14 октября 2005 года, Рыбинск, ЗАО "ВолгАэро"
14 октября 2005 г. в городе Рыбинск состоялось торжественное открытие "ВолгАэро" - совместного предприятия компании "Snecma" (SAFRAN Groupe) и ОАО "НПО "Сатурн" по производству деталей двигателя SaM 146 - силовой установки будущего семейства российских региональных самолетов (RRJ), разрабатываемых ЗАО "Гражданские самолеты Сухого".
Немного истории:
- летом 2001 года компания Сухой и АК им. Ильюшина подписали с компанией Boeing соглашение о совместной работе над проектом среднемагистрального самолёта RRJ вместимостью 65, 75 и 95 мест.
- в феврале 2002 года в Москве создаётся совместное конструкторское бюро.
- апрель 2002 года, Snecma и НПО "Сатурн" предлагают двигатель SaM 146 для установки на RRJ.
- в апреле 2003 года SaM 146 выбран компанией "Сухой" в качестве силовой установки RRJ
- июль 2004 года, Snecma и НПО "Сатурн" создают совместное предприятие PowerJet для управления программой SaM 146.
- весной 2005 года создаётся ВолгАэро - совместное предприятие Snecma и НПО "Сатурн".
- в августе 2005 года Snecma и НПО "Сатурн" заключают с MDS Arro Support (Канада) контракт по строительству испытательных стендов по программе SaM 146.
Открывая церемонию, генеральный директор ОАО "НПО "Сатурн" Юрий Ласточкин рассказал о перспективах SaM 146.
Рынок небольших реактивных самолетов, включая региональные реактивные самолеты, а также небольшие магистральные реактивные самолеты, динамично растет. Это конкурентный рынок, который требует специализированных самолетов и двигателей. Благодаря своим техническим возможностям "Snecma" и НПО "Сатурн" объединили свои усилия, чтобы произвести новую силовую установку SaМ146.
Двигатель SaМ146 обладает всеми необходимыми техническими характеристиками для того, чтобы начать борьбу с многочисленными конкурентами на рынке, где запросы заказчика относительно стоимости владения, надежности вылета, легкости техобслуживания и экологической безопасности очень высоки. Новейшие освоенные технологии, использованные на этом двигателе, обеспечат авиакомпаниям наилучший экономический эффект при коммерческой эксплуатации.
Первый двигатель будет поставлен на крыло уже в 2006-2007 годах. На 2008 год намечена сертификация SaM 146 EASA и АР МАК, сертификация RRJ АР МАК и ввод в эксплуатацию. Сертификация RRJ EASA запланирована на 2009 год.
Вот он торжественный момент.
В церемонии открытия принимали участие: Министр промышленности и энергетики РФ Виктор Борисович Христенко, Руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Сергеевич Алёшин, Посол Франции в России Жан Каде, Губернатор Ярославской области Анатолий Иванович Лисицын, Президент Генеральный директор фирмы Snecma группа SAFRAN Марк Вантр, Генеральный директор ОАО "НПО "Сатурн" Юрий Васильевич Ласточкин, Вице-президент группы SAFRAN Генеральный директор отрасли "Двигатели" Жан-Поль Эртеман, Генеральный директор ОАО "АХК "Сухого" Михаил Асланович Погосян и другие приглашённые почётные гости.
Генеральному директору СП Анатолию Анатольевичу Зеленцову и Исполнительному директору предприятия Жан-Жаку Буланже был вручён символический ключ завода ВолгАэро.
С приветственной речью к присутствующим обратился Виктор Христенко:
Дамы и господа!
Сегодня мне в высшей степени приятно присутствовать на этом событии. Это торжество особого значения, которое символизирует возможности, в первую очередь, российских промышленников создавать высочайшую по мировым меркам высокотехнологичную продукцию, в которой так остро нуждается промышленность России.
Это событие, которое является глубочайшим подтверждением возможностей России для кооперации с самыми яркими, самыми значимыми партнерами в области высоких технологий, авиационной промышленности. Осматривая производство НПО "Сатурн", завод "ВолгАэро", мы отметили высокий корпоративный уровень предприятия, его корпоративные ценности, которые нам понравились абсолютно во всем. И сегодняшнее событие тому подтверждение.
Это совместная высокая оценка, совместное признание возможности разговаривать на одном профессиональном языке российских и французских специалистов, это демонстрация квалификации "Сатурна" в научной и конструкторской работе, в использовании высочайшего уровня станков и оборудования на производственной площадке.
Именно эти моменты в настоящее время наиболее ценны и наиболее значимы для страны, для российского Правительства. Именно поэтому я хочу от имени Правительства Российской Федерации поздравить не только участников торжества - НПО "Сатурн" и компанию "Снекма", но и нас всех со столь значимым событием, которое еще раз подчеркивает высокие возможности России совместно с французскими коллегами в создании самой передовой, самой высококлассной продукции, соответствующей нашему времени.
