Михаил Гуревич совместно с Артемом Микояном разрабатывал легендарные истребители МиГ. Кроме того, Гуревич спроектировал несколько моделей управляемых ракет.
Мемориальную доску Герою Социалистического Труда, лауреату Ленинской и шести Госпремий СССР установили на фасаде дома номер 17 на улице Беговой, где более 30 лет жил авиаконструктор. 20 июня 2012 года состоялось ее торжественное открытие.
Автором мемориальной доски стал молодой скульптор - Карэн Саркисов. Установка мемориальной доски проводится по инициативе и за счет средств ОАО «Российская самолетостроительная корпорация «МИГ». Два с половиной года шло оформление разрешения установить доску на доме.
На торжественное мероприятие собрались ветераны РСК «МиГ», руководители предприятия, представители ВВС.
О Михаиле Гуревиче много теплых слов сказали гендиректор РСК «МиГ»Сергей Коротков, руководитель инженерного центра «ОКБ им. Микояна» Владимир Барковский, бывший главком ВВС, Герой России, генерал армии Владимир Михайлов.
Генерал-лейтенант авиации летчик-испытатель Герой Советского Союза Степан Анастасович Микоян вспомнил, что провожая своего заместителя на пенсию, его дядя сказал: твое имя будет жить всегда в тех самолетах, которые мы с тобой создали, и которые будут создавать наши наследники в ОКБ.
Также на церемонии открытия мемориальной доски присутствовал внучатый племянник Михаила Гуревича - Андрей Савельев, именно он приложил много сил, для установки этой памятной доски.
Биография Михаила Иосифовича Гуревича:
Родился 12 января 1893 г. (31 декабря 1892 г. по старому стилю) в селе Рубанщина Суджанского уезда Курской губернии в семье винокура-механика. В 1902 г. поступил в гимназию г. Ахтырка Харьковской губернии, которую окончил в 1910 г. После окончания гимназии поступил в Харьковский университет на математический факультет. В 1911 г. был вынужден прервать учебу, так как в связи со студенческими волнениями (в 1910 г.) был исключен из университета, арестован и административно выслан за пределы Харьковской губернии. Для продолжения образования в 1912 г. уехал во Францию, где с сентября 1912 г. по июнь 1914 г. учился в университете г. Монпелье. Однако в связи с началом первой мировой войны прервал учебу и не вернулся с каникул, которые проводил дома. С 1914 г. по 1916 г. работал чертежником в разных технических конторах г. Харькова.
В 1917 г. поступил в Харьковский технологический институт на механический факультет, где учился с большими перерывами, в связи с гражданской войной, и окончил его в 1925 г. с присвоением квалификации инженера-механика по самолетостроению. В этот период работал чертежником: с 1919 г. по 1920 г. в Губтрамот и с 1920 г. по 1922 г. в Наркомздраве УССР. С ноября 1922 г. по сентябрь 1923 г. лектор в красноармейском клубе «Грядущее». В дальнейшем продолжил трудовую деятельность в ОАВУК (Осоавиахим) лектором-инструктором. В процессе учебы с группой студентов спроектировал и построил два планера – «Аист» и «Бумеранг». После окончания института из-за отсутствия возможности работать по специальности до 1929 г. работал инженером-конструктором по промышленной вентиляции во Всеукраинском отделении общества «Тепло и Сила». В дальнейшем переехал в Москву.
В авиационной промышленности с апреля 1929 г. – инженер-конструктор ОПО-4 Авиатреста (г. Москва), а с сентября того же года старший инженер завода №22. В 1930 г. работал в МосВАО. С 1931 г. на заводе №39 в ОКБ С.А.Кочеригина, а затем вместе с ОКБ был переведен в КОСОС ЦАГИ. В 1932 г. вновь вместе с ОКБ вернулся на завод №39, где проработал до 1936 г. В дальнейшем вместе с ОКБ был переведен на завод №1 на должность помощника главного конструктора С.А.Кочеригина.
С сентября 1936 г. по сентябрь 1937 г. находился в командировке в США на авиазаводах «Дуглас» в г. Санта-Моника, а затем «Мартин» в г. Балтимор. Участвовал в освоении на отечественных авиазаводах самолета Ли-2 (Дуглас ДС-3). С 9 апреля по 4 декабря 1938 г. – главный конструктор ОКБ-1 завода №84 им. Чкалова. В дальнейшем – начальник бригады завода №156. В марте 1939 г. был переведен на завод №1 им. Авиахима в ОКБ Н.Н.Поликарпова на должность начальника бригады.
Являлся одним из участников создания в декабре 1939 г. особого конструкторского отдела (ОКО) во главе с А.И.Микояном, где стал его заместителем. В октябре 1941 г. вместе с заводом №1 им. Сталина и ОКО был эвакуирован в г. Куйбышев. В связи с организацией в марте 1942 г. самостоятельного опытного завода №155 (ОКБ-155) во главе с А.И.Микояном был переведен на новое предприятие и назначен его заместителем. На должности заместителя главного конструктора утвержден в феврале 1944 г. В марте 1957 г. был назначен на должность главного конструктора по беспилотной тематике.
Активно участвовал и внес большой личный вклад в проектирование и постройку опытных и экспериментальных образцов истребителей МиГ-1, МиГ-3, ДИС-200, И-224, И-250, И-270, И-320, МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19 и их модификаций, многие из которых длительное время изготовлялись большими сериями и находились на вооружении ВВС.
С 1949 г. по 1961 г. руководил проектированием, постройкой и испытанием крылатых ракет КС, К-10, Х-20, К-22 и их модификаций, вошедших в состав вооружения самолетов-ракетоносцев Ту-4, Ту-16, Ту-95К и Ту-22, а также ракеты КС-7 (ФКР-1) класса «земля-земля». В дальнейшем принимал участие в разработке самолёта Е-155, будущего МиГ-25.
С 1 июня 1964 г. на пенсии. После ухода на пенсию еще два месяца работал на предприятии (до 12 августа 1964 г.) в должности главного конструктора. Умер 21 ноября 1976 г. в г. Ленинграде.
Лауреат Ленинской премии (1963 г.), Государственной премии СССР 1-й степени (1941 г., 1947 г., 1948 г., 1952 г., 1953 г.) и Государственной премии СССР 2-й степени (1949 г.). Награжден золотой медалью «Серп и Молот», четырьмя орденами «Ленина», двумя орденами «Трудового Красного Знамени», орденом «Красной Звезды», медалями.
Фоторепортаж:
Также читайте статью: О конструкторе поют в небе его самолеты