Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная История История и современность

Авианосец - символ военно-морской мощи (часть 1)

6 апреля 2015 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

Единственный авианосец ВМФ России – ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» проекта 1143.5 - был спущен на воду в декабре 1985 года, почти тридцать лет тому назад. Корабль вошел в конце 1990-го и служит стране уже четверть века. Сдав Индии в ноябре 2013 года авианосец проекта 11430, Россия сегодня строительство новых кораблей данного класса не ведет. Правильно это или нет? Попробуем разобраться при помощи экскурса в историю и анализа событий большой войны на Тихом Океане.

Общая длина морских границ России – свыше 38,8 тысяч километров. Наша береговая линия - самая протяженная среди всех государств мира. Территория страны омывается водами двенадцати морей и трех океанов. Они служат нам поставщиками пищи, природных ископаемых и энергетических ресурсов. Мировой океан также выступает в качестве важнейшей транспортной артерии: морскими судами перевозится более 95% внешнего товарооборота между суверенными государствами.

Известно выражение: «Кто контролирует океанские торговые пути, тот владеет миром». Его приводит в статье за своей подписью Главнокомандующий ВМФ России Адмирал Виктор Викторович Чирков. Статья опубликована в «Морском сборнике». Это документ с номером СПИ/0085/14 «О реализации программы военного кораблестроения ВМФ РФ», в котором рассмотрены вопросы разработки и реализации долгосрочной программы строительства военно-морской техники на период до 2050 года.

Авианосец проекта 11430 Vikramaditya

Конкретные планы носят гриф секретности, но общее направление документа известно. Упор делается на строительство атомных подводных лодок и субмарин с электрическими двигателями подводного хода, надводных кораблей – носителей управляемого ракетного оружия. А вот авианосцы вниманием обделены.

Почему у нас столь туго идет дело с этим классом боевых кораблей? Может, они нам не нужны? Не вписываются в политику государства или не подходят к решаемым задачам?

В первом десятилетии XXI века Российская Федерация позиционирует себя как сильная страна и ведущая морская держава, которая борется за исконные территории на южных рубежах, закрепляется на Тихом Океане и расширяет присутствие на Севере, осваивая просторы Арктики. В современном мире страна считается сильной, если она обладает суверенитетом, имеет устойчиво функционирующую экономику, стабильность в обществе и мощные вооруженные силы. У государства российского испокон веков имелась большая армия, а со времен Петра Великого – еще и боеспособный военно-морской флот.

Флот и авиация - первые шаги навстречу

Современный этап развития военно-морских сил неразрывно связан с ракетной и авиационной техникой. Не успел самолет появиться и достигнуть известного уровня совершенства для военной службы, как моряки стали использовать его с береговых аэродромов и боевых кораблей (в 1912 году первый взлет и посадку на крейсер Pennsylvania выполнил американец Eugene Ely).

В деле развития морской авиации Россия шла вместе с ведущими морскими державами – США, Англией, Францией, Германией и Японией. У российской палубной авиации – столетняя история. Парой летающих лодок вооружили легкий крейсер «Алмаз». В 1913 году началось переоборудование пароходов «Орлица», «Румыния», «Император Николай I» и «Император Александр I» в так называемые «авиационные суда» или «гидрокрейсеры».

Каждый из них нес до 5-10 самолетов М-5 и М-9 конструкции Дмитрия Павловича Григоровича, С-5а и С-10 Игоря Ивановича Сикорского. День авиации ВМФ отмечается 17 июля. Тогда, в 1916 году, русские авиаторы на летающих лодках М-9 с «Орлицы» одержали свою первую победу над немецкими самолетами на Балтике.

Летающая лодка М-9

Первая мировая война ознаменовалась боевым применением торпед с самолетов берегового и корабельного базирования, уничтожение подводной лодки самолетом, ударами палубной авиации по береговым целям. Здесь по многим позициям первенство принадлежит англичанам.

В 1918 году семь аэропланов с линейного крейсера Furious нанесли первый в истории удар палубной авиации по вражескому аэродрому. Неожиданная для немцев атака достигла успеха: авиабаза Tondern окуталась дымом пожаров. Тогда ни один участвующий в операции летательный аппарат на корабль не вернулся: посадки на палубу продолжали считаться слишком опасными. Четыре летчика дотянули до сухопутных аэродромов в нейтральной Дании.

Британские авианосцы помогли СССР

Между мировыми войнами авианосцы строили Великобритания, США и Япония, один подобный корабль появился у Франции. Англичане активно использовали палубную авиацию на протяжении всех семи лет вооруженной борьбы с Германией и ее сателлитами в Европе и Африке.

