Легендарный пилот Д. С. Езерский награжден орденом Ленина, орденом Боевого Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «Знак Почета», 14 медалями, в том числе «За оборону Ленинграда», «За оборону Севастополя», «Партизану Отечественной войны» I степени, югославским орденом Партизанской Звезды I степени, удостоен звания «Почетный пилот ВВС Югославии» с золотым нагрудным знаком и дипломом, орденом «Знак Почета», нагрудным знаком «Отличник Аэрофлота», многими медалями. Одному из первых самолетов «Сухой Суперджет 100» авиакомпании «Аэрофлот» присвоено имя «Дмитрий Езерский».
За героизм и мужество в годы Великой Отечественной войны 15 летчиков из фронтовых частей ГВФ были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. К сожалению, Дмитрий Сергеевич остался единственным в живых из этой героической когорты.
Дмитрий Езерский родился в рабочем поселке Жуковка Брянской области в семье железнодорожника, это был третий ребенок в семье. Однажды увидев прилетевший в Жуковку самолет У-2, на котором пилот покатал местных пацанов, в том числе и его, он решил связать свою судьбу с бескрайним небом. В 1938г. после окончания Батайской авиашколы ГВФ Езерский был направлен в Уфу, 209-й авиаотряд Уральской авиагруппы Западно-Сибирского управления ГВФ, где выполнял полеты на самолете У-2, как правило, на малых высотах.
14 июня 1941 г. его, как и других пилотов ГВФ. работавших в санитарной и сельхозавиации, перебазировали под Киев в распоряжение формировавшейся Киевской авиагруппы особого назначения ГВФ при штабе Юго-Западного фронта. 22 июня 1941 года Д.С. Езерский выполнил полет на один из аэродромов у западной границы СССР. Вскоре его назначили командиром звена, он выполнял воздушную разведку, доставку медикаментов для обороняющихся в тяжелых боях бойцов Красной Армии под Харьковым. За период с 23.07.1941 по 05.06.1942 на самолетах типа У-2 Езерский налетал 759 часов 30 минут, выполнил 312 боевых вылетов.
После переучивания на Ли-2 Д.С. Езерского перевели в Московскую авиагруппу особого назначения, во Внуково. В ноябре 1943 г. к ним на базу прилетел командующий 4-й воздушной армией генерал К. Вершинин. Он попросил командиров эскадрилий вывезти более трех сотен изголодавших и изможденных детишек с базы партизан в Крыму, недалеко от Симферополя. Вершинин не приказывал, понимая всю сложность посадки в горной местности. Командир авиагруппы Г.А. Таран, впоследствии Герой Советского Союза, вызвал Д.С. Езерского, объяснил условия предстоящего ночного полета с посадкой на небольшое плато в горах ограниченных размеров с покатом вправо, впереди лощина. С учетом большого риска для безопасности полета он принял решение лететь в составе экипажа вместе с Д.С. Езерским в кресле второго пилота. Рискованная посадка была произведена с первого захода, уход на второй круг исключался по условиям горного рельефа местности. Всего экипаж Д.С. Езерского выполнил 5 полетов, перевез 250 детей.
Вслед за ним полеты в этот партизанский лагерь выполнили и другие экипажи. Командир корабля Д.С. Езерский был представлен к званию Героя Советского Союза, но представление затерялось до 1945 г.
Затем эскадрилью Д.С. Езерского перебазировали на аэродром близ станции Хвойная, под г. Ленинградом, в 30 км от Ладожского озера. Он выполнил около 15 рейсов в дневное время в блокадный Ленинград на авиаплощадку Сосновая, когда еще не замерзла "дорога жизни" через Ладожское озеро. Доставлял продукты, обратно брал 30 человек в каждом полете – раненых и истощенных жителей Леннграда.
С июня 1944г. по январь 1945г. в составе эскадрильи транспортных самолетов 10-й гвардейской авиатранспортной дивизии ГВФ Д. С. Езерский выполнял полеты с советской авиабазы Бари (Италия) в тыл противника в расположение Народно-освободительной Армии (НОА) Югославии. В августе 1944г. он совершил полет на неподготовленный аэродром в горах к югославским партизанам. Так продолжалось до тех пор, пока отряд партизан не был полностью обеспечен боеприпасами и продовольствием. Обратными рейсами вывозили раненых. Войска НОА Югославии и партизаны вели в конце 1944 года боевые действия в районах с очень сложным горным рельефом. Чтобы добраться до них, создавались посадочные площадки, всего в нескольких километрах от немецких позиций, в долинах рек, в ущельях. Подходы к ним были очень трудны, от пилотов требовались не только высокая техника пилотирования, отличная штурманская подготовка, но и смелость, осмотрительность. На некоторые площадки, на которые умело сажали свои самолеты советские летчики, англичане и американцы, также помогавшие в то время югославам, приземляться не решались.
