиации СССР(1990-1992).
В.В.Горлов, заместитель Министрагражданской авиации СССР(1986-1991).