Еще одну историческую атаку англичане произвели в ноябре 1940 года. Подойдя к главной базе итальянского флота в Таранто, авианосец Illustrious поднял 21 самолет. В сумерках они провели блестящую боевую операцию. Ценой двух бипланов устаревшей конструкции потоплены три линкора и два вспомогательных судна, уничтожен крейсер и портовые запасы топлива. Половина итальянского флота вышла из строя, что дало англичанам временное господство в Средиземном море.

Британские авианосцы пришли нам на выручку в трудном 1941-м. В июле-сентябре 1941-го участие в арктических операциях Флота Метрополии приняли легенды мирового кораблестроения. Первый в мире авианосец классической компоновки, со сплошной летной палубой от кормы до носа HMS Argus, переоборудованный из линейного крейсера, первый скоростной авианосец с ходом 30 узлов HMS Furious и представитель серии «защищенных авианосцев» с бронированной летной палубой HMS Victorious.

HMS Argus

Они поднимали самолеты для ударов по базам фашистов в северной Норвегии, обеспечивали доставку в Мурманск и Архангельск истребителей Hawker Hurricane. Они поступали нам как в разобранном виде, так и перелетали с палубы авианосцев на береговые аэродромы. Позднее, когда арктические конвои пошли сплошным потоком, их прикрывали английские и американские «конвойные авианосцы», представлявшие коммерческие суда с установленными на них ангарами и летной палубой.

Страна Восходящего Солнца

Господство Британии на море вызывало зависть у ее восточного союзника. И вот в 1935 году выходит книга «Japan must fight Britain» («Япония должна сразиться с Британией»). Она стала руководством к практическим действиям японских милитаристов, ведущих подготовку к мировой войне. Ее автор Ishimaru Tota писал: «Когда война становится неотвратимой, еще до ее официального объявления, ненужно медлить. Удаль всегда помогала в бою: быстрые действия воодушевляют воина больше, чем хорошо продуманный, осторожный план. А уничтожение вражеского флота - сладкий путь к победе. Лучшее время нанести удар по вражеским кораблям – когда они находятся в базах, не ожидая нападения».

За примерами «удали» японских милитаристов далеко ходить не надо. Без объявления войны они развязали боевые действия против Китая (потопление 25 июля 1894 года крейсером «Нанива» английского парохода Kow-shing, перевозившего китайских солдат), России (торпедная атака миноносцев 9 февраля 1904 года на базу русского флота в Порт-Артуре), США (налет палубной авиации 7 декабря 1941 года на Перл-Харбор). Все войны, которые на протяжении последних полутора веков вела Япония, начинались ею вероломно, так, чтобы сильным первым ударом обрести преимущество.

В начале тридцатых главной темой для Токио было расширение присутствия в Китае. Цель - черпать с материка ресурсы и сбывать на необъятном китайском рынке промышленные товары. Один “fait accompli” за другим – вот суть японской политики в Китае (включая Манчжурию) в первой половине двадцатого века.

Начиная с января 1931 года, обязанности по контролю за китайскими водами перешла к авианесущим кораблям. Тогда к берегам Поднебесной впервые направились ударное соединение во главе с авианосцами «Хошо» (первый корабль этого класса, построенный в Азии) и «Кага» (переделанный из линейного корабля – тогдашнего символа морской мощи).

Палубные самолеты использовались для бомбардировок Шанхая, через порты которого шел основной оборот китайской внешней торговли. Затем японские авианосцы довольно часто привлекались к операциям по «защите японских интересов», а по сути дела – к агрессии в отношении соседнего государства.

В 1937 год японский флот обладал 219 боеготовыми самолетами, включая 105 бомбардировщиков и торпедоносцев, 66 палубных истребителей и 48 аэродромных бомбардировщиков. На авианосцах постоянно базировались 90 самолетов.

Авианосец "Дзуйкаку"

Когда, 8 июля 1937 года, произошел случай на мосту Марко Поло возле Пекина (стычка между китайскими и японскими солдатами), к китайскому берегу немедленно выдвинулись три японских авианосца. Вскоре в военные действия оказались втянутыми практически все японские палубные самолеты: морские летчики выделялись от армейских коллег более высоким уровнем профессионального мастерства.

Резкий рост расходов на военно-морские вооружения привел к тому, что в 1938 году Япония увеличила численность самолетов корабельного базирования до четырехсот. Под них строились весьма передовые по тем временам тяжелые и легкие авианосцы.

