23 августа 2021 г., AviaStat.ru – Холдинг "Вертолеты России" Госкорпорации Ростех в рамках Международного военно-технического форума "Армия-2021" представил макет кабины перспективных российских вертолетов, выполненной с учетом современных требований по эргономике и функциональности. Данный макет позволит отработать сразу несколько технологий, в том числе применение сенсорной «стеклянной кабины», системы прогнозирования и поддержки принятия решений пилота и другие. Об этом сообщает пресс-служба холдинга.
Научно-исследовательская работа по созданию макета эргономичной кабины направлена на повышение безопасности полетов, а также надежности и эффективности деятельности экипажей вертолетов. Информационно-управляющее поле кабины перспективного вертолета сформировано таким образом, чтобы снизить психофизические и интеллектуальные затраты экипажа при пилотировании, а также поддерживать его полную ситуационную осведомленность.
"Во взаимодействии с ведущими научно-исследовательскими центрами и отечественными производителями авионики мы поставили себе задачу по поиску оптимальных технических решений, которые позволят нам выстроить новые принципы взаимодействия летчика и вертолета, снизить нагрузку на экипаж и влияние человеческого фактора, существенно повысить безопасность полетов. Развитие бортового радиоэлектронного оборудования уже в ближайшем будущем серьезно изменит облик современных вертолетов, и я уверен, что эта научно-исследовательская работа позволит нам встать во главе этих перемен", – подчеркнул генеральный директор холдинга "Вертолеты России" Андрей Богинский.
В ходе научно-исследовательских работ на макете перспективной кабины пилотов будут отработаны сразу несколько концепций и технологий. В частности, на демонстраторе будут изучено применение "стеклянной кабины" с современными средствами индикации и управления на едином рабочем поле сенсорной приборной доски. Еще одним направлением исследований станет применение системы интеллектуальной поддержки экипажа с интерактивными алгоритмами прогнозирования, решением задач оптимального управления, системой поддержки принятия решений, оптимизацией построения пространственно-временной траектории полета, в том числе для высокоточных полетов в условиях искусственных препятствий.
Кроме того, перспективная кабина позволит изучить концепцию оптимальной автоматизации, которая предполагает введение "виртуального пилота" и рациональное распределение функций между ним и экипажем. Также на макете будет опробована концепция применения элементов дополненной реальности с реализацией системы "синтетического видения" на основе комплексирования информации от различных бортовых датчиков и систем.
Макет кабины создан по заказу холдинга "Вертолеты России" широкой кооперацией разработчиков и производителей бортового радиоэлектронного оборудования, в которую входят ОАО "Научно-испытательный институт эргатических систем", АО "Навигатор", ФГУП "ГосНИИАС" и Научно-исследовательский испытательный центр авиационно-космической медицины и военной эргономики ЦНИИ ВВС МО РФ. Экспертной организацией по проекту выступает ГЛИЦ МО РФ им. В.П. Чкалова.