В том далеком уже 1990 году не было многого из того, что сегодня кажется естественным. Нарастал хаос, сопровождающий процесс слома исчерпавшей себя государственно-централизованной системы управления экономикой страны и перевод ее на рыночные рельсы. А что это за рельсы, мало кто тогда представлял. Поэтому чувства озабоченности и даже тревоги за судьбу отрасли и свою личную не могли не беспокоить руководителей МГА СССР и основных производственных подразделений отрасли. Таковыми тогда были объединенные авиаотряды или, как в Домодедово и Внуково, производственные объединения.
Понятие аэропорт ассоциировалось с наземным имущественным комплексом такого авиаотряда. В министерстве за организацию работы аэропортов страны отвечало Управление развития аэропортов, которое тогда возглавлял Л.А. Щеглов. Человек, прямо скажем, незаурядный, если учесть, что в 1989 г. в возрасте 36 лет он был включен в список кадрового резерва министерства на должность министра. К тому моменту за плечами у него был 15-летний опыт работы в аэропорту Домодедово, в котором после окончания Киевском институте инженеров гражданской авиации (КИИГА) он прошел все ступени карьерной лестницы, от инженера до начальника аэропорта. Поэтому неудивительно, что именно Л.А. Щеглов стал инициатором поиска новых организационных форм, которые позволяли бы аэропортам сохранить работоспособность в условиях разразившегося в стране острого экономического и политического кризиса. Заметно слабела роль министерства в обеспечении производственной деятельности аэропортов.
Вот как вспоминает то время вдова Л.А. Щеглова Валентина Неофитовна Щеглова: «Я и мои дети прекрасно помним то время, когда споры и дискуссии о выживании аэропортов после рабочего дня перемещались из служебных кабинетов к нам домой, на кухню. Это было задолго до организационного собрания Ассоциации в Сочи. Помню, как бывало всю ночь напролет, вплоть до утра, серьёзные мужчины до хрипоты спорили о путях решения возникавших перед аэропортами проблем. Это уже потом, когда в общих чертах был сверстан устав придуманной организации, решили на свой страх и риск в декабре 1990 года собраться подальше от Москвы, в Сочи, чтобы учредить Ассоциацию «Аэропорт». А опасаться было чего. В полувоенной организации, какой тогда было МГА СССР, с Уставом, который для работников был важнее КЗоТ’а, не угодить желаниям вышестоящего начальника несообразительному могло стоить служебного кресла. Но, к счастью, опасения не оправдались. Ситуация менялась настолько быстро, что заместитель министра Ю.А. Юркин, курировавший это направление, используя министерские средства связи, направил руководителям региональных управлений министерства и в авиапредприятия информацию о дате и месте собрания, на котором планировалось принять решение об учреждении Ассоциации. И 18 декабря 1990 г. такое учредительное собрание состоялось. В нем приняли участие более 60 представителей отраслевых организаций и 33 из них подписали. учредительный договор организации, названной Ассоциация «Аэропорт» ГА.
Аэропорты, чьи представители подписали этот договор, сразу же после регистрации Ассоциации стали ее членами. Большинством голосов Л.А. Щеглов был избран председателем Ассоциации, а начальник аэропорта Сочи В.Н. Репников - его заместителем. Уже в Москве, после регистрации Ассоциации в Московской регистрационной палате в Устав Ассоциации были внесены изменения. Появилась представительская должность президента и исполнительный орган – дирекция, возглавляемая генеральным директором. Обе должности были выборными и Л.А. Щеглов по решению ежегодных собраний членов Ассоциации совмещал их вплоть до своего ухода из жизни. Этот внешне недемократичный шаг диктовался двумя соображениями: необходимостью концентрации управления Ассоциацией в одних руках в сложный период ее становления и абсолютным его авторитетом среди коллег. Своим заместителем в дирекции он назначил В.И.Горбачева, бывшего до этого его заместителе по работе в министерстве. Последний принимал самое активное участие на всех стадиях подготовки к созданию и в организации работы Ассоциации.
Под руководством Л.А. Щеглова Ассоциация пережила развал СССР, замену МГА СССР невразумительным Департаментом воздушного транспорта Минтранса России, «чубайсовскую» приватизацию, стала коллективным членом Европейского отделения Международного совета аэропортов (ACI-Europe) и приобрела те черты, которые вот уже 25 лет делают ее необходимой для аэропортового сообщества всех бывших республик Советского Союза, за исключением прибалтийских. И этим она отличается от всех других отраслевых ассоциаций, возникших позднее. А это отличие, что немаловажно, выступает, еще и консолидирующим фактором не только для аэропортового сообщества стран ее членов, но и для народов этих стран. Ком в горле стоял при виде обнимающихся на одном из заседаний правления Ассоциации руководителей аэропортов Баку и Еревана. В это время полыхал вооруженный конфликт между Азербайджаном и Арменией за Нагорный Карабах, а обнимающиеся суровые мужчины были, если память мне не изменяет, однокурсниками во время учебы в КИИГА.