Захватив все тихоокеанское побережье Китая, в конце тридцатых Япония выбирала очередную жертву. Долгое время велся поиск «оптимального» решения: следует наносить удар в северном или южном направлении? Армия ратовала за северное, флот – за южное.

Разгромное поражение на реке Халхин-Гол, нанесенное японским милитаристам летом 1939 года советско-монгольскими войсками под командованием Георгия Константиновича Жукова, охладило генеральский пыл. Для военных и политиков стало ясно: по качеству и количеству бронетанковой и авиационной техники, уровню мобильности войск и возможностях по их материально-технической поддержке на материке Страна Советов опережает противника на пять-десять лет. Адмиральское слово в ставке императора Хирохито зазвучало весомее генеральского. В итоге, верховное главнокомандование выбрало южное направление.

Бомбардировщик как инструмент умиротворения агрессора

Первым шагом в обеспечение «прорыва на юг» стало заключение пакта о нейтралитете между СССР и Японией. Его подписали в Москве 13 апреля 1941 года. Договаривающиеся стороны признали имеющиеся у каждой интересы и приобретения на Дальнем Востоке и согласились не вмешиваться в дела друг друга в случае войны с другими государствами.

Пакт оказался выгодным обеим сторонам. Советский Союз смог сосредоточится на отражении гитлеровской агрессии. Япония же на пять лет обеспечила себе надежный «тыл», с получением крайне необходимых экономике страны ресурсов путем нещадной эксплуатации нефтяных и угольных концессий на Сахалине. Кроме того, с устранением угрозы налетов советских бомбардировщиков, существенно повысилась безопасность столицы, крупнейших промышленных центров, коммерческих портов и военно-морских баз.

На последнем пункте стоит остановиться подробнее. Бурное развитие советской авиации в тридцатые годы привело к созданию бомбардировщиков, особенно эффективных против «картонных» японских мегаполисов. Речь идет о самолете ТБ-3 конструкции Андрея Николаевича Туполева, - на трех авиазаводах их выпустили большой серией - более восьмисот. Действуя с аэродромов в Приморье, четырехмоторные гиганты могли донести смертоносные «гостинцы» до большинства населенных пунктов на островах Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю, коль скоро они располагались в пределах 1500-км радиуса с центром во Владивостоке.

С учетом большой перегоночной дальности ТБ-3 и опыта длительных перелетов (трое и более суток в воздухе), выполненных советскими геройскими авиаторами («Сталинский маршрут», визит в США), Военно-воздушные Силы Рабоче-крестьянской Красной Армии могли за сравнительно короткий срок сформировать в Приморье крупную авиационную группировку, способную «вбомбить» Японию в каменный век.

ДБ-3

Вслед за ТБ-3 на вооружение ВВС РККА поступили меньшие по внешним размерам, но более скоростные и маневренные двухмоторные бомбардировщики с дальностью полета четыре тысячи километров, созданные на основе опытных ЦКБ-26 и ЦКБ-30. Большой серией выпускались ДБ-3М и ДБ-3Ф (Ил-4), всего было собрано около семи тысяч таких самолетов.

Выпуск ДБ-3Ф (Ил-4) наладили на нескольких авиазаводах, в том числе Иркутске и Комсомольске-на-Амуре. Летно-технические данные бомбовозов конструкции Сергея Владимировича Ильюшина позволяли советским экипажам действовать достаточно эффективно даже при противодействии развитой системы ПВО, которую Япония в конце тридцатых – начале сороковых еще не построила.

Подводный флот

Советский Союз в годы правления Сталина авианосцами не занимался. Принимая во внимание огромное превосходство Великобритании, США и Японии в силах и средствах ведения войны на море, на наш военно-морской флот возлагались задачи, в основном, оборонительного характера.

Важным «инструментом» сдерживания агрессора выступала значительная группировка подводных сил.

Первую советскую подводную лодку для Морских Сил Дальнего Востока заложили на Балтийском заводе в Ленинграде 20 марта 1932 года. Она относилась к Типу «Щ» V серии и получила обозначение «Щ-11». Летом 1932 года субмарину доставили по железной дороге во Владивосток. Для этого она была разобрана и разложена по контейнерам с надписью «Сельхозтехника». Сборка выполнялась на «Дальзаводе», спуск на воду состоялся 12 декабря 1932 года. Одновременно на Дальний Восток прибыла группа черноморских и балтийских подводников.

