24 октября 2022 г., AEX.RU – Выпускники института № 3 «Системы управления, информатика и электроэнергетика» МАИ Богдан Севостьянов и Алексей Козырев стали победителями конкурса выпускных квалификационных работ в области систем навигации «Навигационный резерв». Конкурс проводился Ассоциацией разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» совместно с журналом «Вестник ГЛОНАСС». Об этом сообщает пресс-служба МАИ.
Маевцы победили в номинации «Разработка оборудования и технологий на основе ГНСС». Богдан Севостьянов представил работу «Навигационный комплекс беспилотного летательного аппарата на базе сигма-точеного фильтра Калмана», а Алексей Козырев — «Исследование свойств комплекса навигационного оборудования летательного аппарата в условиях воздействия возмущающих факторов». Обе работы выполнялись под руководством доцента кафедры 305 «Пилотажно-навигационные и информационно-измерительные комплексы» Дмитрия Антонова.
"Навигационные системы и датчики, используемые в современной авиации и робототехнике, имеют свойство накапливать погрешность. Этот недостаток частично решается построением так называемых комплексных навигационных систем, то есть объединением нескольких различных измерителей одной физической величины. Для оценки погрешностей отдельных датчиков в рамках комплексной системы часто используется алгоритм оптимального фильтра Калмана, который требует наличия линейных моделей погрешностей этих датчиков. Однако погрешности линеаризации накапливаются и в итоге сказываются на точности. Применение нелинейных математических моделей позволяет избавиться от этой проблемы. Для реализации такого алгоритма комплексной обработки информации был применен современный сигма-точечный фильтр Калмана и предложена нелинейная математическая модель приемника ГНСС", — рассказал о своей работе Богдан Севостьянов.
Как отметил Алексей Козырев, в своей работе он исследовал комплекс навигационного оборудования в условиях атмосферных возмущений, таких как перепады температур и давления, а также турбулентность. В рамках исследования был разработан комплекс программного обеспечения для исследования навигационных систем. Также были разработаны математические модели навигационных систем комплекса и математический аппарат, позволяющий моделировать атмосферные возмущения. При проведении исследования удалось определить характерные зависимости параметров нескольких навигационных систем от вариаций каждого из атмосферных параметров.