Трагический уход из жизни Л.А.Щеглова в расцвете творческих сил в 1997 г. не сказался на жизнеспособности Ассоциации, подтвердив тем самым прочность фундамента, на котором она была создана, и мудрость инициатора ее создания.
28 мая 1987 г. общее собрание членов Ассоциации утвердило Положение о премии имени Л.А.Щеглова, в котором записано:
«Премия имени Л.А.Щеглова учреждается Ассоциацией «Аэропорт» гражданской авиации в знак признания выдающегося вклада в дело развития аэропортов государств, сформировавшихся на территории бывшего СССР, инициатора создания и первого президента Ассоциации «Аэропорт» ГА Леонида Андреевича Щеглова.
Этой премией награждаются граждане вне зависимости от рода их профессиональной деятельности, гражданства и места постоянного проживания, внесшие значительный вклад в дело развития гражданской авиации государств бывшего СССР, в расширение и углубления интеграционных процессов между авиапредприятиями этих государств, в формирование в данном геополитическом и экономическом пространстве эффективной, действующей в общих интересах авиатранспортной системы.
Премия имени Л.А.Щеглова присуждается ежегодно к дате проведения общего годичного собрания членов Ассоциации». В момент учреждения премии ее денежное содержание составляло один миллион рублей. Пишу в прошедшем времени потому, что уже лет десять премия никому не присуждается. Она прекратила свое существование в том числе и потому, что новая генерация управленцев аэропортов уже не знает кто такой Л.А.Щеглов и почему они должны гордиться премией его имени.
В юбилейных материалах Ассоциации, розданных участникам юбилейной конференции, роль Л.А.Щеглова в создании Ассоциации фактически замолчана, и в то же время непропорционально выпукло отражен вклад в это создание его тогдашнего заместителя по работе в министерстве, а затем в дирекции Ассоциации. Это не могло не броситься в глаза ветеранам отрасли, которые восприняли этот дисбаланс как попытку снять венок первопроходца с головы ушедшего из жизни коллеги и пристроить его на собственную голову. Думается эту досадную шероховатость нужно устранить и больше не вспоминать о ней, опубликовав на страницах той же газеты «Воздушный транспорт» список 33-х подписантов учредительного договора Ассоциации и фотографию Л.А.Щеглова. Они безусловно уже заняли почетное место в истории Ассоциации, как ее отцы-основатели. И еще. Почему бы Совету Ассоциации не стать инициатором присвоения одному из отечественных магистральных самолетов имени «Леонид Щеглов»? Да и о реанимации Премии имени Л.А.Щеглова может быть стоит подумать. И то и другое – это не что иное, как исполнение долга благодарных современников перед памятью о добрых делах своих предшественников. Со временем первые тоже неизбежно станут для кого-то предшественниками.
Владислав Катчан - один из подписавших учредительный договор Ассоциации «Аэропорт» ГА в 1990 г.
Понятие аэропорт ассоциировалось с наземным имущественным комплексом такого авиаотряда. В министерстве за организацию работы аэропортов страны отвечало Управление развития аэропортов, которое тогда возглавлял Л.А. Щеглов. Человек, прямо скажем, незаурядный, если учесть, что в 1989 г. в возрасте 36 лет он был включен в список кадрового резерва министерства на должность министра. К тому моменту за плечами у него был 15-летний опыт работы в аэропорту Домодедово, в котором после окончания Киевском институте инженеров гражданской авиации (КИИГА) он прошел все ступени карьерной лестницы, от инженера до начальника аэропорта. Поэтому неудивительно, что именно Л.А. Щеглов стал инициатором поиска новых организационных форм, которые позволяли бы аэропортам сохранить работоспособность в условиях разразившегося в стране острого экономического и политического кризиса. Заметно слабела роль министерства в обеспечении производственной деятельности аэропортов.
Вот как вспоминает то время вдова Л.А. Щеглова Валентина Неофитовна Щеглова: «Я и мои дети прекрасно помним то время, когда споры и дискуссии о выживании аэропортов после рабочего дня перемещались из служебных кабинетов к нам домой, на кухню. Это было задолго до организационного собрания Ассоциации в Сочи. Помню, как бывало всю ночь напролет, вплоть до утра, серьёзные мужчины до хрипоты спорили о путях решения возникавших перед аэропортами проблем. Это уже потом, когда в общих чертах был сверстан устав придуманной организации, решили на свой страх и риск в декабре 1990 года собраться подальше от Москвы, в Сочи, чтобы учредить Ассоциацию «Аэропорт». А опасаться было чего. В полувоенной организации, какой тогда было МГА СССР, с Уставом, который для работников был важнее КЗоТ’а, не угодить желаниям вышестоящего начальника несообразительному могло стоить служебного кресла. Но, к счастью, опасения не оправдались. Ситуация менялась настолько быстро, что заместитель министра Ю.А. Юркин, курировавший это направление, используя министерские средства связи, направил руководителям региональных управлений министерства и в авиапредприятия информацию о дате и месте собрания, на котором планировалось принять решение об учреждении Ассоциации. И 18 декабря 1990 г. такое учредительное собрание состоялось. В нем приняли участие более 60 представителей отраслевых организаций и 33 из них подписали. учредительный договор организации, названной Ассоциация «Аэропорт» ГА.