С-56 - подлодка-памятник во Владивостоке

На 22 июня 1941 года советский ВМФ имел в строю 211 подводных лодок, в том числе на Тихом океане - 85. Правда, «численность» во многом обеспечивалась сравнительно малыми субмаринами типа «М», годными лишь для береговой обороны. Вместе с тем, перспектива «неограниченной подводной войны» на морских коммуникациях с использованием субмарин нескольких проектов (как небольших «М», так и средних «Щ» и «С») для Токио была смертельно опасной. Она грозила разорвать транспортные потоки между островным государством и захваченными ею территориями на материке.

Ни одна другая страна, включая США и Великобританию, в конце тридцатых – начале сороковых годов не имела столь действенных «инструментов» эффективного сдерживания японского милитаризма, каковые создал себе Советский Союз. Представляется, что именно наличие на Дальнем Востоке значительных сил авиации и подводного флота заставила Японию отказаться от нападения на СССР в 1941-1942 гг., к чему ее тщетно призывали союзники по «антикоминтерновскому пакту» - Германия и Италия.

Страхи и их воплощение

Отказавшись от нападения на «северного соседа», японские милитаристы приняли решение в пользу «южного похода». Правительство Японии намеревалось сполна воспользоваться плодами военного поражения Франции и Голландией, нанесенного им гитлеровской армией в 1940 году. Целью Токио было прибрать к рукам колонии европейских государств в Юго-восточной Азии и, тем самым, обеспечить метрополию источниками питания, каучука и нефти.

Внутреннее производство нефти в Стране Восходящего Солнца составляло 400 тысяч тонн, а потребление – 5 миллионов (данные по 1940 году). При этом годовое производство нефти в голландских колониях Юго-Восточной Азии превышало 8 миллионов тонн.

Отметим, что японцам было известно о нефтяных месторождениях на Сахалине. Более того, с согласия советского правительства, они добывали как в южной, так и северной частях острова и нефть, и уголь. Однако в то время залежи углеводородного топлива на южных островах Тихого Океана считались существенно большими, чем на Севере.

Палубный истребитель Митсубиши A6M Zero

Главное опасение Токио вызывала политика Белого Дома. Там не собирались потворствовать захватническим планам азиатских конкурентов. С приходом к власти президента Рузвельта позиция Вашингтона по «китайскому инциденту» (как японские милитаристы называли развязанную ими войну с правительством Чан Кайши) неуклонно ужесточалась. Главным инструментом давления на Токио избрали ограничение экспорта в Японию стратегических материалов – железной руды, металлолома, нефтепродуктов. В то время как Советский Союз сокращал помощь борющемуся Китаю (последствия соглашений апреля 1941 года), Соединенные Штаты ее наращивали.

Пытаясь просчитать последствия политики по экспансии в южном направлении, японские аналитики вели глубокий анализ складывающейся обстановки в области вооруженной борьбы.

В этой связи стратег Nakamura писал: «Более сильная морская держава способна задушить нашу торговлю и отрезать нас от поставляемых ресурсов даже не посылая в наши территориальные воды ни одного своего корабля. Большинство торговых судов, что направляются в японские порты, ходят по океанским и морским линиям. Более сильный противник их может закрыть. Установив блокаду, враг, без сомнения, затем прибегнет к попыткам подавить наше сопротивление путем нанесения ударов с моря по наименее защищенным берегам, используя надводные корабли, подводные лодки и авиацию. Практически все наши крупные коммерческие и военные порты открыты для атаки с моря. Так что противник прекрасно знает, что ему атаковать и в какой последовательности, чтобы побыстрее нас ослабить. За ним будет внезапность действий и возможность сконцентрировать силы для серии ударов, последовательно, одну за другой, перебирая цели, каждый раз выбирая из великого множества такую, что ему больше нравится. Тем временем мы будем вынуждено распылять силы, готовясь обороняться со всех направлений. Наши крупнейшие города и промышленные центры… открыты для ударов с воздуха. В лучшем случае, силы самообороны смогут оказать сопротивление, выбив у противника какое-то число кораблей при их приближении к берегу. Но мы не сможем оказать существенного сопротивления воздушному флоту вторжения. Единственным средством противодействия подобной атаке может стать лишь могучий океанский флот. Он должен быть достаточно сильным для того, чтобы очистить омывающие наши берега океанские воды и сделать невозможным пребывание в них авианесущих кораблей противника. Сегодня морская и воздушная мощь государства становятся синонимами».

По сути дела, Nakamura правильно предугадал тип «инструмента», с помощью которого США могли обеспечить победу над Японией – мощный авианосный флот.

Вслед за гитлеровским нападением на Польшу в сентябре 1939 года Великобритания объявила Германии войну. Вашингтон примеру Лондона не последовал. Правда, США стали оказывать Великобритании масштабную военно-техническую помощь, включая охрану атлантических конвоев кораблями ВМС США. Американская экономика ускоренно переводилась на военные рельсы. Быстро увеличивалось производство военно-морской, авиационной и амфибийной техники.