Для России авиация в последнее время тема, не сходящая со страниц газет, из залов совещаний, переговоров. Поэтому сегодня здесь так много официальных лиц и журналистов. И это не случайно, поскольку авиация в высшей степени демонстрирует концентрацию мысли, достижений и возможностей, отражает перспективы российской промышленности.
Мне очень приятно, что сегодня, присутствуя здесь, мы видим один из важнейших этапов большого проекта, который реализуется совместно с нашими французскими коллегами. Я говорю о создании сердца российского регионального самолета, двигателя SaM146. Мне очень приятно познакомиться с экземпляром этого "сердца" в натуральную величину, и пока масштабированной копией самого российского регионального самолета, для которого это сердце уже приготовлено.
Я абсолютно убежден, и мою уверенность разделяют наши партнеры, что к апрелю 2007 года двигатель для этой новой машины будет сертифицирован.
И сегодня можно уверенно сказать, что скоро мы с вами будем присутствовать на таком же приятном событии, посвященном российскому региональному самолету с "сердцем", макет которого представлен сегодня в натуральную величину.
Сегодняшнее событие весьма значимое и символическое для нас еще и потому, что сотрудничество французских и российских лидеров в области двигателестроения, международная интеграция в таком крупном проекте, как создание двигателя SaM146, демонстрирует не намерения, не планы, а продукт, совместный продукт, реализацию возможностей, работу на будущее. Поэтому я еще раз хочу поздравить вас с важнейшим стартом.
Абсолютно уверен, что поздравлять надо не только руководителей, поздравлять надо коллективы "Сатурна" и "Снекмы", что у них есть такие руководители, которые дают возможность видеть перспективу, работать на перспективу в столь достойных условиях.
Хочу поздравить и жителей города Рыбинска с тем, что именно здесь, в оборонном центре, возрождается роль, место и дух российской промышленности.
С большим-большим вас праздником.
Спасибо.
Борис Алёшин вручил руководителям ЗАО "ВолгАэро" лицензию Федерального агентства по промышленности на производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения.
Церемонии открытия СП предшествовала экскурсия по производственным цехам НПО "Сатурн" в ходе которой Юрий Ласточкин познакомил гостей с продукцией завода и программой модернизации двигателей гражданской и транспортной авиации, а также с совместными программами с ОАО "Газпром" по созданию серии газотурбинных агрегатов для транспортировки газа и РАО "ЕЭС России" по производству газотурбинных приводов мощностью более 100 МВт.
Гостям были продемонстрированы образцы продукции военного назначения - двигатели для боевых летательных аппаратов и БПЛА, газотурбинные двигатели для надводных кораблей ВМФ.
Журналистам был показан "мозг" предприятия. Сегодня НПО Сатурн обладает самым производительным суперкомпьютером в промышленности СНГ, который позволил в 50-60 раз повысить производительность инженерных расчётов (прочностных, аэродинамических, тепловых). Его производительность 768 ГФлопс. Это 128 процессоров Intel Xeon 3.6 ГГц и 8 Intel Itanium, 384 Гб оперативной памяти и 6 Тб дискового пространства.
6000 компьютеров на 4-х площадках объединены высокоскоростными каналами в единую корпоративную сеть. Использование 3D-систем автоматизированного проектирования позволяют значительно сократить сроки и стоимость разработки двигателей. Например, для разработки в СССР двигателя АЛ 31 понадобилось 15 лет и 50 опытных двигателей, а на SaM 146 - отпущено всего 4 года и 8 двигателей.
Эти системы уже использовались при создании Д30КП "Бурлак" - двигателя полностью соответствующего всем требованиям Главы 4 ИКАО по эмиссии вредных веществ и уровню шума на местности. "Бурлак" способен решить проблему ремоторизации самолетов Ил-76 и Ил-78, которые смогут и после 2006 года беспрепятственно совершать авиаперевозки за пределами России.
Безусловно, такая концентрация интеллектуального, производственного потенциала и те темпы продвижения программы RRJ, которые демонстрирует фирма Сухого, вселяют в нас надежду на успешное завершение проекта в намеченные сроки.
Как сказал Виктор Христенко: "Проект RRJ признан приоритетным". В августе 2005 года на авиационно-космическом салоне "МАКС-2005" российское правительство выделило ЗАО "ГСС" 7,9 миллиарда рублей на выполнение опытно-конструкторских работ по программе RRJ, 30% из которых пойдут на создание двигателя.
Создалось впечатление, что все участники процесса едины в понимании основной стратегической задачи российской промышленности - создание конкурентоспособного продукта. Только это позволит нашему авиапрому стать частью глобального мирового рынка, а задача правительства всецело способствовать этому процессу.