17 ноября 2023 г., AviaStat.ru – Ученые Московского авиационного института (МАИ) разрабатывают покрытие, предохраняющее узлы трения новой линейки российских авиационных двигателей и энергетических установок от преждевременного износа. В начале 2024 года ожидается проведение испытаний в реальных условиях. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на данные вуза.
По словам доцента кафедры "Технология производства двигателей летательных аппаратов" Максима Ляховецкого, срок службы авиационного двигателя во многом определяется износостойкостью трущихся деталей. Из-за высоких температур и давления в зоне их контакта использовать жидкие смазки, масла, практически невозможно. Поэтому для защиты таких поверхностей необходимо разрабатывать твердые смазки.
"Такие покрытия сочетают в себе свойства смазки и износостойких материалов. Проект стал особенно актуальным при разработке линейки новых отечественных авиадвигателей. При производстве новых типов двигателей проявляются "детские болезни", и для того чтобы довести ресурс и надежность изделия до нужного уровня, необходимо внедрять новые технологии и материалы", — заявил Ляховецкий.
В настоящее время для защиты трущихся деталей двигателей используются однокомпонентные твердые смазки на металлической или полимерной основе. Один из их недостатков - невысокая прочность сцепления с подложкой, что при повышенных давлениях ведет к выдавливанию смазки из зоны контакта.
У разработки МАИ более сложный состав и структура. Покрытие представляет собой твердую никелевую матрицу, заполненную смазочным материалом — графитом. Оно, с одной стороны, обладает лучшим сцеплением с защищаемой поверхностью и хорошей износостойкостью, а с другой, позволяет уменьшить коэффициент трения. Таким образом, поверхность детали значительно меньше страдает от износа, что было доказано сравнительными испытаниями.
"Сейчас идут работы по подготовке к наземным испытаниям покрытия в составе двигательной установки. Разрабатываемые технологии могут использоваться не только в авиационных двигателях. В частности, рассматривается возможность применения новых покрытий в составе высоконагруженных узлов техники, работающей в экстремальных условиях, например космических аппаратов", — уточнили в вузе.