Такое решение было продиктовано резко изменившейся политической ситуацией и дефолтом 1998 года, и после того, как американская партнёры - компания Pratt & Whitney - вышли из проекта по созданию дальнемагистрального пассажирского самолета ИЛ-96М с двигателями PW2337. В результате воронежское авиастроительное предприятие (ВАСО) осталось без заказов и финансирования, имея несколько готовых серийных фюзеляжей от Ил-96-300 и Ил-96Т в разной степени готовности.
Президент ИФК Александр Рубцов и и генеральный директор ОАО «Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина» Виктор Ливанов
Не в лучшем финансовом состоянии в то время находилось и ульяновское авиастроительное предприятие – Авиастар-СП, чьи мощности, рассчитанные на производство десятков Ту-204 в месяц, простаивали, что фактически угрожало заводу банкротством.
Стало очевидным, что без наличия на российском рынке современной специализированной финансово-лизинговой структуры, работающей на основе современных мировых стандартов, продолжение строительства самолетов и привлечение в авиационную промышленность денег и заказчиков совершенно невозможно.
В период, предшествовавший созданию ИФК, в России практически отсутствовали налаженные механизмы лизинга авиатехники. Поэтому создание авиационной лизинговой компании стало определенным новшеством в нашей стране, а ИФК стала одной из первых компаний в этой области.
Увидев хорошие перспективы развития отечественных авиационных предприятий, в акционерный капитал ИФК с 2000 по 2001 гг. последовательно вошли: Национальный резервный банк и Внешэкономбанк. В том же 2001 г. ИФК стало участником государственной программы развития лизинга в России. Компания выиграла конкурс на получение господдержки авиализинга в России, а контрольный пакет акций ИФК перешел государству. В итоге к 2003 году доля Российской Федерации (вместе с ВЭБ) выросла до 54,6%.
Таким образом, в условиях отсутствия государственных заказов и бюджетного финансирования деятельность ИФК, Генеральным директором которой стал Александр Рубцов, позволила крупнейшим авиазаводам Воронежа и Ульяновска избежать банкротства, остановить отток квалифицированных кадров и возобновить производство магистральных самолетов.
Первое инвестиционное соглашение было подписано между ИФК и ВАСО в 2001 году. С октября 2002 года по август 2005 года 56,3 % акций завода находились в доверительном управлении ИФК. В результате этого сотрудничества финансовое положение предприятия существенно улучшилось: была полностью погашена просроченная задолженность по платежам в бюджеты и внебюджетные фонды всех уровней, а выручка ВАСО и прибыль от продаж выросла в несколько раз за счет возобновления выпуска самолетов Ил-96.
Удалось остановить резкое снижение численности сотрудников. Средняя заработная плата заводчан выросла в 2,5 раза, резко увеличились налоговые платежи, в т.ч. в федеральный бюджет – в 4 раза, в региональный и местный бюджеты – в 1,6 раза, во внебюджетные фонды – в 3 раза.
Аналогичная картина складывалась и на Авиастар-СП. За несколько лет ИФК инвестировала в производство самолетов Ту-204 различных модификаций порядка 600 млн. долларов, что позволило предприятию пережить возможную ликвидацию.
Результатом работы по привлечению финансирования в гражданский авиапром и внедрению нового на российском рынке механизма лизинга стала первая поставка российским заказчикам самолетов Ту-204, которая состоялась в 2003 году, а самолетов Ил-96-300 - в 2004.
В 2005 году состоялась первая за весь постсоветский период поставка отечественного самолета за рубеж – ИФК осуществило экспорт самолетов Ил-96-300 на Кубу, с использованием механизма экспортного кредитования в рамках госпрограммы поддержки экспорта российской высокотехнологичной продукции.
На этом этапе стало понятно, что отечественная авиапромышленность не готова осуществлять современную поддержку эксплуатации воздушных судов, так как даже СССР это была забота самих авиакомпаний - Министерства гражданской авиации, а не авиапрома. Современный мир диктовал иные условия. Производитель должен сопровождать эксплуатацию самолета в течение всего его жизненного цикла.
Поэтому, для полноценной эксплуатации поставляемых российских самолетов, ИФК организовало собственную эффективную систему послепродажного обслуживания воздушных судов в России и за рубежом. Эта компетенция и по сей день позволяет лизинговой компании быть единственным на российском рынке лизингодателем, который может заниматься ремаркетингом ранее поставленных отечественных самолетов, включая трансформацию из одного типа ВС в другой.
ИФК принимало активное участие в создании «Некоммерческого партнерства ОАК», которое впоследствии трансформировалось в ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», объединив в себе основные авиастроительные активы страны. В 2007 году акции ИФК в размере 48,4 %, принадлежавшие российскому государству, были переданы ПАО «ОАК», а ИФК стала частью новой корпорации.
Важным историческим этапом развития компании стала совместная с ОАК работа по организации на ВАСО серийного производства региональных самолетов Ан-148. Самолеты строились для коммерческих эксплуатантов, и сейчас строятся и поставляются государственным заказчикам, таким как Министерство обороны РФ, МЧС, ФСБ и др.
Подписание твердого контракта с авиакомпанией Red Wings о поставке 16 самолетов МС-21-300
Для обучения квалифицированного летно-технического и инженерного персонала ИФК организовало специализированную компанию – ООО «ИФК Тренинг», которая в дальнейшем расширила перечень своих услуг, включив, помимо Ан-148, подготовку экипажей для других типов отечественных самолетов. Таким образом, ИФК удалось создать полноценную систему комплексного послепродажного обслуживания отечественных самолетов, включая техподдержу и подготовку летного и технического персонала.
При этом ИФК оказывает авиакомпаниям содействие по поддержанию и ремаркетингу ранее поставленных самолетов семейства Ан-148, Ту-204 и Ил-96, демонстрируя рынку умение бережно и рационально управлять активами.
Несмотря на колоссальные трудности, за годы своего существования ИФК удалось сохранить и обеспечить заказами ключевые предприятия гражданского сектора авиационной промышленности и поставить заказчикам более 60 отечественных самолетов различных типов.
И сегодня компания продолжает играть важную роль в обеспечении финансированием и заказами самолетов нового поколения. Портфель заказов ИФК на новые воздушные суда, включая МС-21 и SSJ превышает 70 единиц.
Редакция портала AVIA.RU поздравляет коллектив компании «Ильюшин Финанс Ко.» и ее руководителя Александра Ивановича Рубцова с юбилеем, и желает достижения ещё больших успехов в деле обеспечения авиакомпаний отечественной авиатехникой и поддержания нашей авиационной промышленности.