Всего за время войны Д.С. Езерский выполнил 226 ночных полетов, из них 88 с посадкой. В том числе из Внукова к партизанам Белоруссии 137, из них 8 с посадкой.
Приведу извлечение из боевой характеристики:
«…В авиагруппе Особого назначения с 10 июля 1944 года. При выполнении полетов в тыл противника в расположение Народно-освободительной Армии Югославии проявил выдающееся мужество, настойчивость и отличную технику пилотирования. С 5 октября по 2 декабря, как лучший командир корабля был выделен со своим экипажем в распоряжение Верховного штаба Народно-освободительной Армии Югославии. За время своей работы в авиагруппе гвардии старший лейтенант Езерский произвел 66 успешных боевых вылетов в тыл противника, налетав при этом 263 часа боевого налета. Из них 47 с посадкой в расположении партизанских частей…. За первые 41 успешный боевой вылет, из них 22 с посадкой в тылу противника, был представлен к правительственной награде и званию Героя Советского Союза….».
После Великой Отечественной войны Езерский был командиром корабля, заместителем командира летного отряда в авиагруппе международных воздушных сообщений. В составе отдельного авиаотряда № 235 выполнял задания по обслуживанию правительственных делегаций страны инспекторскую работу в ГУГВФ, МГА, был преподавателем в УТО ЦУМВС.
Из ходатайства командира отдельного авиаотряда 235 полковника Б.П. Бугаева о назначении Д.С. Езерскому персональной пенсии:
«Командир корабля Езерский в числе первых экипажей Аэрофлота был зачислен в июне месяце 1956 года в 235-й отряд для выполнения специальных летных заданий. …Езерский выполнил лично со своим экипажем свыше 30 специальных летных заданий с правительственными делегациями СССР и зарубежных стран. В числе первых экипажей на самолете Ил-14 выполнял специальные полеты в Йемен, Вьетнам, Китай, Швецию, Болгарию, Данию, Ирландию и другие страны. Все указанные особые полеты выполнены с высокими оценками со стороны главных пассажиров. …Тов. Езерский беспрерывно работает в системе ГВФ свыше 25 лет, из них 21 год на летной работе. За время летной работы налетал безаварийно свыше трех с половиной млн км. За весьпериод работы в ГВФ характеризуется только с положительной стороны…. »
С 1960 г. по 1977 г. Д.С. Езерский работал в ГУГВФ и МГА СССР. Это были годы интенсивного развития ГА, необходимо было решать вопросы обеспечения безопасности полетов, в том числе при УВД.
Состояние кадров УВД было критическое: низкая укомплектованность, большая текучесть, отсутствие каких-либо льгот. Я не мог представить, что судьба близко сведет меня с Дмитрием Сергеевичем. После перевода из Казахского УГА в Москву (НЭЦ АУВД, ОДСтрой АС УВД «Теркас») по роду своей деятельности взаимодействовал с руководящим и инспекторским составом УДС МГА. Летом 1975г. состоялось личное знакомство с Дмитрием Сергеевичем, потом - совместная работа в УДС.
Несмотря на его легендарность, он – скромный человек. Никогда не кичится героическими подвигами, обладает необычным чувством юмора.
Спустя 10 лет, как Д.С. Езерский перешел из МГА на другую работу, положительни решены многие вопросы УВД:
- на базе учебных заведений ГА была организована подготовка классных специалистов УВД, что позволило повысить укомплектованность;
-внедрен график работы службы движения в шесть смен, введены надбавки к должностному окладу специалистам УВД за высокий уровень подготовки и их квалификации, пенсия за выслугу лет.
- на диспетчеров, непосредственно осуществляющих УВД, распространены льготы по оплате путевок на санаторно-курортное лечение, предусмотренное для летного состава. Введено в действие Положение о нагрудном знаке “За безаварийное УВД;
- введена пенсия за выслугу лет для работников, осуществляющим УВД. Установлены для РП надбавки за класс квалификации в размерах, предусмотренных для диспетчеров, непосредственно осуществляющих УВД.
- диспетчерам УВД на АС УВД установлены дифференцированные доплаты за интенсивность труда в размере до 12% должностного оклада;
- диспетчерам УВД установлен дополнительный отпуск до 33 рабочих дней и продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю.
В решении этих и других актуальных для службы движения ГА проблем трудно переоценить заслуги Д.С. Езерского.
Уйдя на заслуженный отдых, Езерский не теряет связи с коллегами по работе в МГА СССР. Если позволяет здоровье, он принимает активное участие во встречах с ветеранами-движенцами центрального аппарата ГА. Он всегда является душой нашей компании ветеранов
Хотелось бы пожелать уважаемому Дмитрию Сергеевичу крепкого здоровья на долгие годы, семейного благополучия, счастья и удач!
Евгений Королев, заместитель председателя ветеранской
организации центрального аппарата ГА
(РОО «Авиаветеран»)