16 мая 2024 г., AviaStat.ru – Вложения Турции в реализацию проекта по разработке национального боевого самолета Kaan составили в общей сложности на данный момент $2 млрд, заявил гендиректор компании TAI (Turkish Aerospace Industries) Темель Котиль. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на газету Dunya.
"Мы потратили на проект большой объем средств. На данный момент вложения в Kaan составили $2 млрд", — сказал Котиль. Гендиректор компании отметил, что по своим характеристикам турецкий истребитель превосходит F-35. Он может нести до 10 тонн боеприпасов в сравнении с 6 тоннами у F-35, у него более эффективный двигатель. В целом, по его словам, сравнивать Kaan стоит только с американским истребителем F-22. О цене одного самолета Котиль не сообщил, но напомнил, что стоимость единицы F-35 составляет $130 млн.
Котиль сообщил, что в 2028 году компания планирует передать ВВС республики 20 единиц Kaan, а в дальнейшем производить сотни этих машин. При этом все для этого самолета, кроме двигателя и кресла-катапульты, производится силами турецкого ВПК. А в 2028-2029 годах TAI рассчитывает перейти на собственные двигатели. Это, по словам Котиля, является обязательством с точки зрения интересов национальной обороны.
Истребитель Kaan (изначально TF-X, Turkish Fighter - Experimental) создается TAI с декабря 2010 года в рамках программы "Национальный боевой самолет" (Milli Muharip Ucak, MMU). Контракт на первичное проектирование и создание концепции самолета был заключен в августе 2011 года, а соглашение на его разработку - в августе 2016 года.
По данным портала Aviacionline, конвейер по окончательной сборке самолетов Kaan заработал в ноябре 2022 года. Выкатка опытного истребителя состоялась в начале 2023 года, пробное зажигание его двигателей - 12 февраля того же года. Еще спустя месяц, 17 марта, осуществлены первые рулежные испытания самолета на низкой скорости. 21 февраля истребитель вылетел с авиабазы турецких ВВС Мюртед в Анкаре и после тестового полета вернулся туда же. По разным данным, он провел в воздухе 13 минут, набрав скорость более 420 км/ч и поднявшись на высоту 2,4 тыс. м. Второй испытательный полет состоялся 6 мая.