Аэропорты, чьи представители подписали этот договор, сразу же после регистрации Ассоциации стали ее членами. Большинством голосов Л.А. Щеглов был избран председателем Ассоциации, а начальник аэропорта Сочи В.Н. Репников - его заместителем. Уже в Москве, после регистрации Ассоциации в Московской регистрационной палате в Устав Ассоциации были внесены изменения. Появилась представительская должность президента и исполнительный орган – дирекция, возглавляемая генеральным директором. Обе должности были выборными и Л.А. Щеглов по решению ежегодных собраний членов Ассоциации совмещал их вплоть до своего ухода из жизни. Этот внешне недемократичный шаг диктовался двумя соображениями: необходимостью концентрации управления Ассоциацией в одних руках в сложный период ее становления и абсолютным его авторитетом среди коллег. Своим заместителем в дирекции он назначил В.И.Горбачева, бывшего до этого его заместителе по работе в министерстве. Последний принимал самое активное участие на всех стадиях подготовки к созданию и в организации работы Ассоциации.
Под руководством Л.А. Щеглова Ассоциация пережила развал СССР, замену МГА СССР невразумительным Департаментом воздушного транспорта Минтранса России, «чубайсовскую» приватизацию, стала коллективным членом Европейского отделения Международного совета аэропортов (ACI-Europe) и приобрела те черты, которые вот уже 25 лет делают ее необходимой для аэропортового сообщества всех бывших республик Советского Союза, за исключением прибалтийских. И этим она отличается от всех других отраслевых ассоциаций, возникших позднее. А это отличие, что немаловажно, выступает, еще и консолидирующим фактором не только для аэропортового сообщества стран ее членов, но и для народов этих стран. Ком в горле стоял при виде обнимающихся на одном из заседаний правления Ассоциации руководителей аэропортов Баку и Еревана. В это время полыхал вооруженный конфликт между Азербайджаном и Арменией за Нагорный Карабах, а обнимающиеся суровые мужчины были, если память мне не изменяет, однокурсниками во время учебы в КИИГА.
Трагический уход из жизни Л.А.Щеглова в расцвете творческих сил в 1997 г. не сказался на жизнеспособности Ассоциации, подтвердив тем самым прочность фундамента, на котором она была создана, и мудрость инициатора ее создания.
28 мая 1987 г. общее собрание членов Ассоциации утвердило Положение о премии имени Л.А.Щеглова, в котором записано:
«Премия имени Л.А.Щеглова учреждается Ассоциацией «Аэропорт» гражданской авиации в знак признания выдающегося вклада в дело развития аэропортов государств, сформировавшихся на территории бывшего СССР, инициатора создания и первого президента Ассоциации «Аэропорт» ГА Леонида Андреевича Щеглова.
Этой премией награждаются граждане вне зависимости от рода их профессиональной деятельности, гражданства и места постоянного проживания, внесшие значительный вклад в дело развития гражданской авиации государств бывшего СССР, в расширение и углубления интеграционных процессов между авиапредприятиями этих государств, в формирование в данном геополитическом и экономическом пространстве эффективной, действующей в общих интересах авиатранспортной системы.
Премия имени Л.А.Щеглова присуждается ежегодно к дате проведения общего годичного собрания членов Ассоциации». В момент учреждения премии ее денежное содержание составляло один миллион рублей. Пишу в прошедшем времени потому, что уже лет десять премия никому не присуждается. Она прекратила свое существование в том числе и потому, что новая генерация управленцев аэропортов уже не знает кто такой Л.А.Щеглов и почему они должны гордиться премией его имени.
В юбилейных материалах Ассоциации, розданных участникам юбилейной конференции, роль Л.А.Щеглова в создании Ассоциации фактически замолчана, и в то же время непропорционально выпукло отражен вклад в это создание его тогдашнего заместителя по работе в министерстве, а затем в дирекции Ассоциации. Это не могло не броситься в глаза ветеранам отрасли, которые восприняли этот дисбаланс как попытку снять венок первопроходца с головы ушедшего из жизни коллеги и пристроить его на собственную голову. Думается эту досадную шероховатость нужно устранить и больше не вспоминать о ней, опубликовав на страницах той же газеты «Воздушный транспорт» список 33-х подписантов учредительного договора Ассоциации и фотографию Л.А.Щеглова. Они безусловно уже заняли почетное место в истории Ассоциации, как ее отцы-основатели. И еще. Почему бы Совету Ассоциации не стать инициатором присвоения одному из отечественных магистральных самолетов имени «Леонид Щеглов»? Да и о реанимации Премии имени Л.А.Щеглова может быть стоит подумать. И то и другое – это не что иное, как исполнение долга благодарных современников перед памятью о добрых делах своих предшественников. Со временем первые тоже неизбежно станут для кого-то предшественниками.
Владислав Катчан - один из подписавших учредительный договор Ассоциации «Аэропорт» ГА в 1990 г.