Продолжение


Владимир Карнозов


комментарии (3):

0стровитянин      06/04/2015 [03:05:23]#1
Добрый день, Владимир!
Статья как исторический экскурс - да.
Но я боюсь, что от Истории Вы скатитесь в постоянно муссируемый вопрос о срочной необходимости для РФ строить авианосцы СЕЙЧАС.
Но на дворе уже 21 век и даже не первое его десятилетие.
И переносить реалии ВМВ в наше время - не оптимальное мировоззрение.
А к этому как раз относятся и мысли об огромной протяженности морских границ РФ - что не является фактом отнюдь, а общим заблуждением. И мысль о "кто владеет торговыми путями - тот владеет миром" - это вообще относится к периоду ПМВ и ПОСЛЕ нее. Уже в ВМВ использование крейсеров (а именно они были предназначены для операций против торговых морских коммуникаций) ушло в прошлое.

Диорит      10/04/2015 [15:02:35]#2
А как исторический экскурс - тоже нет.
Потому что по стилю она годится только в пропагандистские листовки "За Расею великую". Историки таким жаргоном брезгуют, а автор - вполне.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      13/04/2015 [13:34:17]#3
2 Диорит

Во-первых, автор статьи не историк и это не исторический труд, а лишь исторический экскурс. А во-вторых, если призыв "За Россию великую" у Вас вызывает изжогу, это Ваши проблемы. Не нравится великая Россия, меняйте гражданство.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

AVIA.RU
Дважды обманувшая смерть. Памяти журналистки Ольги Божьевой
ФАВТ
Памяти товарища Сафро Бориса Давидовича
Виктор Горлов
Борис Павлович Бугаев – явление в отечественной авиации
AVIA.RU
История летной службы отечественной гражданской авиации
AVIA.RU
Трехтомник по истории авиационного двигателестроения России
AVIA.RU
Издан уникальный фотоальбом «История авиации России»
AVIA.RU
Ушел из жизни Владимир Николаевич Кривошеев
Росавиация
Михаилу Михайловичу Терещенко исполняется 80 лет



Валерий Окулов
Поздравление со 100-летием Гражданской авиации России
AVIA.RU
Ушел из жизни Владимир Владиславович Солдатов
Юрий Михальчевский
Будущее – в нашей истории!
AVIA.RU
Владимиру Горбунову исполняется 60 лет
Борис Елисеев
За полвека – три ректора!
AVIA.RU
Памятник А.Н. Туполеву и новый музей открыты в год 100-летия ОКБ Туполева
AVIA.RU
Николай Столяров - основоположник советской авиационной эргономики
журнал "АвиаСоюз"
Школа летчиков-испытателей: славная история, современные реалии
журнал "АвиаСоюз"
Профессионализм и ответственность

Ветеран, который всегда в строю
AVIA.RU
Пилот, руководитель, общественный деятель
Згировская Е.Д.
Памяти Виктора Дмитриевича Кузнецова
Владимир Карнозов
Как Америка Москве «Томагавками» помогла
Крылья Родины
Стратегия успеха Виктора Чуйко
AVIA.RU
Александру Яновичу Книвелю исполняется 70 лет
Росавиация
Памяти Юрия Петровича Дарымова
Росавиация
Памяти Виталия Александровича Соломатина
AVIA.RU
Памяти Алексея Маркияновича Горяшко
Росавиация
Памяти Стромова Анатолия Петровича
Росавиация
21 сентября 2021 года ушел из жизни Петр Дмитриевич Жильцов_
Ростех
Авиастар - завод для «толстых» фюзеляжей

Ушла из жизни З.П. Румянцева

Ушел из жизни Николай Васильевич Рыжаков
Владимир Карнозов
Появление и развитие тяжелого истребителя
AVIA.RU
Поздравляем Василия Сергеевича Шапкина с 60-летием
AVIA.RU
Иркутский авиазавод: крылья России
Илья Вайсберг
«АНТОНОВ»: 75 лет в полете!
Ростех
Путешествие с Ростехом: Самара
Борис Елисеев
МГТУ ГА - крупный авиационный образовательно-научный комплекс
Ростех
Александр Яковлев: «Конструктор должен быть и мечтателем»
Ростех
Авиация – космосу: связанные одним небом
Александр Книвель
Александр Иноземцев - легенда российского авиастроения

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC3Cqb
Перевозка грузов: http://perevozki.youdo.com/city/furniture/assembly/, отзывы.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer